Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Колыбельные обских чатов

Этнос: Сибирские татары (обские чаты)
Конфессия: Мусульманcтво
Язык: сибирскотатарский, диалект томский
Паспорт объекта
Колыбельная традиция в культуре обских чатов сегодня активно функционирует, но является относительно закрытой областью их культуры. Колыбельные поются женщинами, реже мужчинами в камерной обстановке, наедине с ребенком. Их звучание обладает благотворным психотерапевтическим действием, успокаивает ребенка во время засыпания.

Для обозначения колыбельных исполнители используют разные термины: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоктату «ребенка укачивать», балам йелы «мой ребенок плачет», баланы утарга «ребенка качаю», бала йокла «ребенку спать», улым йокла «сын усни».

Через колыбельные ребенок впервые знакомится с интонационным миром культуры своего народа, что впоследствии помогает его социализации.


Колыбельная традиция в культуре обских чатов активно функционирует, о чем свидетельствуют имеющиеся экспедиционные аудиозаписи. Колыбельные занимают особое место в культуре, образуя в ней относительно закрытую область. Они поются женщинами, реже мужчинами во время засыпания ребенка, что не предполагает присутствия посторонних. Передача колыбельной традиции из поколения в поколение происходит только внутри семьи.


Колыбельные обозначаются разными этническими терминами: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоктату «ребенка укачивать», балам йелы «мой ребенок плачет», баланы утарга «ребенка качаю», бала йокла «ребенку спать», улым йокла «сын усни». Такая неоднородность наблюдается не только в терминологии, но и в устройстве поэтических текстов, напевов колыбельных, тембровых характеристиках исполнения.


В колыбельной традиции выделяется несколько типов укачиваний. Один из них, обозначаемый термином бишек ер (Аудио 03), связан с песенной традицией ер. Устройство этих колыбельных во многом соответствует основным структурным закономерностям песенной традиции. Они могут исполняться на песенные типовые напевы, используемые в уличных (урам ер), деревенских (аул ер), долгих (озын ер) и коротких (кыска ер) песнях, но вместе с тем и на свои, индивидуальные. Однако существует ряд ограничений, которые отличают колыбельные от песен.


В содержании поэтических текстов колыбельных часто встречаются слова-благопожелания, адресованные засыпающему ребенку. Мать, отец или ближайший родственник желает ему быстрого роста, благочестия и долгой счастливой жизни:


«Әллү-бәллү» – диярмен әле.

Сиңа теләкләр теләрмен,

Сиңа теләкләр теләрмен –

Бул бәхетле, бул тәүфыйклы,

«Үс тизрәк» – диярмен.

 

«Эллю-бэллю» – буду говорить.

Тебе пожелания пожелаю,

Тебе пожелания пожелаю –

Будь счастливым(ой), будь благочестивым(ой),

«Расти быстрей» – буду говорить.

 

Наиболее популярной у всех исполнителей является колыбельная «Әллү-бәллү, бишеге» («Эллю-бэллю, колыбель»), в последующих строках которой содержится нецензурная лексика. Старшее поколение исполнителей пропевает эту колыбельную в той же спокойной манере, что и другие образцы этого жанра, а люди среднего поколения начинают посмеиваться.


Колыбельные укачивания другого типа соотносятся с этническими названиями баланы йоктату, балам йелы, баланы утарга, бала йокла (Аудио 06), улым йокла. Среди них есть образцы, исполненные на импровизационные индивидуальные мелодии однострочной структуры (Аудио 01, 02; их нотации приведены в [1]), а также и на песенные типовые напевы строфической формы. Последние весьма сходны с бишек ер, но отличаются особой организацией поэтического текста. Для того, чтобы колыбельная получила название, к примеру, баланы йоктату, необходимо наличие в ней звукосимволических «укачивающих» слов «бай, бай», «бәү, бәү» или звучание особого тембра, который достигается тремолированием звука, сходного с «л» (Аудио 04, 05). Этот тембр является жанровым маркером тюркских колыбельных.


В поэтических текстах укачиваний поющий делится с ребенком своими думами, переживаниями о дальнейшей его судьбе:

 

Әй, бәй, бишеккә салам,

Сине салып ниләр алам?

Йөрәгемә калды.

(л-л-л…). 

 

Ай, бай, положу в люльку,

Положу тебя, каким ты будешь?

Осталось на сердце.

(л-л-л… [тембровый маркер]).

 

Можно предположить, что колыбельные укачивания второго типа сохранили в своей структуре не только следы архаичного пратюркского состояния колыбельной традиции, но и домусульманской обрядовой скотоводческой традиции, в настоящее время уже исчезнувшей у чатов. Косвенным тому подтверждением служат воспоминания исполнителей о том, что раньше старики пели специальные заговоры для успокоения самок домашних животных, вместо которых сегодня читаются мусульманские молитвы.


Колыбельной традиции в культуре обских чатов отводится весьма важная роль. Через колыбельные укачивания ребенок впервые знакомится с интонационным миром своей культуры, что способствует его социализации. 

Фото

Аудио

01 «Балам йелы» («мой ребенок плачет») в исполнении Н.С. Кусаирова из с. Юрт-Оры, Колыванского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

02 «Баланы йоктату» («ребенка укачивать») в исполнении К.А. Мустафиной из с. Юрт-Оры, Колыванского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

03 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении С.Х. Габидулиной из с. Юрт-Оры Колыванского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

04 «Баланы утарга» («ребенка качаю») в исполнении С.Х. Габидулиной из с. Юрт-Оры Колыванского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

05 «Баланы утарга» («ребенка качаю») в исполнении С.Х. Габидулиной из с. Юрт-Оры Колыванского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

06 «Бала йокла» («ребенку спать») в исполнении Н.Х. Гумаровой из с. Юрт-Оры Колыванского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

24 сентября на площади перед Театром Российской армии пройдет театральный фестиваль.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть