Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: русский, севернорусское наречие
Паспорт объекта
Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области относится к ярким самобытным явлениям народной культуры Русского Севера. Экспедиции Ленинградской консерватории в 1977–1978 годах под руководством Анатолия Михайловича Мехнецова зафиксировали богатство и разнообразие форм фольклора, бытовавших в данном районе.

Песенно-хореографический фольклор составляет одну из доминант народной традиции Верховажского района и представлен несколькими жанровыми группами, среди которых хороводные и плясовые песни, поцелуйные и свадебные припевки, игры, органично входящие в календарную и свадебную обрядность.

Специфические черты традиции воплощены в особенностях местного исполнительского стиля, проявляющегося в тесситурно-тембровых, интонационно-ладовых свойствах песен, многоголосии.


Песенно-хореографический фольклор Верховажского района Вологодской области представлен несколькими жанровыми группами: хороводными и плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми. В народной терминологии хороводы обозначаются терминами городки́, кружки́, а хороводные песни именуются свято́шными, свято́цкими, святко́вскими: «Городки только о святках» (д. Окатовская Кожино); «Городками по песням ходили» (д. Петрово, Вельск); "Кружка́ми ходили только в святки. И пели определенные так называемые святошные песни. <...> Кружками играют "у́лицей"по обе стороны рядами" (д. Клыково). Характер и формы хореографического движения в городках нашли отражение в терминах разво́дить, заводить, играть, играть улицей, ходить, ходить по песням, по песням ве́ртеться (д. Удальцовская).


Рассматриваемая песенно-хореографическая традиция сложилась на территории, расположенной по течению реки Ваги и ее притокам Кулою, Коленьге, Сивчуге, Терменьге, Пежме и охватывающей Верховажский и сопредельные районы Вологодской и Архангельской областей. Некоторые этнографические данные, касающиеся исполнительской терминологии, особенностей вариантов напевов и сюжетов выявляют на данной территории внутренние границы как минимум двух локальных традиций. Одна из них объединяет населенные пункты, расположенные по рекам Кулой и Коленьга, другая — деревни и села вдоль Московско-Архангельского тракта и на запад от него. Музыкальные характеристики хороводных песен, записанных на Коленьге и Кулое, стилистически близки напевам, бытующим в Тарногском районе Вологодской области. Общность традиций проявляется не только в сходстве напевов песен[1], но и в специфической форме многоголосия с октавным удвоением основной мелодической линии.


Система песенно-хореографических форм Верховажского района представлена несколькими жанровыми группами, каждая из которых обладает определенными жанрово-стилевыми и стадиально-стилевыми признаками. К относительно ранним слоям фольклора относятся игровые формы, свадебные и вечёрочные припевки, часть хороводов, к традиционному пласту — основной корпус хороводных (городков) и плясовых песен. Более позднюю историко-стилевую основу имеют кадрильные песни.


Основными участниками хороводов, плясок и исполнителями поцелуйных припевок была деревенская молодёжь брачного возраста. По рассказам жителей деревень, на вечёрки собиралась «одна молодежь» («только холостые»). «Маленьким нельзя становиться в игру; на вечеру́шки и парни, и девки [приходили]» (д. Конец). Исполнители подчеркивают большое значение вечерин для девушек. Вечёрки проходили либо в домах девушек, либо девушки «откупали» избу: «Сколько де́вок есть — у каждой девки по вечеру, а не в святки — по неделе. Если мала́ изба — так покупали» (д. Высотинская); «девки избу покупали — день жнут за избу» (д. Окатовская Кожино); «весь на́волок ско́сят за то, что вечерова́ли зимами» (д. Павловская Харитоновская). Девушкам необходимо было подготовить наряды для вечерования: «Одевались как пободря́е, щоб робя́там приглянуться. Как одна, так и все наряжа́ются: кума́чник с черными лентами по подолу, вышитые кофты, фартуки белые. Кото́ра тоненька, может 3 суконные юбки положит, чтоб пото́лще-то быть» (д. Паровиха). На вечёрки приходили парни из других деревень и волостей — чужаки́: «Робя́та чужаки́ приходили, а свои не чужаки. Подружки были у ка́ждова» (д. Петрово Шестиковская); «Сорок пять девиц было в деревне. Робя́та с волостей приходили, приходили из Сибири (20 км), из Ко́леньги в Масленицу. Плясать в одну избу — о ярмарке покупали, по рублю с девки на один вечер, парни не платили. Девкам важней» (д. Урусовская).


На вечеринах припевки обычно исполнялись только девушками. Во время свадебного застолья припевки могли петь и женщины, и девушки: «Бабы дерев[енские] под пола́тями [поют], деньги за припевки [платят]» (д. Старина); «Девки пели припевки, стоя перед столом» (д. Паровиха); «На свадьбе припевки поют неприглашённые» (д. Удальцовская).

Песенно-хореографические формы в Верховажье входят в систему календарной и свадебной обрядности.


В календарной обрядности выделяются следующие периоды, насыщенные разнообразными формами народной хореографии:


— вечерины осенне-зимнего (обычно с Покрова до Масленицы с особенным выделением святочного времени) и летне-осеннего (после окончания летне-осенних трудовых работ — жатвы, молотьбы и др.) периодов. «Вечеринки начинаются с Покрова до Великово говенья (Великовка)» (д. Петрово Шестиковская); «Зиму каждый вечер собирались понедельно с октября и до марта» (д. Клыково); «Святки — две недели каждый вечер вечеровали» (д. Паровиха); «Потрёпуха — девки треплют [лён]. Вечером ребята приходят, играют. Городки, кадрели. <...> игры играют под конец» (д. Паровиха). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы, вечерочные припевки, игры;


— уличные гуляния весенне-летнего периода, связанные с большими годовыми и престольными праздниками (Пасхой, Троицей и др.). «В Троицу, Духов день, Заговенье — на бору кружком играли, городки пели» (д. Удальцовская). Жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы.


Песенно-хореографические формы в системе свадебной обрядности связаны со следующими ее этапами:


— вечерины в доме невесты на неде́ле (период до свадьбы) и в канун свадьбы (девичник): «На неделе разво́дят городки. Избу купят на два-три дня, на игры. Невеста придет, городок разведёт, да плакать уйдет к себе» (д. Урусовская); «Каждый вечер невеста плачет плака́нье. Невеста шьёт, а девки играют городки <...> Невеста играет и ревёт в городке. «Мне-ка по полу ходить» — у кого какая мода» (д. Заборье). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы;


— свадебные застолья (первый стол, второй стол). «Сейчас с обо́́их сторон припевки поют, а раньше — в первый день только» (д. Клыково); «Припевки поют за столом после угощения (в доме невесты); в доме жениха припевки перед дара́ми»; «Поют припевки только в первом столе, а во втором не припевали» (д. Старина); «Припевки [первая жениху с невестой] начинают петь, когда несут суп за стол в первый свадебный день. А «горько» кричат во второй свадебный день у жениха» (д. Костино). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: свадебные припевки, пляски.


Припевки на свадьбе обычно исполняли в определённом порядке: «[Пели] припевку жениху последнему, первому — ты́сяцкому, потом всей родне. <...> Сва́тьям припою́т — кому какая, после жениха» (д. Урусовская); «Припевки — сва́тальщику, ты́сяцкому, всему прибо́ру» (д. Паровиха).


Определенная последовательность исполнения песен характерна не только для свадебных припевок, но и вождения городков, игр на вечеринах. В большинстве случаев выделяется только первый городок, иногда — первый и последний, реже выявляются более продолжительные последовательности, что указывает на изначальный обрядовый статус данного действа. «Первый городок — «Груня» <...> «Селышко» — последний городок, поём и усядутся тут, кому куды́ надо» (д. Удальцовская). «Святковские песни играются в определенном порядке: «Груня», «Веселая голова» («Катя ли Катя»), «Уж вы кумушки подружки», «Из ворот было воротице», «О двух концах», «Уж как на горе»» (д. Паюс); «Городок — на руку ве́ртятся, кадре́ли <...> игры играют под конец» (д. Паровиха). Пляски и многофигурные танцы на вечёрке обычно исполнялись после городков и хороводов. В целом для святочного периода характерно преобладание городков и игровых песен, а для весенне-летнего — плясовых форм.


Основные виды хореографического движения в хороводах:


а) городки — особые формы орнаментальных хороводов — коси́тьце, верте́тьце;

б) круговые хороводы, в том числе сочетающие движение по кругу с разыгрыванием драматической ситуации согласно сюжету;

в) форма движения «ряд на ряд»;

г) завивание — орнаментальные хороводы с элементами игры.


По рассказам народных исполнителей, для хореографического движения в городках значимы следующие моменты:


— характер шага: «На́ руку двои́ми верте́лись и прито́пывали» (д. Боярская); «...на́ руку играли, верте́лись. Девушка выходит, приглашает парня. Ребята-то прито́птывают, а девки-то степеня́тся, степеннее» (д. Паровиха);

— графика движения: «Сначала ходят по избе, потом на руку верте́лись парами» (д. Ивановская); «Городки — на руку вертятся, кто напротив стоит — переверну́тся, кося́тся (судя по рисунку напротив стоят ряд парней и ряд девушек)» (д. Высотинская и Бобриха). Подобного рода движения подробно описаны в очерке М. Едемского[2], а по данным экспедиций Ленинградской консерватории 1977–1978 годов они характерны для большинства городков.


Вечёрочные припевки могли исполнять сидя, а девушка, которой была адресована припевка, должна была поклониться певицам: «Припе́вки — сидим и припеваем на вечерова́нье: «Девки толкли́ семя», «Через речку речку», «Сидит Ваня на диване», — кланялись, которой припою́т <...> если девка не покло́нится, то отпева́ли «Ниточек моточек, чирей на носочек»» (д. Лапино).


Игровые формы, включающие разнообразные выразительные средства (вербальные, музыкальные, драматические, хореографические), обнаруживают наибольшую архаичность. Содержание их поэтических текстов и в некоторой степени драматическое действие связаны с трудовой (прядение, выращивание растений) тематикой. Среди таких хороводов — «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лён», подобные мотивы имеют место и в некоторых вечёрочных припевках («Пиво-то варили, хмель-от за́ймовали» из д. Бревновска). Для игровых хороводов характерна и брачная тематика («Дрёма», «Хрен»). В большинстве такого рода хороводов текст построен в вопросо-ответной форме, т.е. по принципу диалога. В играх и припевках отмечается мифологизация главных героев.


Образно-поэтическая система городков содержит явно выраженную любовно-брачную тематику, мотивы соединения пары, что в содержательном плане объединяет их с вечёрочными и свадебными припевками. В некоторых деревнях все эти формы завершаются поцелуем (д. Высотинская Круглая). Не случайным является включение городков в святочные игрища и свадебный обряд, поскольку они маркируют переходные моменты в годовом и жизненном циклах.


На уровне музыкального языка песенно-хореографические формы, записанные на территории Верховажского района, представляют разнообразный в жанровом и историко-стилевом плане корпус напевов. Среди них встречаются формы, основанные на сквозном музыкальном развитии. В таких напевах отсутствуют цезуры, в конце строф нет четко выраженного каданса, который плавно «перетекает» в запев следующей строфы. Примером служат напевы хороводной песни «Груня» и припевки «Это кто жо да куда ходит», записанные в д. Другосимоновская. В большинстве напевов игровых хороводов в качестве ведущего оказывается силлабический принцип организации песенной формы («Просо», «Вдоль по морю», «Во лузях» и другие). В напевах плясового склада значимыми элементами становятся метроритмическая организация, основанная на ритме пляски, и интонационно-ладовое строение, организованное по принципу инструментальных наигрышей.


Необходимо подчеркнуть богатство и многообразие песенного материала, наличие большого количества вариантов напевов каждого типа. Практически во всех жанрах присутствуют протяжные (распетые) и скорые (плясовые) формы напевов, на которые распеваются одни и те же сюжеты. Варьировани подвергаются мелодика, фактура, тесситура и темп исполнения, что связано с местной певческой стилистикой. Например, городок «Груня», записанный в д. Другосимоновская, характеризуется особой двухъярусной формой многоголосия, основанной на октавном удвоении основной мелодической линии, медленным темпом исполнения, обилием слоговых распевов, мелодической насыщенностью, активным использованием мелизматики и микрораспевов. Этот же хоровод, записанный в д. Удальцовская исполняется в головном регистре (тонкими голосами) и гетерофонной фактуре унисонного типа. В д. Фоминская в хороводе «Груня» наблюдается сходный тип фактуры, но исполнительницы поют в грудном регистре (толстыми голосами).


Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области, зафиксированная в конце 1970-х годов экспедициями Ленинградской консерватории в богатстве и разнообразии жанров, в настоящее время стремительно исчезает. Песенно-хореографический фольклор Верховажского района, представленный хороводными, плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми, был записан от прекрасных ансамблей и отдельных народных исполнителей. Данные записи не могут быть повторены в настоящее время даже фрагментарно. Имеющиеся в архивах фольклорно-этнографические материалы требуют сохранения, изучения, включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность. Они требуют публикации и должны быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц.



[1] См., например, варианты напева хороводной песни «Груня», записанные на Коленьге и напев из д. Евсеевская Озерецкого с/с, Тарногского р-на, Вологодской обл., опубликованный в сб. Д.М. Балашова, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыковой «Русская свадьба». М., 1985. С 188.

[2] Едемский М. Вечерованье и городки (хороводы), в Кокшеньге Тотемского уезда //Живая старина. Вып. III и IV. С-Пб., 1905. С. 465.

Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области относится к ярким самобытным явлениям народной культуры Русского Севера. Экспедиции Ленинградской консерватории 1977-1978 годах под руководством А. М. Мехнецова зафиксировали богатство и разнообразие форм фольклора, бытовавших в данном районе.

Песенно-хореографический фольклор составляет одну из доминант народной традиции Верховажского района и представлен несколькими жанровыми группами, среди которых хороводные и плясовые песни, поцелуйные и свадебные припевки, игры, органично входящие в календарную и свадебную обрядность.

Специфические черты традиции воплощены в особенностях местного исполнительского стиля, проявляющегося в тесситурно-тембровых, интонационно-ладовых свойствах песен, многоголосии.


Песенно-хореографический фольклор Верховажского района Вологодской области представлен несколькими жанровыми группами: хороводными и плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми. В народной терминологии хороводы обозначаются терминами городки́, кружки́, а хороводные песни именуются свято́шными, свято́цкими, святко́вскими: «Городки только о святках» (д. Окатовская Кожино); «Городками по песням ходили» (д. Петрово, Вельск); "Кружка́ми ходили только в святки. И пели определенные так называемые святошные песни. <...> Кружками играют "у́лицей"по обе стороны рядами" (д. Клыково). Характер и формы хореографического движения в городках нашли отражение в терминах разво́дить, заводить, играть, играть улицей, ходить, ходить по песням, по песням ве́ртеться (д. Удальцовская).


Рассматриваемая песенно-хореографическая традиция сложилась на территории, расположенной по течению реки Ваги и ее притокам Кулою, Коленьге, Сивчуге, Терменьге, Пежме и охватывающей Верховажский и сопредельные районы Вологодской и Архангельской областей. Некоторые этнографические данные, касающиеся исполнительской терминологии, особенностей вариантов напевов и сюжетов выявляют на данной территории внутренние границы как минимум двух локальных традиций. Одна из них объединяет населенные пункты, расположенные по рекам Кулой и Коленьга, другая — деревни и села вдоль Московско-Архангельского тракта и на запад от него. Музыкальные характеристики хороводных песен, записанных на Коленьге и Кулое, стилистически близки напевам, бытующим в Тарногском районе Вологодской области. Общность традиций проявляется не только в сходстве напевов песен[1], но и в специфической форме многоголосия с октавным удвоением основной мелодической линии.


Система песенно-хореографических форм Верховажского района представлена несколькими жанровыми группами, каждая из которых обладает определенными жанрово-стилевыми и стадиально-стилевыми признаками. К относительно ранним слоям фольклора относятся игровые формы, свадебные и вечёрочные припевки, часть хороводов, к традиционному пласту — основной корпус хороводных (городков) и плясовых песен. Более позднюю историко-стилевую основу имеют кадрильные песни.


Основными участниками хороводов, плясок и исполнителями поцелуйных припевок была деревенская молодёжь брачного возраста. По рассказам жителей деревень, на вечёрки собиралась «одна молодежь» («только холостые»). «Маленьким нельзя становиться в игру; на вечеру́шки и парни, и девки [приходили]» (д. Конец). Исполнители подчеркивают большое значение вечерин для девушек. Вечёрки проходили либо в домах девушек, либо девушки «откупали» избу: «Сколько де́вок есть — у каждой девки по вечеру, а не в святки — по неделе. Если мала́ изба — так покупали» (д. Высотинская); «девки избу покупали — день жнут за избу» (д. Окатовская Кожино); «весь на́волок ско́сят за то, что вечерова́ли зимами» (д. Павловская Харитоновская). Девушкам необходимо было подготовить наряды для вечерования: «Одевались как пободря́е, щоб робя́там приглянуться. Как одна, так и все наряжа́ются: кума́чник с черными лентами по подолу, вышитые кофты, фартуки белые. Кото́ра тоненька, может 3 суконные юбки положит, чтоб пото́лще-то быть» (д. Паровиха). На вечёрки приходили парни из других деревень и волостей — чужаки́: «Робя́та чужаки́ приходили, а свои не чужаки. Подружки были у ка́ждова» (д. Петрово Шестиковская); «Сорок пять девиц было в деревне. Робя́та с волостей приходили, приходили из Сибири (20 км), из Ко́леньги в Масленицу. Плясать в одну избу — о ярмарке покупали, по рублю с девки на один вечер, парни не платили. Девкам важней» (д. Урусовская).


На вечеринах припевки обычно исполнялись только девушками. Во время свадебного застолья припевки могли петь и женщины, и девушки: «Бабы дерев[енские] под пола́тями [поют], деньги за припевки [платят]» (д. Старина); «Девки пели припевки, стоя перед столом» (д. Паровиха); «На свадьбе припевки поют неприглашённые» (д. Удальцовская).

Песенно-хореографические формы в Верховажье входят в систему календарной и свадебной обрядности.


В календарной обрядности выделяются следующие периоды, насыщенные разнообразными формами народной хореографии:


— вечерины осенне-зимнего (обычно с Покрова до Масленицы с особенным выделением святочного времени) и летне-осеннего (после окончания летне-осенних трудовых работ — жатвы, молотьбы и др.) периодов. «Вечеринки начинаются с Покрова до Великово говенья (Великовка)» (д. Петрово Шестиковская); «Зиму каждый вечер собирались понедельно с октября и до марта» (д. Клыково); «Святки — две недели каждый вечер вечеровали» (д. Паровиха); «Потрёпуха — девки треплют [лён]. Вечером ребята приходят, играют. Городки, кадрели. <...> игры играют под конец» (д. Паровиха). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы, вечерочные припевки, игры;


— уличные гуляния весенне-летнего периода, связанные с большими годовыми и престольными праздниками (Пасхой, Троицей и др.). «В Троицу, Духов день, Заговенье — на бору кружком играли, городки пели» (д. Удальцовская). Жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы.


Песенно-хореографические формы в системе свадебной обрядности связаны со следующими ее этапами:


— вечерины в доме невесты на неде́ле (период до свадьбы) и в канун свадьбы (девичник): «На неделе разво́дят городки. Избу купят на два-три дня, на игры. Невеста придет, городок разведёт, да плакать уйдет к себе» (д. Урусовская); «Каждый вечер невеста плачет плака́нье. Невеста шьёт, а девки играют городки <...> Невеста играет и ревёт в городке. «Мне-ка по полу ходить» — у кого какая мода» (д. Заборье). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: хороводы, пляски, танцы;


— свадебные застолья (первый стол, второй стол). «Сейчас с обо́́их сторон припевки поют, а раньше — в первый день только» (д. Клыково); «Припевки поют за столом после угощения (в доме невесты); в доме жениха припевки перед дара́ми»; «Поют припевки только в первом столе, а во втором не припевали» (д. Старина); «Припевки [первая жениху с невестой] начинают петь, когда несут суп за стол в первый свадебный день. А «горько» кричат во второй свадебный день у жениха» (д. Костино). Основные жанры песенно-хореографического фольклора: свадебные припевки, пляски.


Припевки на свадьбе обычно исполняли в определённом порядке: «[Пели] припевку жениху последнему, первому — ты́сяцкому, потом всей родне. <...> Сва́тьям припою́т — кому какая, после жениха» (д. Урусовская); «Припевки — сва́тальщику, ты́сяцкому, всему прибо́ру» (д. Паровиха).


Определенная последовательность исполнения песен характерна не только для свадебных припевок, но и вождения городков, игр на вечеринах. В большинстве случаев выделяется только первый городок, иногда — первый и последний, реже выявляются более продолжительные последовательности, что указывает на изначальный обрядовый статус данного действа. «Первый городок — «Груня» <...> «Селышко» — последний городок, поём и усядутся тут, кому куды́ надо» (д. Удальцовская). «Святковские песни играются в определенном порядке: «Груня», «Веселая голова» («Катя ли Катя»), «Уж вы кумушки подружки», «Из ворот было воротице», «О двух концах», «Уж как на горе»» (д. Паюс); «Городок — на руку ве́ртятся, кадре́ли <...> игры играют под конец» (д. Паровиха). Пляски и многофигурные танцы на вечёрке обычно исполнялись после городков и хороводов. В целом для святочного периода характерно преобладание городков и игровых песен, а для весенне-летнего — плясовых форм.


Основные виды хореографического движения в хороводах:


а) городки — особые формы орнаментальных хороводов — коси́тьце, верте́тьце;

б) круговые хороводы, в том числе сочетающие движение по кругу с разыгрыванием драматической ситуации согласно сюжету;

в) форма движения «ряд на ряд»;

г) завивание — орнаментальные хороводы с элементами игры.


По рассказам народных исполнителей, для хореографического движения в городках значимы следующие моменты:


— характер шага: «На́ руку двои́ми верте́лись и прито́пывали» (д. Боярская); «...на́ руку играли, верте́лись. Девушка выходит, приглашает парня. Ребята-то прито́птывают, а девки-то степеня́тся, степеннее» (д. Паровиха);

— графика движения: «Сначала ходят по избе, потом на руку верте́лись парами» (д. Ивановская); «Городки — на руку вертятся, кто напротив стоит — переверну́тся, кося́тся (судя по рисунку напротив стоят ряд парней и ряд девушек)» (д. Высотинская и Бобриха). Подобного рода движения подробно описаны в очерке М. Едемского[2], а по данным экспедиций Ленинградской консерватории 1977–1978 годов они характерны для большинства городков.


Вечёрочные припевки могли исполнять сидя, а девушка, которой была адресована припевка, должна была поклониться певицам: «Припе́вки — сидим и припеваем на вечерова́нье: «Девки толкли́ семя», «Через речку речку», «Сидит Ваня на диване», — кланялись, которой припою́т <...> если девка не покло́нится, то отпева́ли «Ниточек моточек, чирей на носочек»» (д. Лапино).


Игровые формы, включающие разнообразные выразительные средства (вербальные, музыкальные, драматические, хореографические), обнаруживают наибольшую архаичность. Содержание их поэтических текстов и в некоторой степени драматическое действие связаны с трудовой (прядение, выращивание растений) тематикой. Среди таких хороводов — «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лён», подобные мотивы имеют место и в некоторых вечёрочных припевках («Пиво-то варили, хмель-от за́ймовали» из д. Бревновска). Для игровых хороводов характерна и брачная тематика («Дрёма», «Хрен»). В большинстве такого рода хороводов текст построен в вопросо-ответной форме, т.е. по принципу диалога. В играх и припевках отмечается мифологизация главных героев.


Образно-поэтическая система городков содержит явно выраженную любовно-брачную тематику, мотивы соединения пары, что в содержательном плане объединяет их с вечёрочными и свадебными припевками. В некоторых деревнях все эти формы завершаются поцелуем (д. Высотинская Круглая). Не случайным является включение городков в святочные игрища и свадебный обряд, поскольку они маркируют переходные моменты в годовом и жизненном циклах.


На уровне музыкального языка песенно-хореографические формы, записанные на территории Верховажского района, представляют разнообразный в жанровом и историко-стилевом плане корпус напевов. Среди них встречаются формы, основанные на сквозном музыкальном развитии. В таких напевах отсутствуют цезуры, в конце строф нет четко выраженного каданса, который плавно «перетекает» в запев следующей строфы. Примером служат напевы хороводной песни «Груня» и припевки «Это кто жо да куда ходит», записанные в д. Другосимоновская. В большинстве напевов игровых хороводов в качестве ведущего оказывается силлабический принцип организации песенной формы («Просо», «Вдоль по морю», «Во лузях» и другие). В напевах плясового склада значимыми элементами становятся метроритмическая организация, основанная на ритме пляски, и интонационно-ладовое строение, организованное по принципу инструментальных наигрышей.


Необходимо подчеркнуть богатство и многообразие песенного материала, наличие большого количества вариантов напевов каждого типа. Практически во всех жанрах присутствуют протяжные (распетые) и скорые (плясовые) формы напевов, на которые распеваются одни и те же сюжеты. Варьировани подвергаются мелодика, фактура, тесситура и темп исполнения, что связано с местной певческой стилистикой. Например, городок «Груня», записанный в д. Другосимоновская, характеризуется особой двухъярусной формой многоголосия, основанной на октавном удвоении основной мелодической линии, медленным темпом исполнения, обилием слоговых распевов, мелодической насыщенностью, активным использованием мелизматики и микрораспевов. Этот же хоровод, записанный в д. Удальцовская исполняется в головном регистре (тонкими голосами) и гетерофонной фактуре унисонного типа. В д. Фоминская в хороводе «Груня» наблюдается сходный тип фактуры, но исполнительницы поют в грудном регистре (толстыми голосами).


Песенно-хореографическая традиция Верховажского района Вологодской области, зафиксированная в конце 1970-х годов экспедициями Ленинградской консерватории в богатстве и разнообразии жанров, в настоящее время стремительно исчезает. Песенно-хореографический фольклор Верховажского района, представленный хороводными, плясовыми песнями, поцелуйными и свадебными припевками, играми, был записан от прекрасных ансамблей и отдельных народных исполнителей. Данные записи не могут быть повторены в настоящее время даже фрагментарно. Имеющиеся в архивах фольклорно-этнографические материалы требуют сохранения, изучения, включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность. Они требуют публикации и должны быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц.




[1] См., например, варианты напева хороводной песни «Груня», записанные на Коленьге и напев из д. Евсеевская Озерецкого с/с, Тарногского р-на, Вологодской обл., опубликованный в сб. Д.М. Балашова, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыковой «Русская свадьба». М., 1985. С 188.

[2] Едемский М. Вечерованье и городки (хороводы), в Кокшеньге Тотемского уезда //Живая старина. Вып. III и IV. С-Пб., 1905. С. 465.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Хороводная песня («городок») «Ой, Груня я, Грунька-то ягода моя» в исполнении Е.М. Саламатовой и А.В. Некрасовой из д. Другосимоновская (Дуравинская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

02 Хороводная песня («городок») «Ох, мне сегодни мне-ка мать велела-то Груней-то поиграть» в исполнении жительниц д. Удальцовская (Губастовская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

03 Хороводная песня («городок») «Я по цветикам пошёл» в исполнении Е.М. Саламатовой и А.В. Некрасовой из д. Другосимоновская (Дуравинская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

04 Хороводная песня («городок») «Я по цветикам пошёл» в исполнении жительниц д. Фоминская Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

05 Хороводная песня («городок») «Из-за лесику, лесочку тёмного» в исполнении жительниц д. Другосимоновская (Дуравинская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

06 Хороводная песня «Ты гуляньё, гуляньё» в исполнении жительниц д. Заборье (Григоровская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

07 Хороводная песня («городок») с причитанием невесты «Мне-ка по полу ходить» в исполнении Е.М. Саламатовой, А.В. Некрасовой и А.С. Могутовой из д. Другосимоновская (Дуравинская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

08 Плясовая кадрильная песня «Я стояла у костра, у пальника» в исполнении жительниц д. Урусовская Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

09 Плясовая кадрильная песня «От Бобрихи-то дорога» в исполнении М.А. Киселевой, Т.И. Макаровской и А.Н. Поповой из д. Урусовская Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

10 Свадебная припевка «У чарочки, у серебряные» в исполнении Е.М. Саламатовой и А.В. Некрасовой из д. Другосимоновская (Дуравинская) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

11 Вечёрочная припевка «Пиво-то варили» в исполнении жительниц д. Бревновская (Верещагино) Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

12 Хороводная игровая песня «Заюшка с-по сеночкам гуляй-таки, гуляй» в исполнении К.Е. Пятовской, А.А. Федоровской и А.Ф. Нефёдовской из д. Фоминская Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

13 Игровая песня «Сидит Дрёма на стульчике» в исполнении жительниц д. Боярская Верховажского р-на Вологодской обл. Правовая информация

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Прямая трансляция 27 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Минин-хор – 45 лет! Гала-концерт. Московский государственный академический камерный хор

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

27–28 мая в парке Горького — перформансы и научные эксперименты.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть