Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Лирические песни Афанасьевского района Кировской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Лирические песни составляют одну из наиболее важных частей культурного наследия Кировской области, обнаруживающих связи с народными песенными традициями Русского Севера, Поволжья, Урала.

В ходе фольклорных экспедиций на территории Афанасьевского района в сольном и ансамблевом исполнении были записаны лирические песни (более 60 различных сюжетов, включая балладные), относящиеся к раннему историко-стилевому пласту молодецкой и женской лирики. Они звучали во время календарных праздников и полевых работ, в ситуации праздничного застолья.

Жители деревень до настоящего времени помнят, любят и бережно сохраняют местные певческие традиции.


Лирические песни составляют одну из наиболее важных частей культурного наследия Кировской области, обнаруживающих связи с народными песенными традициями Русского Севера, Поволжья, Урала. Специального термина для обозначения жанра лирических песен в Афанасьевском районе Кировской области не существует. Чаще всего такие песни характеризуются как длинные, протяжные, тяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Распространены наименования, связанные с отсутствием строгой приуроченности большинства таких песен (простые песни) или их прикрепленностью к разнообразным праздникам (праздничные песни). В некоторых местах сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию. Тогда их называют солдатскими.


Лирические песни зафиксированы на всей территории района. Экспедиционные исследования показали, что их ареал выходит за пределы Афанасьевского района, охватывая на западе Омутнинский район Кировской области, а на юге - приграничные территории Республики Удмуртия.


Состав исполнителей зачастую определяется самой ситуацией звучания песни. Так, девушки пели во время совместной работы зимними вечерами, когда пряли, вышивали или вязали кружева вместе, собираясь в одном из домов. Женское пение звучало на супрядках, во время полевых работ и по дороге домой, во время свадебного девичника, на застольях. Мужские ансамбли могли собираться в календарные праздники  – на Пасху, Масленицу, Покров, при этом песни чаще всего звучали за праздничным столом. Ансамбли смешанного состава складывались во время исполнения лирических песен на летних и зимних игрищах, на совместных застольях.


В традиции встречаются как стихийные ансамбли (из тех, кто знает песни), так и ансамбли, имеющие сложившийся со временем состав исполнителей. Однако такие ансамбли не являются закрытыми, и певцы, знающие песни могут свободно присоединяться к основным участникам. В певческом коллективе выделяется запевала – человек, который заводит (запевает) большинство песен: он должен выбрать нужную высоту звучания, обозначить тембровые и темповые характеристики песни. Без запевалы участники ансамбля часто отказываются исполнять песни.


Лирические песни, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии исполнителей: пели, «когда подойдёт». Чаще всего их пели во время полевых работ (например, по дороге на покос и с покоса), а также в праздники как женщины, так и мужчины: «кто хочет, тот поет».


Важное место в традиции занимали пивные праздники, когда гости брáжничали. В Афанасьевском районе пивные праздники отмечали особые даты календаря –  Покров, Сдвѝженье (Воздвижение), Тихонов, Петров, Иванов дни. Участники застолья делали складѝнки – каждый приносил  мед, брагу или пиво. Посидев час-два у одного хозяина, гости шли в другую избу. На этих празднествах обязательно звучали лирические песни с определенными сюжетами: «Изопьём мы пиво пьяное», «Браженька яровая» и другие. По комментариям исполнителей, непосредственно за столом песен не пели. Только когда гости выходили из-за стола и садились на лавки, начинались песни и пляски.


Некоторые из лирических песен имеют в традиции устойчивую приуроченность. Так, к свадьбе приурочена песня «Лучинушка», которая зачастую определяется как свадебная. Она звучала в доме жениха после одаривания невестой его родни. Лирическую песню «На угоре на яру» чаще всего связывают с летними или зимними гуляньями – игрищами, причем ее исполнение могло сопровождаться движением поющих по кругу.


В традиции выделяется ранний пласт лирических песен, к которому относятся образцы молодецкой и женской лирики, некоторые песни с балладными сюжетами, а также песни позднего историко-стилевого пласта, в том числе – тюремные.


Для песен молодецкого цикла характерны сюжеты, связанные с гибелью молодца на чужой стороне, жизнью молодца в неволе. Отдельную группу составляют песни с текстами рекрутской тематики, в которых описывается служба молодца в солдатах. Сюжеты молодецкой лирики, как правило, имеют общерусское распространение, что обусловлено более свободным перемещением мужского населения во время воинской службы или отходов на промыслы. Такие песни чаще всего имеют протяженные напевы в широком диапазоне. Среди классических образцов молодецкой лирики следует отметить «Горы развысокие» (сюжет гибели молодца на чужбине), «Что болит-то, шумит разбуйнáя голова» (сюжет встречи девицы и молодца), «В поле травонька-замуравонька» (рекрутчина, разлука с близкими). В песнях «Уж ты зорюшка, зоря», «Крýты горы развесёлые», «Гуляли два молодца» встречаются ритмические структуры, близкие к наиболее ранним в историко-стилевом отношении эпическим формам фольклора. Зафиксированы сведения о том, что раньше эти песни пели мужчины, однако записать их в мужском исполнении не удалось. Следы мужской манеры пения заметны при исполнении некоторых песен, отличающихся насыщенностью звучания и активным использованием дыхания. К ним относятся песни балладного содержания с сюжетами «молодец и постылая жена», «муж-пьяница» («Уж ты молодость моя», «Ой, да всё спасибо синему кувшину»).


Песни женской традиции характеризуются своим кругом сюжетов. Первая группа сюжетов (девичьей песни) раскрывает темы девичьего сиротства, взаимоотношений молодца и девицы – встреча, разлука с милым, измена. Вторая группа сюжетов связана с женской долей – несчастливым замужеством, жизнью в несогласной семье. Песням женской традиции свойствен более ограниченный диапазон напева, мелодика, основанная на повторении закрепленного набора интонаций.


В некоторых лирических песнях Афанасьевского района, относящихся к раннему историко-стилевому пласту, прослеживается связь с песенной традицией Русского Севера, что проявляется как в наличии сходных сюжетов («Кого любишь – того жаль», «Что шумит-то болит разбуйнáя голова»), так и в стилистической близости напевов («Не хмелинка в поле вьётся», «Ой, ты зорюшка, зоря»).


В Афанасьевском районе зафиксированы песни позднего историко-стилевого пласта – романсы, тюремные и военные песни. Они  повествуют об отношениях с возлюбленным (любовь, тоска, расставание, измена, ссоры), тюремном заключении, ссылке, уходе на войну. Большое распространение имеют и жестокие романсы. В музыкальном отношении песни позднего историко-стилевого пласта характеризуются более краткими напевами.


В особую группу выделяются песни пивных праздников, сюжеты которых связаны с застольями («Браженька яровая»). Напевы этой группы песен разнообразны по своим историко-стилевым характеристикам.


Экспедиции Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории показали, что в настоящее время на территории Афанасьевского района среди жителей старшего поколения сохраняется традиция ансамблевого многоголосного исполнения лирических песен. В результате экспедиционного исследования 2012 года на данной территории удалось зафиксировать более шестидесяти сюжетов лирических песен. Во многих населенных пунктах существуют фольклорные ансамбли, которые сложились как в результате клубной деятельности, так и благодаря естественным формам преемственности культурных традиций.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Лирическая песня «Сторона, сторонушка» в исполнении Л.Ф. Ромашовой, Е.И. Ромашовой и В.Д. Селезневой из д. Ромаши Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

02 Лирическая песня «На угоре на яру» в исполнении Л.П. Бузмаковой, И.В. Сенькиной, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблёвой, В.И. Емандыковой, М.А. Чирковой и Е.А. Тебеньковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

03 Лирическая песня «Шёл Ванюшенька горою» в исполнении Н.И. Семуковой из п. Бор Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

04 Лирическая песня «Ой, ты зорюшка, заря» в исполнении В.И. Емандыковой и Л.В. Кораблёвой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

05 Лирическая песня «Как по речке по реке по матушке по Неве» в исполнении В.С. Лучниковой и В.С. Черанёвой из д. Ичетовкины Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

06 Лирическая песня «Круты горы развесёлые» в исполнении П.Н. Варанкиной из д. Ичетовкины Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

07 Лирическая песня «Гуляли два молодца» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблевой, В.И. Емандыковой и Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

08 Лирическая песня «Не хмелинка в поле вьётся» в исполнении Л.В. Кораблёвой и В.И. Емандыковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

09 Лирическая песня «Лучина, лучинушка» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблевой, В.И. Емандыковой и Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

10 Лирическая песня «Я брала то брала цвет калинушку» в исполнении Т.Г. Черанёвой из д. Зимино Омутнинского р-на Кировской обл. Правовая информация

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Вечер джаза

Прямая трансляция 25 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Деревенский водевиль

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Программа праздника на 27 мая.

Подробнее

Самые яркие фестивали лета 2017 — в подборке «Культуры.РФ».

Подробнее

Жителей и гостей города ждет более 250 мероприятий.

Подробнее

Крупнейший музыкальный форум страны на сценах Мариинского театра.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть