Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Святочный обход дворов с пением «виноградий» в западных районах Псковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Обряд обхода дворов в канун или на первый день Рождества в западных районах Псковской области имел название Коляда, петь Коляду, кликать Коляду, колядовать. Он сопровождался пением поздравительных песен с припевом «виноградье красно-зелёное», которые являются одним из опознавательных знаков местной традиции. Обход дворов совершался разными группами участников: подростками, парнями и девушками, пожилыми людьми, а также ряжеными. Пение под окном песен, содержащих описание богатого двора хозяина и связанных с продуцирующей магией, сопровождалось приплясываньем. Завершалась песня просьбой подарить колядовщиков, в ответ на которую хозяева выносили угощение – хлеб (зерно, пироги), выпивку, деньги. Если хозяева одаривали обходчиков, те исполняли припевки с благопожеланиями, а скупым хозяевам могли угрожать.

Широко распространенный в России обряд святочного обхода дворов с пением поздравительных песен-благопожеланий на западе Псковской области имеет свой опознавательный признак – песни с припевом «виноградье красно-зелёное».


Их ареал имеет форму полосы, тянущейся по течению реки Великой и охватывающей Красногородский, Опочецкий, Пыталовский, Печорский районы Псковской области. Единичные образцы виноградий записаны в Островском, Псковском, Стругокрасненском и Порховском районах.


В данной местности зафиксированы разные сроки совершения обряда. Есть сведения о том, что в канун Рождества ходили христославщики с пением рождественского тропаря. А на следующий вечер приходили колядовщики с пением виноградья. В других же случаях жители утверждают обратное – колядовать ходили именно в канун Рождества, что согласуется с текстом песни «Пришла Коляда накануне Рождества», а христославили в первый день праздника.


Обход дворов осуществлялся поздним вечером, ночью.


В данной местности известны следующие названия обряда: Коляда, петь Коляду, кликать Коляду, колядовать. Колядовать – повсеместно распространенный термин, обозначающий сам процесс обхода дворов с благопожеланиями хозяевам и сбором угощений вне зависимости от того, какие песни при этом поются – виноградья или колядки. В некоторых случаях поздравляющие ограничиваются небольшими словесными формулами, встречающимися в окончании песен. Понятие коляда в понимании местных жителей многоаспектно – это и канун Рождества, и обычай обхода дворов, и поздравительная песня, исполняемая в это время. На вопрос, кто такая коляда, жительницы д. Кудрово (Печорский район) ответили, что не знают, «в кого она такая выдумана; она не божественна, ни к Богу, ни к чёрту гожа». Обращает на себя внимание, что женщины явно имели в виду некое существо, мифологический персонаж, следы представлений о котором сохраняются до сих пор.


В обходе дворов участвовали разные группы населения: дети, парни и девушки, пожилые люди. В голодное послевоенное время ходили нищие. В этих случаях обрядовый смысл угощения заменялся бытовым – подаянием. Участие людей старшего возраста можно объяснить и тем обстоятельством, что они следовали сложившимся обычаям и хорошо знали песни, сопровождающие ритуал. Колядовщики могли приходить в обычной одежде, но могли и рядиться. Период, когда допускалось ряженье, – две недели святок от Рождества до Крещения. Среди наиболее распространенных персонажей ряженья называют следующих:


– антропоморфные: «дедок», «поп», «матушка», «беременная баба», «баба с дубиной», «врач»;

– чужаки: «солдат», «цыгане», «цыганка с ребёнком», нечисть  – «черти», «беси»;

– зооморфные: «журавль» и другие. 


Для обозначения понятия «рядиться» обычно употребляют следующие термины: ходить обделавши/обладивши, цыганить, волынить, комедить. Ходили в вывороченных шубах, перемазанные сажей, свёклой, с закрытыми лицами (чтобы нельзя было узнать), приклеивали усы, бороду, переодевались в одежду противоположного пола. Рядились в рваную, истрепанную одежду, либо, наоборот, в старинные нарядные сарафаны, вышитые рубахи.


Колядующих, как утверждают местные жители, уважали, почитали, ожидали их, хозяйки заранее готовились, собирая корзинки с угощением.


Колядовщики пели под окном, но прежде спрашивали разрешения петь у хозяев. Исполнение песен сопровождалось приплясываньем. Пели громко – так, что было слышно даже в другом конце деревни или в соседней деревне. Повсеместно песню оценивали как «сильно красивую». В поэтическом тексте песни колядующие именуются «колядовщики», «люди добрые», «красны девушки», «добры молодцы», «пироговщички», «колядовщички-виноградщички».


Одаривали колядовщиков в соответствии с местными традициями обрядового угощения, а часто – кто чем мог. Важно, что сохранялся обычай одаривания хлебом (пирогами, зерном в решете – ячменем, рожью, горохом). Подавали также выпивку, деньги, кусок мяса. Детей могли одарить хлебом, пирогами, конфетами, монетками. Просьба одарить колядовщиков содержится в самой песне, которая обычно заключалась словами: «Хозяин, не скупись, поскорее подарись или с печи пирогом, или с клети решетом». Вместе с требованием угощения в конце песни содержатся добрые пожелания:


Создай вам Бог полный двор животов!

Избушку ребят, хлевушку телят!

(д. Сухлово, Палкинский р-н).

 

А кто нас наделит – тому сто коров доить!

А кто нас не наделит – козу ялову доить!

И тому век не жениться!

(д. Мишнево, Опочецкий р-н).

Кто нас не подарит – на огне сгорит!

(д. Кучелеево, Красногородский р-н).


В Пыталовском районе записано свидетельство о том, что после получения угощения колядовщики пели хозяевам «Многая лета».


Обычно хозяева выносили угощение на улицу, но могли и пригласить колядующих в дом, особенно если был сильный мороз. Угощая обходчиков, хозяин мог играть на гуслях или другом музыкальном инструменте (балалайке, гармонике) плясовые наигрыши («Кружкá», «Камаринского», «Барыня»), а гости пели частушки и плясали.


Пройдя по своей деревне, колядовщики отправлялись в соседние деревни, ходили (либо ездили) всю ночь, а затем устраивали совместную трапезу, во время которой угощались собранными припасами.


Поздравительные песни с припевом «виноградье красно-зелёное» исполняются практически на один напев (с вариантами). Он представляет собой двухчастную структуру, содержащую запев декламационного типа (с содержательной частью словесного текста) и распетый припев на слова «виноградье красно-зелёное». Некоторые варианты из Печорского и Палкинского районов (деревни Голубово, Косыгино – см. Приложение) отличаются насыщенным хоровым звучанием.


Сюжет песни известен в литературе под названием «Терем хозяина» и включает в себя описание богатого двора, который стоит на «золотых столбах», окружённый «серебряным тыном». Хозяин сравнивается со «светлым месяцем», хозяйка с «красным солнышком», дети – с «частыми звёздочками». В ряде образцов есть продолжение сюжета, описывающее «поездку хозяина» в «нов-город» (или «за синя моря»), из которой он привозит своим домочадцам дорогие подарки.


Понятие «виноградье красно-зелёное» исполнители объяснить не могут. Как считают исследователи, «виноград», «сад-виноград» – символ благополучия, процветания, счастья.


В экспедициях 1980-х годов сделано много записей, представляющих в хорошей сохранности как напев в его многоголосном звучании, так и текст песни. Большинство образцов зафиксировано в Печорском и Палкинском районах. В экспедициях 1990 и 1992 годов в эти районы удалось записать только упоминания о бытовании песни и единичные фрагментарные образцы. Обряд обхода дворов совершается и сейчас, но его фольклорная составляющая ограничивается краткими словесными формулами с требованием угощения и угрозами скупым хозяевам. Как поясняют местные жители, «теперь ходят ради смеху», исключительно ради выпивки и получения угощения. Смысл обряда и его традиционные формы утрачены.  Они сохраняются только в виде архивных и публикуемых записей, а также в концертной деятельности коллективов, воссоздающих (с разной степенью приближения к источнику) народные традиции Псковщины.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Виноградье «Пришла Коляда на канун Рождества» в исполнении А.М. Ильиновой, М.Ф. Беженцевой и М.Ф. Стекловой из д. Аполихино Печорского р-на Псковской обл. Правовая информация

02 Виноградье «Как со вечера порошка выпадывала» в исполнении А.Н. Морозовой и М.В. Градовой из д. Косыгино Печорского р-на Псковской обл. Правовая информация

03 Виноградье «Как и выпала порошка снегу белого» в исполнении О.Ф. Валяевой, Е.Я. Морозовой и А.Г. Скородумовой из д. Поддубье Печорского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Виноградье «По этой по порошке колядовщики ишли» в исполнении К.М. Голубевой, А.В. Козловой, Л.И. Юдиной, Е.С. Козловой, А.Е. Козловой, Е.А. Захваевой и М.Н. Полценной из д. Голубово Палкинского р-на Псковской обл. Правовая информация

05 Виноградье «Со вечера пороха, ко белу белый снежок» в исполнении А.В. Ивановой, Т.П. Ивановой, Е.Д. Потёмкиной и Л.М. Бобровой из д. Трумалево Палкинского р-на Псковской обл. Правовая информация

06 Виноградье «Бласлови, Христос, как пришла Коляда» в исполнении О.В. Дергачёвой из д. Кавланы Пыталовского р-на Псковской обл. Правовая информация

07 Виноградье «Со вечера пороха, по белу свету снежок» в исполнении Л.А. Виноградовой д. Поповские Палкинского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Виноградье «Пришла Коляда накануне Рождества» в исполнении А.В. Фёдоровой из д. Поляково Красногородского р-на Псковской обл. Правовая информация

09 Виноградье «Как пришла Коляда наперёд Рождества» в исполнении М.С. Тарасовой из д. Барашково Красногородского р-на Псковской обл. Правовая информация

10 Виноградье «Как пришла Коляда накануне Рождества» в исполнении З.С. Орловой из д. Кашево Красногородского р-на Псковской обл. Правовая информация

11 Виноградье «Ой, как пришла Коляда наперёд Рождества» в исполнении Л.С. Тимофеевой из д. Запеклево Опочецкого р-на Псковской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть