Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Новгородская традиция игры на русских крыловидных гуслях

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Подлинную народную традицию исполнительства на русских крыловидных гуслях удалось открыть во время экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории под научным руководством А. М. Мехнецова в северо-восточных районах Новгородской области, где она активно бытовала на протяжении XX века. Крыловидные гусли – струнный щипковый с 6–7 (реже – 8–11) струнами, настроенными по диатоническому звукоряду. Особая ценность новгородских наигрышей заключается в том, что они открывают для нас мир русской музыкальной культуры. В репертуаре выделяется один тип наигрыша, основанный на чередовании двух основных созвучий. Две жанровые разновидности наигрышей различаются по темпу исполнения: быстрая игра – «под пляску», медленная – «под песни» (сопровождение частушек). Об исторической глубине новгородской гусельной традиции свидетельствуют инструменты, найденные в ходе археологических экспедиций на новгородских землях.


Традиция исполнительства на русских крыловидных гуслях была зафиксирована на территории северо-восточных районов Новгородской области (Пестовский, Хвойнинский, Мошенской, Любытинский, Боровичский районы) в аудио- и видеозаписях игры на гуслях и воспоминаний жителей деревень о бытовании инструмента в прошлом (начало ХХ века).


Инструмент с названием «гусли» бытовал повсеместно на указанной территории. По своим характеристикам он определяется как струнный щипковый, разновидность: крыловидные гусли. Конструктивные особенности основной, наиболее распространенной модели: плоский продолговатый долбленый корпус-резонатор, форма которого повторяет расположение струн «веером»: под правой рукой играющего – узкая часть корпуса, под левой – широкая. Струны натянуты сверху вдоль корпуса с помощью колков, как правило, деревянных, в форме лопатки и струнодержателя в виде металлической скобы. Большинство новгородских инструментов имеет 6–7 металлических струн. Но были зафиксированы упоминания и о жильных струнах. Струны намотаны на колок сверху (относительно оси колка при игровой постановке). Отверстия для колков просверлены насквозь в специально предусмотренном в конструкции корпуса выступе. Корпус (резонаторное «корытце») может быть долбленым с лицевой или тыльной стороны. Дека крепится по периметру деревянными или железными гвоздями, иногда приклеивается. На лицевой стороне резонаторного «корытца», как правило, имеется голосовое отверстие (3-5 см в диаметре). Во всех инструментах (за редким исключением) с лицевой стороны дека выступает за пределы резонаторного «корытца», образуя «открылок». Для изготовления корпуса гуслей в Новгородской области используется преимущественно ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель. Встречаются инструменты упрощенной конструкции: не долбленые, а сборные из составных частей (деки накладываются на раму). На таких инструментах – от 8 до 11 струн.


Инструмент настраивается по диатоническому звукоряду, самая длинная (нижняя) струна издает самый низкий звук. Приведем варианты настройки шести-семиструнного инструмента (высота звучания условная; звук верхней седьмой струны показан в скобках):


c1 – d1 – e1 – f1 – g1 – a1 – (b1)

g – c1 – d1 – e1 – f1 – g1 – (a1)

b – c1 – d1 – e1 – f1 – g1 – (a1)


При игре инструмент ставится вертикально на колени исполнителя, с небольшим наклоном верхней части в сторону играющего. Исполнитель извлекает звук, проводя по струнам пальцем (пальцами) правой руки (приём бряцания).  Пальцы левой руки расположены между смежными парами струн в широкой части «веера» и при движении кисти руки вверх или вниз приглушают часть струн так, что образуются стройные созвучия, в основном – трезвучия терцовой структуры (c1 – e1 – g1, d1 – f1 – a1).


Новгородские наигрыши представляют собой архаический пласт русского музыкального фольклора. В репертуаре выделяется один основной тип наигрыша, основанный на попеременном звучании двух основных созвучий. Существуют две основные жанровые разновидности наигрышей, различающиеся по темпу исполнения. Быстрая версия связана с сопровождением традиционной женской или мужской пляски (в народной терминологии – «игра под пляску»). Медленная версия исполнялась в качестве сопровождения припевок (частушек), традиционно звучавших во время праздничных шествий по деревне или на гуляньях, проходивших в доме (в народной терминологии – «игра под песни»). Также зафиксирована разновидность наигрыша, который исполнитель играет «для себя», в уединении (наигрыш-раздумье, или «гусли-мысли»), в очень медленном темпе.


Несмотря на простоту инструмента, наигрыша и приёмов игры, звучание гуслей в руках талантливых исполнителей отличается разнообразием благодаря ритмическому, акцентному, темповому варьированию наигрыша и приёмов игры (глиссандо, снятие левой руки, чередование направления удара правой рукой и т. д.). У каждого из гусляров есть свой узнаваемый индивидуальный стиль игры, излюбленные исполнительские приёмы.


Исполнителями на гуслях могли быть и мужчины, и женщины. Народные музыканты вспоминают о том, что «перенимали» игру от других деревенских гусляров, которых им довелось видеть, ориентируясь на собственные визуальные и слуховые ощущения. Зафиксирован факт специального изготовления детского инструмента (с четырьмя струнами) для того, чтобы ребёнок учился играть на гуслях.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении П. И. Дмитриевой из д. Новочистка Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

02 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении Я. И. Иванова из д. Осташёво Мошенского р-на Новгородской области Правовая информация

03 Наигрыш «под пляску» в исполнении Н. Е. Воробьева из д. Дерягино Мошенского р-на Новгородской области Правовая информация

04 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении С. Г. Смирнова из д. Дуброво Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

05 Наигрыш «под пляску» в исполнении А. Ф. Смородина из д. Городок Мошенского р-на Новгородской области Правовая информация

06 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении Л. А. Платовой из с. Починная Сопка Боровичского р-на Новгородской области Правовая информация

07 Наигрыш на гуслях «под пляску» в исполнении Е. Е. Громова из д. Иваньково Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

08 Наигрыш на гуслях «под песни» с пением в исполнении Е. Е. Громова из д. Иваньково Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

09 Наигрыш «под песни» с пением в исполнении В.А. Новичевой из д. Жарки Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

10 Наигрыш на гуслях «под пляску» с пением в исполнении В. А. Новичевой из д. Жарки Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

11 Наигрыш «под песни» с пением в исполнении Т. П. Ивановой из д. Удино Боровичского р-на Новгородской области Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

В этом сезоне сочинения Дмитрия Шостаковича войдут в программу многих концертов Московской филармонии.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть