Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Лирические песни русских старожилов Томского Приобья

Этнос: Русские старожилы
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Записанные в экспедициях А. М. Мехнецова в 1960–1970 годах лирические песни русских старожилов Томского Приобья образуют важнейшую часть народной песенной культуры Западной Сибири. Обладая высокими художественными достоинствами, они по праву занимают центральное место в системе жанров фольклора сибирских старожилов. К закономерностям лирических песен молодецкого цикла (наиболее показательных для местных традиций) восходят ведущие принципы музыкального стиля различных в жанровом отношении песен. Особенности заселения территории Томского Приобья и формирования певческих традиций привели к тому, что в моностилевой культуре старожилов произошла дифференциация музыкально-стилевых пластов. С точки зрения историко-культурной принадлежности А. М. Мехнецовым были выделены лирические песни: 1) русско-сибирского склада, включающего ранний слой старожильческой лирики; 2) позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции раннего слоя; 3) позднего слоя, имеющие общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящие к закономерностям городской культуры.


Название: лирические песни, «растяжные» песни, «протяжные, мотивные» песни, «закадышные» песни (самые старинные).

География бытования жанра в данной традиции

С 1966 по 1977 гг. состоялось 18 экспедиций А. М. Мехнецова в различные районы Западной Сибири, обследовано около 250 поселений при участии музыковедов Е. А. Валевской (в 1969 г.), Ю. И. Марченко (в 1976 г.) и техника-звукооператора А. А. Шепелевского (в 1970 г.).

На территории Томского Приобья лирические песни фиксировались практически повсеместно, наиболее яркие образцы были записаны в Кемеровской области (Ижморский, Мариинский, Юргинский районы); в Томской области (Асиновский, Зырянский, Кожевниковский, Первомайский, Томский, Чаинский, Шегарский районы).

География распространения лирических песен (как и других жанров старожильческой традиции) на территории Томского Приобья тесно связана с историей заселения и процессами формирования старожильческих поселений вокруг Томска, явившегося своеобразным центром. На начальном этапе основная часть населения, а, следовательно, и культурных традиций, была сосредоточена в самом Томске, укрепленных острогах по Оби, Томи, Чулыму и в относительно крупных приходских селах, которых насчитывалось не так много (в 1701 году в Томском уезде согласно атласу С. Ремезова насчитывалось около ста деревень). Песенный стиль старожилов наиболее активно складывался в середине XVIII века, когда происходили интенсивные процессы освоения земель, формирования крестьянских поселений. В результате сглаживания музыкально-стилевых особенностей различных песенных традиций и выдвижения на первый план характеристик, объединяющих разнородные по происхождению традиции первопоселенцев Сибири, складывалась самобытная старожильческая музыкальная культура.

Статус жанра в культуре

Лирические песни занимают центральное место в системе жанров песенной культуры сибирских старожилов. Они наиболее представительны по количественному показателю, обладают высокими художественными достоинствами (по образно-поэтическому строю, средствам музыкальной выразительности) и являются наиболее показательными для песенной культуры старожилов Томского Приобья.

Стадиальная дифференциация

Стадиальная дифференциация песенных традиций обусловлена особенностями освоения территории Томского Приобья.
В Томском Приобье к середине XVIII века в результате роста крестьянской общины создаются необходимые условия для завершения процесса становления крестьянской общины, что привело к стабилизации традиций старожильческого историко-культурного комплекса как самостоятельной системы. В дальнейшем на территории Томского Приобья (в середине  XIX и в конце  XIX – начале ХХ веков) усиливаются переселенческие потоки из Европейской части России, расширяется география исходных районов переселения, складываются группы новосельческих («расейских») фольклорных традиций, сохранявших непосредственные связи с культурой тех мест, откуда они вышли. Первоначально размещение старожильческих традиций носило очаговый характер, затем в результате образования новых культурных комплексов, стало мозаичным, а к концу XIX века – многослойным. Так происходило формирование основных историко-культурных комплексов на территории Томского Приобья: старожильческого, переходного (смешанного) и новосельческого.

Под влиянием демографических процессов XIX века произошло изменение музыкально-стилевых норм старожильческой песенности: наложение новых музыкально-стилевых комплексов и сюжетно-тематических образований. Это в первую очередь отразилось на жанре лирической песни. В музыкальный быт старожилов проникали новые песни, происходило их переинтонирование на основе традиционных приемов, переход части традиционного репертуара к ограниченным возрастным или социальным группам населения.

Вместе с образованием в репертуаре новых песенных групп в рамках моностилевой культуры старожилов происходит дифференциация музыкально-стилевых пластов по признаку их историко-культурной принадлежности. В результате складываются три пласта:

1) основной пласт песен русско-сибирского склада, объединяющий ранний слой старожильческой лирики, близкий по стилю свадебным и хороводным песням;

2) лирические песни позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции;

3) поздний слой лирических песен, имеющих общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящих к закономерностям городской культуры.
Исполнители

На этапе формирования старожильческой певческой культуры большую роль играли военные поселения, неоднородная в социальном и этнокультурном отношении среда основу которой составляли служилые, посадские люди и крестьяне – выходцы из различных, главным образом северных районов России. В дальнейшем исторические процессы привели к формированию крестьянских поселений, которые стали основой для формирования певческой культуры русских старожилов. Изначальное преобладание мужского населения (военных, казачества и др.) определило стилевой облик лирических песен и состав певческих ансамблей: преимущественно мужские или смешанные. Даже на этапе угасания певческой традиции (1960–1970-е годы), когда основными носителями традиции оказались женщины, их пение подчинялось закономерностям, восходящим к мужской певческой культуре.

Этнография исполнения

Специфика заселения и условия жизни в районах Томского Приобья в XVII в. определили ведущее положение контингента служилых людей, соответственно выделяются лирические песни, которые были связаны с бытом относительно постоянных групп мужского населения и ситуацией исполнения в воинских отрядах, промысловых или иного рода артелях, ватагах беглых крестьян.
В целом характерно отсутствие обязательной прикрепленности лирических песен к определенному обрядовому или бытовому моменту, возможность выбора самой песни, средств и характера исполнения применительно к случаю. Имеющиеся данные о включении лирических песен, например, в свадебный обряд, указывают в большей степени не на их обрядовое происхождение, а на особенности старожильческой традиции.

На момент фиксации основного объема лирических песен (в 1960–1970-е годы) их исполнение, по комментариям исполнителей, сопровождало проведение общинных праздников и совместных застолий.

Поэтические тексты

В сюжетно-тематическом отношении жанр лирической песни представлен песнями раннего молодецкого цикла, они же наиболее традиционные в музыкально-стилевом отношении (№ 01–07). Важное место в репертуаре занимают песни женские – о женской доле, о разлуке, любовного содержания (№ 08–12), что типично для русской песенной лирики.
Среди относительно поздних образцов лирических песен интересны те, что распеты в соответствии с эстетикой и музыкальным стилем песен старожильческой традиции (№ 13–18). Самостоятельную группу, чрезвычайно характерную для Сибири, образуют песни, которые условно можно назвать «песни отверженных» (песни каторги и ссылки), и примыкающие к ним песни о воинской жизни (№ 19–27). Выделяются также песни на тексты литературного происхождения, в том числе и распетое в народной традиции стихотворение А. С. Пушкина «Казак» (№ 27 «Ехал тихо над рекою»), песни на слова И. Козлова («Вижу снова небеса»), Ф. Глинки (№ 11 «По морям, мальчик, по волнам»), М. Лермонтова (№ 22 «Сколь высокий был он, безобразный»), Н. Огарева (№ 21 «Недалёк от калидору»), А. Кольцова (№ 13 «Вот сяду я за стол»), а также неизвестных авторов XIX века.

Напевы

Отличаясь по образно-поэтическому строю и музыкальному языку, лирические песни мужской певческой традиции образуют самую характерную группу песен в области протяжной лирики старожилов. Структурно-типологические свойства молодецких песен обусловлены исполнительскими возможностями мужского ансамблевого («артельного») пения. Широкий певческий диапазон с характерной тембровой окраской нижнего и верхнего регистров определяет выразительность многоголосной фактуры и дает возможности для ладового развития напева. Характерным является наличие сложно-ладовых конструкций. Глубина и сила дыхания обеспечивают протяженность мелодического распева и влияют на особенности композиции, для которой характерны:

– наличие выделенного зачина (часто – декламационного характера);

– подчеркнутые цезуры на границах мелодических построений внутри строфы, имеющие смысл композиционного приема, который организует музыкальное движение (фиксированная остановка, часто вызывающая словообрыв с последующим активным хоровым подхватом), «ферматность», ненормативная по метрике протяженность отдельных тонов (крупные длительности);

– устойчивые интонационные формы каданса (формульные кадансы), подготавливающие согласованный выход голосов на конечный опорный тон.

Фактура лирических песен русских старожилов Томского Приобья многоголосна, организована по вертикали (функции голосов в ансамбле дифференцируются). Эти свойства особенно показательны, если учитывать севернорусские корни музыкальной культуры сибирских старожилов.

Манера исполнения

Сложившийся на основе молодецких песен стиль ансамблевого хорового пения оказывается настолько значимым в песенности старожилов, что в нем практически стираются границы между музыкальным стилем мужских и женских песен. Своеобразной эстетикой молодецких песен, певческой установкой ансамбля смешанного состава объясняются низкая тесситура, насыщенный грудной звук женских голосов, выделение колористической функции верхнего голоса в лирических песнях старожильческой традиции.
Современное состояние

В 1960–1980-е годы традиция пения лирических песен была достаточно активна, но на сегодняшний день лирические песни старожилов хранятся в архивах и в практике отдельных фольклорных коллективов (например, Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Фольклорного ансамбля «Оберег» Томского государственного университета и других).


1 - Раздел составлен на основе предисловия к публикации: Лирические песни Томского Приобья. Народные песни, записанные в Томской области / Запись, нотация, сост., предисл., примеч. А. М. Мехнецова. – Л.: Сов. композитор, 1986. – 96 с.: нот.

Фото

Аудио

01 Лирическая песня «Уж ты батюшка сизой орёл» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чурикой и М.П. Шершневой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

02 Лирическая песня «Ты воспой-ка, воспой, живароночек мой» в исполнении А.К. Спициной, А.Н. Синицыной, А.Х. Птухиной, Е.П. Бормотовой и Е.Е. Ануфриевой из с. Маркелово Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

03 Лирическая песня «Ой, воля моя воля» в исполнении Ф.П. Кустовой, Е.И. Кустовой, А.И. Ишболдиной и Ф.П. Кустовой из с. Ново-Николаевка Асиновского р-на Томской обл. Правовая информация

04 «Встань-ка, Машенька, поране» в исполнении А.В. Черноусова и Т.П. Черноусовой из с. Павлово Каргасокского р-на Томской обл. Правовая информация

05 Лирическая песня «Да ты рябинушка да мил-кудрявая» в исполнении Ф.А. Середининой, А.Н. Соколовой, М.Т. Плотниковой и Д.Т.Середининой из с. Плотниково Томского р-на Томской обл. Правовая информация

06 Лирическая песня «Сизакрыленькай голубочек» в исполнении У.Н. Ромашовой, К.К. Королевой, А.М. Петровой и В.Е. Шеретобоевой из с. Екимово Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

07 Лирическая песня «Ночи тёмныя были, разосённыя» в исполнении М.Н. Белоконевой, А.Н. Поповой, М.Ф. Тюменцевой, А.К. Буцыкиной, Е.Н. Попыхиной и Т.Г. Тюменцевой из д. Петрово (Рыбалово) Томского р-на Томской обл. Правовая информация

08 Лирическая песня «Светит солнышко, светит высоко» в исполнении С.М. Паршаковой, Е.Ф. Мерзляковой, А.И. Горбуновой, П.И. Алифоренко, П.Т. Усыниной и У.С. Морозовой из с. Ермиловка Чаинского р-на Томской обл. Правовая информация

09 Лирическая песня «По черёмушку я, девка, я гуляла» в исполнении М.Е. Евлаховой, Л.С. Телковой и У.П. Чарыковой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

10 Лирическая песня «Скучно-грустно мне, бедной да девчонке» в исполнении М.Е. Евлаховой, Л.С. Телковой и У.П. Чарыковой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

11 Лирическая песня «По морям, мальчик, по волнам» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чуриковой и М.П. Шершневой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

12 Лирическая песня «На горе-то на высокой» в исполнении А.К. Спициной, А.Н. Синицыной, А.Х. Птухиной, Е.П. Бормотовой Е.Е. Ануфриевой из с. Маркелово Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

13 Лирическая песня «Вот сяду я за стол да я подумаю» в исполнении А.А. Зеляевой и П.К. Ромашовой из с. Чилино Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

14 Лирическая песня «Кого нету, только того жаль» в исполнении Е.П. Галевской, П.С. Качагуровой и А.И. Шеламовой из с. Мало-Брагино Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

15 Лирическая песня «Берёза, берёза» в исполнении М.М. Болтовской, Н.И. Болтовской и Ф.Р. Мехетко из с. Лучаново Томского р-на Томской обл. Правовая информация

16 Лирическая песня «Что невесел, сад, цветёшь да осыпаешься?» в исполнении А.А. Новиковой, А.П. Писанко, Е.А. Цыгановой, Н.С. Дикаловой и А.М. Багровой из с. Елгай Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

17 Лирическая песня «Как во Дунюшки много думушки» в исполнении А.А. Коробковой, У.А. Ивановой, Т.И. Андреевой, В.Я. Андреевой, Е.Н. Цыкуновой и Н.Ф. Васильевой из с. Сафроново Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

18 Лирическая песня «Эй, да ты прощай-ка, прощай» в исполнении Е.А. Кузьминой, Ф.А. Коробовяк и И.К. Кузьмина из с. Кругликово Болотнинского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

19 Лирическая песня «Эх, Кармалютка, хлопец добрый» в исполнении Ф.Я. Лапиной, А.Ф. Репиной, Е.В. Фелюшиной, У.Л. Щербаковой и Л.В. Южаниной из с. Вороново Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

20 Лирическая песня «На этап нам собираться» в исполнении А.С. Ладяевой, М. А. Горшковой из с. Федораевка Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

21 Лирическая песня «Недалёк, ой, от только да калидору» в исполнении М.М. Абрамовой, М.А. Воробьёвой, А.Н. Щеголихиной и К.Н. Щеголихиной из с. Воронина Пашня Асиновского р-на Томской обл. Правовая информация

22 Лирическая песня «Сколь высокий был он, безобразный» в исполнении Е.И. Голышевой, А.Д. Алексеевой, А.В. Барнашевой, П.Л. Авдеевой и Е.С. Стасюк из с. Подломск Томского р-на Томской обл. Правовая информация

23 Лирическая песня «По диким степям Забайкала» в исполнении Н.П. Киселёвой и А.Ф. Дятловой из с. Берикуль Ижморского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

24 Лирическая песня «Ни кукушечкя ли да кукуе» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чуриковой и М.П. Шершневой с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

25 Лирическая песня «Что ж ты вьёшся, вьёшься, чёрный ворон» в исполнении Е.П. Азовцевой, П.П. Самойловой и Е.Т. Шальновой из с. Спасское-на-Яе Томского р-на Томской обл. Правовая информация

26 Лирическая песня «Из-за лесу-то да солнушко восходит» в исполнении Е.Г. Лигачевой, М.К. Вадрецкой и Л.А. Запысовой из с. Мохово Яшкинского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

27 Лирическая песня «Ехал тихо над рекою» в исполнении А.М. Здвижковой, В.П. Шадриной, И.Н. Шумиловой и Л.В. Щетинкиной из с. Большой Антибес Мариинского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Прямая трансляция 23 февраля в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Памяти артистов Ансамбля имени А.В.Александрова

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

23 февраля вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть