Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Лирические песни русских старожилов Томского Приобья

Этнос: Русские старожилы
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Записанные в экспедициях А. М. Мехнецова в 1960–1970 годах лирические песни русских старожилов Томского Приобья образуют важнейшую часть народной песенной культуры Западной Сибири. Обладая высокими художественными достоинствами, они по праву занимают центральное место в системе жанров фольклора сибирских старожилов. К закономерностям лирических песен молодецкого цикла (наиболее показательных для местных традиций) восходят ведущие принципы музыкального стиля различных в жанровом отношении песен. Особенности заселения территории Томского Приобья и формирования певческих традиций привели к тому, что в моностилевой культуре старожилов произошла дифференциация музыкально-стилевых пластов. С точки зрения историко-культурной принадлежности А. М. Мехнецовым были выделены лирические песни: 1) русско-сибирского склада, включающего ранний слой старожильческой лирики; 2) позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции раннего слоя; 3) позднего слоя, имеющие общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящие к закономерностям городской культуры.


Название: лирические песни, «растяжные» песни, «протяжные, мотивные» песни, «закадышные» песни (самые старинные).

География бытования жанра в данной традиции

С 1966 по 1977 гг. состоялось 18 экспедиций А. М. Мехнецова в различные районы Западной Сибири, обследовано около 250 поселений при участии музыковедов Е. А. Валевской (в 1969 г.), Ю. И. Марченко (в 1976 г.) и техника-звукооператора А. А. Шепелевского (в 1970 г.).

На территории Томского Приобья лирические песни фиксировались практически повсеместно, наиболее яркие образцы были записаны в Кемеровской области (Ижморский, Мариинский, Юргинский районы); в Томской области (Асиновский, Зырянский, Кожевниковский, Первомайский, Томский, Чаинский, Шегарский районы).

География распространения лирических песен (как и других жанров старожильческой традиции) на территории Томского Приобья тесно связана с историей заселения и процессами формирования старожильческих поселений вокруг Томска, явившегося своеобразным центром. На начальном этапе основная часть населения, а, следовательно, и культурных традиций, была сосредоточена в самом Томске, укрепленных острогах по Оби, Томи, Чулыму и в относительно крупных приходских селах, которых насчитывалось не так много (в 1701 году в Томском уезде согласно атласу С. Ремезова насчитывалось около ста деревень). Песенный стиль старожилов наиболее активно складывался в середине XVIII века, когда происходили интенсивные процессы освоения земель, формирования крестьянских поселений. В результате сглаживания музыкально-стилевых особенностей различных песенных традиций и выдвижения на первый план характеристик, объединяющих разнородные по происхождению традиции первопоселенцев Сибири, складывалась самобытная старожильческая музыкальная культура.

Статус жанра в культуре

Лирические песни занимают центральное место в системе жанров песенной культуры сибирских старожилов. Они наиболее представительны по количественному показателю, обладают высокими художественными достоинствами (по образно-поэтическому строю, средствам музыкальной выразительности) и являются наиболее показательными для песенной культуры старожилов Томского Приобья.

Стадиальная дифференциация

Стадиальная дифференциация песенных традиций обусловлена особенностями освоения территории Томского Приобья.
В Томском Приобье к середине XVIII века в результате роста крестьянской общины создаются необходимые условия для завершения процесса становления крестьянской общины, что привело к стабилизации традиций старожильческого историко-культурного комплекса как самостоятельной системы. В дальнейшем на территории Томского Приобья (в середине  XIX и в конце  XIX – начале ХХ веков) усиливаются переселенческие потоки из Европейской части России, расширяется география исходных районов переселения, складываются группы новосельческих («расейских») фольклорных традиций, сохранявших непосредственные связи с культурой тех мест, откуда они вышли. Первоначально размещение старожильческих традиций носило очаговый характер, затем в результате образования новых культурных комплексов, стало мозаичным, а к концу XIX века – многослойным. Так происходило формирование основных историко-культурных комплексов на территории Томского Приобья: старожильческого, переходного (смешанного) и новосельческого.

Под влиянием демографических процессов XIX века произошло изменение музыкально-стилевых норм старожильческой песенности: наложение новых музыкально-стилевых комплексов и сюжетно-тематических образований. Это в первую очередь отразилось на жанре лирической песни. В музыкальный быт старожилов проникали новые песни, происходило их переинтонирование на основе традиционных приемов, переход части традиционного репертуара к ограниченным возрастным или социальным группам населения.

Вместе с образованием в репертуаре новых песенных групп в рамках моностилевой культуры старожилов происходит дифференциация музыкально-стилевых пластов по признаку их историко-культурной принадлежности. В результате складываются три пласта:

1) основной пласт песен русско-сибирского склада, объединяющий ранний слой старожильческой лирики, близкий по стилю свадебным и хороводным песням;

2) лирические песни позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции;

3) поздний слой лирических песен, имеющих общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящих к закономерностям городской культуры.
Исполнители

На этапе формирования старожильческой певческой культуры большую роль играли военные поселения, неоднородная в социальном и этнокультурном отношении среда основу которой составляли служилые, посадские люди и крестьяне – выходцы из различных, главным образом северных районов России. В дальнейшем исторические процессы привели к формированию крестьянских поселений, которые стали основой для формирования певческой культуры русских старожилов. Изначальное преобладание мужского населения (военных, казачества и др.) определило стилевой облик лирических песен и состав певческих ансамблей: преимущественно мужские или смешанные. Даже на этапе угасания певческой традиции (1960–1970-е годы), когда основными носителями традиции оказались женщины, их пение подчинялось закономерностям, восходящим к мужской певческой культуре.

Этнография исполнения

Специфика заселения и условия жизни в районах Томского Приобья в XVII в. определили ведущее положение контингента служилых людей, соответственно выделяются лирические песни, которые были связаны с бытом относительно постоянных групп мужского населения и ситуацией исполнения в воинских отрядах, промысловых или иного рода артелях, ватагах беглых крестьян.
В целом характерно отсутствие обязательной прикрепленности лирических песен к определенному обрядовому или бытовому моменту, возможность выбора самой песни, средств и характера исполнения применительно к случаю. Имеющиеся данные о включении лирических песен, например, в свадебный обряд, указывают в большей степени не на их обрядовое происхождение, а на особенности старожильческой традиции.

На момент фиксации основного объема лирических песен (в 1960–1970-е годы) их исполнение, по комментариям исполнителей, сопровождало проведение общинных праздников и совместных застолий.

Поэтические тексты

В сюжетно-тематическом отношении жанр лирической песни представлен песнями раннего молодецкого цикла, они же наиболее традиционные в музыкально-стилевом отношении (№ 01–07). Важное место в репертуаре занимают песни женские – о женской доле, о разлуке, любовного содержания (№ 08–12), что типично для русской песенной лирики.
Среди относительно поздних образцов лирических песен интересны те, что распеты в соответствии с эстетикой и музыкальным стилем песен старожильческой традиции (№ 13–18). Самостоятельную группу, чрезвычайно характерную для Сибири, образуют песни, которые условно можно назвать «песни отверженных» (песни каторги и ссылки), и примыкающие к ним песни о воинской жизни (№ 19–27). Выделяются также песни на тексты литературного происхождения, в том числе и распетое в народной традиции стихотворение А. С. Пушкина «Казак» (№ 27 «Ехал тихо над рекою»), песни на слова И. Козлова («Вижу снова небеса»), Ф. Глинки (№ 11 «По морям, мальчик, по волнам»), М. Лермонтова (№ 22 «Сколь высокий был он, безобразный»), Н. Огарева (№ 21 «Недалёк от калидору»), А. Кольцова (№ 13 «Вот сяду я за стол»), а также неизвестных авторов XIX века.

Напевы

Отличаясь по образно-поэтическому строю и музыкальному языку, лирические песни мужской певческой традиции образуют самую характерную группу песен в области протяжной лирики старожилов. Структурно-типологические свойства молодецких песен обусловлены исполнительскими возможностями мужского ансамблевого («артельного») пения. Широкий певческий диапазон с характерной тембровой окраской нижнего и верхнего регистров определяет выразительность многоголосной фактуры и дает возможности для ладового развития напева. Характерным является наличие сложно-ладовых конструкций. Глубина и сила дыхания обеспечивают протяженность мелодического распева и влияют на особенности композиции, для которой характерны:

– наличие выделенного зачина (часто – декламационного характера);

– подчеркнутые цезуры на границах мелодических построений внутри строфы, имеющие смысл композиционного приема, который организует музыкальное движение (фиксированная остановка, часто вызывающая словообрыв с последующим активным хоровым подхватом), «ферматность», ненормативная по метрике протяженность отдельных тонов (крупные длительности);

– устойчивые интонационные формы каданса (формульные кадансы), подготавливающие согласованный выход голосов на конечный опорный тон.

Фактура лирических песен русских старожилов Томского Приобья многоголосна, организована по вертикали (функции голосов в ансамбле дифференцируются). Эти свойства особенно показательны, если учитывать севернорусские корни музыкальной культуры сибирских старожилов.

Манера исполнения

Сложившийся на основе молодецких песен стиль ансамблевого хорового пения оказывается настолько значимым в песенности старожилов, что в нем практически стираются границы между музыкальным стилем мужских и женских песен. Своеобразной эстетикой молодецких песен, певческой установкой ансамбля смешанного состава объясняются низкая тесситура, насыщенный грудной звук женских голосов, выделение колористической функции верхнего голоса в лирических песнях старожильческой традиции.
Современное состояние

В 1960–1980-е годы традиция пения лирических песен была достаточно активна, но на сегодняшний день лирические песни старожилов хранятся в архивах и в практике отдельных фольклорных коллективов (например, Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Фольклорного ансамбля «Оберег» Томского государственного университета и других).


1 - Раздел составлен на основе предисловия к публикации: Лирические песни Томского Приобья. Народные песни, записанные в Томской области / Запись, нотация, сост., предисл., примеч. А. М. Мехнецова. – Л.: Сов. композитор, 1986. – 96 с.: нот.

Фото

Аудио

01 Лирическая песня «Уж ты батюшка сизой орёл» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чурикой и М.П. Шершневой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

02 Лирическая песня «Ты воспой-ка, воспой, живароночек мой» в исполнении А.К. Спициной, А.Н. Синицыной, А.Х. Птухиной, Е.П. Бормотовой и Е.Е. Ануфриевой из с. Маркелово Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

03 Лирическая песня «Ой, воля моя воля» в исполнении Ф.П. Кустовой, Е.И. Кустовой, А.И. Ишболдиной и Ф.П. Кустовой из с. Ново-Николаевка Асиновского р-на Томской обл. Правовая информация

04 «Встань-ка, Машенька, поране» в исполнении А.В. Черноусова и Т.П. Черноусовой из с. Павлово Каргасокского р-на Томской обл. Правовая информация

05 Лирическая песня «Да ты рябинушка да мил-кудрявая» в исполнении Ф.А. Середининой, А.Н. Соколовой, М.Т. Плотниковой и Д.Т.Середининой из с. Плотниково Томского р-на Томской обл. Правовая информация

06 Лирическая песня «Сизакрыленькай голубочек» в исполнении У.Н. Ромашовой, К.К. Королевой, А.М. Петровой и В.Е. Шеретобоевой из с. Екимово Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

07 Лирическая песня «Ночи тёмныя были, разосённыя» в исполнении М.Н. Белоконевой, А.Н. Поповой, М.Ф. Тюменцевой, А.К. Буцыкиной, Е.Н. Попыхиной и Т.Г. Тюменцевой из д. Петрово (Рыбалово) Томского р-на Томской обл. Правовая информация

08 Лирическая песня «Светит солнышко, светит высоко» в исполнении С.М. Паршаковой, Е.Ф. Мерзляковой, А.И. Горбуновой, П.И. Алифоренко, П.Т. Усыниной и У.С. Морозовой из с. Ермиловка Чаинского р-на Томской обл. Правовая информация

09 Лирическая песня «По черёмушку я, девка, я гуляла» в исполнении М.Е. Евлаховой, Л.С. Телковой и У.П. Чарыковой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

10 Лирическая песня «Скучно-грустно мне, бедной да девчонке» в исполнении М.Е. Евлаховой, Л.С. Телковой и У.П. Чарыковой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

11 Лирическая песня «По морям, мальчик, по волнам» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чуриковой и М.П. Шершневой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

12 Лирическая песня «На горе-то на высокой» в исполнении А.К. Спициной, А.Н. Синицыной, А.Х. Птухиной, Е.П. Бормотовой Е.Е. Ануфриевой из с. Маркелово Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

13 Лирическая песня «Вот сяду я за стол да я подумаю» в исполнении А.А. Зеляевой и П.К. Ромашовой из с. Чилино Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

14 Лирическая песня «Кого нету, только того жаль» в исполнении Е.П. Галевской, П.С. Качагуровой и А.И. Шеламовой из с. Мало-Брагино Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

15 Лирическая песня «Берёза, берёза» в исполнении М.М. Болтовской, Н.И. Болтовской и Ф.Р. Мехетко из с. Лучаново Томского р-на Томской обл. Правовая информация

16 Лирическая песня «Что невесел, сад, цветёшь да осыпаешься?» в исполнении А.А. Новиковой, А.П. Писанко, Е.А. Цыгановой, Н.С. Дикаловой и А.М. Багровой из с. Елгай Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

17 Лирическая песня «Как во Дунюшки много думушки» в исполнении А.А. Коробковой, У.А. Ивановой, Т.И. Андреевой, В.Я. Андреевой, Е.Н. Цыкуновой и Н.Ф. Васильевой из с. Сафроново Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

18 Лирическая песня «Эй, да ты прощай-ка, прощай» в исполнении Е.А. Кузьминой, Ф.А. Коробовяк и И.К. Кузьмина из с. Кругликово Болотнинского р-на Новосибирской обл. Правовая информация

19 Лирическая песня «Эх, Кармалютка, хлопец добрый» в исполнении Ф.Я. Лапиной, А.Ф. Репиной, Е.В. Фелюшиной, У.Л. Щербаковой и Л.В. Южаниной из с. Вороново Кожевниковского р-на Томской обл. Правовая информация

20 Лирическая песня «На этап нам собираться» в исполнении А.С. Ладяевой, М. А. Горшковой из с. Федораевка Шегарского р-на Томской обл. Правовая информация

21 Лирическая песня «Недалёк, ой, от только да калидору» в исполнении М.М. Абрамовой, М.А. Воробьёвой, А.Н. Щеголихиной и К.Н. Щеголихиной из с. Воронина Пашня Асиновского р-на Томской обл. Правовая информация

22 Лирическая песня «Сколь высокий был он, безобразный» в исполнении Е.И. Голышевой, А.Д. Алексеевой, А.В. Барнашевой, П.Л. Авдеевой и Е.С. Стасюк из с. Подломск Томского р-на Томской обл. Правовая информация

23 Лирическая песня «По диким степям Забайкала» в исполнении Н.П. Киселёвой и А.Ф. Дятловой из с. Берикуль Ижморского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

24 Лирическая песня «Ни кукушечкя ли да кукуе» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чуриковой и М.П. Шершневой с. Богословка Зырянского р-на Томской обл. Правовая информация

25 Лирическая песня «Что ж ты вьёшся, вьёшься, чёрный ворон» в исполнении Е.П. Азовцевой, П.П. Самойловой и Е.Т. Шальновой из с. Спасское-на-Яе Томского р-на Томской обл. Правовая информация

26 Лирическая песня «Из-за лесу-то да солнушко восходит» в исполнении Е.Г. Лигачевой, М.К. Вадрецкой и Л.А. Запысовой из с. Мохово Яшкинского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

27 Лирическая песня «Ехал тихо над рекою» в исполнении А.М. Здвижковой, В.П. Шадриной, И.Н. Шумиловой и Л.В. Щетинкиной из с. Большой Антибес Мариинского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть