Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Деревенская кадриль «Козуля повалихинская» Чухломского района Костромской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Козуля – деревенская линейная кадриль, которая была чрезвычайно широко распространена в Чухломском уезде. Повалихинская козуля – один из наиболее сложных и полных образцов кадрилей, встретившихся в Костромской области в экспедициях по сбору хореографического фольклора. Она исполнялась в быту – на беседах, праздниках, гуляниях вплоть до 60-х годов XX века. Семизарядная козуля состояла из семи фигур и исполнялась под гармошечные наигрыши: «Сени», «По улице мостовой», «Краковяк», «Поповы дети», «Светит месяц», «Колхозная», «Чижа». После каждой фигуры танец останавливался и мужчины приглашали новых партнерш.


Однако место и время исполнения танцев вносили в них определенные коррективы. Так, если на уличном гуляние летом кадриль могли одновременно исполнять 6, 8 или 10 пар, то зимой на беседах в избе обычно танцевали только 2, 4, редко 6 пар, так как большее количество людей не могло свободно двигаться в ограниченном пространстве.


Основным занятием на беседах в Чухломском районебыли танцы, среди которых главное место занимала козуля. В Святки танцевали каждый вечер, за исключением субботы, когда танцевать считалось грехом. Поэтому  молодежь в этот день лишь играла в игры.


Собираясь на беседу, тщательно наряжались не только девушки, но и ребята: «Женская обувь – черные туфли на каблуках, а у мужчин – теплые ботинки. Зимой едут в бурках [высокая мужская обувь на меху] – приезжают танцевать, снимают и в ботиночках чисто хромовых, только без шнурков» (Повалихино). Если приезжали из другой деревни в валенках, то ботинки привозили с собой и переобувались. Обычно парни были одеты в костюмы-двойки или тройки, при галстуках. Девушки иногда старались за один вечер показать сразу два наряда: «Сходят еще переоденутся. Половину вечера в одном платье, другую в другом. А тут женщины споют свои песни старинные» (Повалихино).


Установить происхождение названия кадрили козуля собирателям не удалось: «Название козуля – везде козуля. Не знаем, откуда это слово взялось», – говорили жители деревни Повалихино.  


Козулю исполняли под гармошечные наигрыши популярных в начале ХХ века песен. Обычно в танце использовались семь различных фигур, каждая из которых исполнялась под свою мелодию, отсюда и названия – семизарядная или  семиколенная кадриль. Опытный и известный в округе гармонист Михаил Александрович Соколов из села Ножкино назвал следующие мелодии в порядке их исполнения в кадрили: 1 – «Сени», 2 – «По улице мостовой», 3 – «Краковяк», 4 – «Поповы дети», 5 – «Светит месяц», 6 – «Колхозная», 7 – «Чижа». Далее Михаил Александрович пояснил: «Вместо Чижа могли играть Камаринскую, да и много чего: что придумают, то и играют, хоть Семеновну играют». Кроме выше названных мелодий в других деревнях играли песенные и плясовые наигрыши «Я на горку шла», «Барыню», «Русского». В записи 1993 года (Видео 01) в инструментальном ансамбле один из музыкантов играет на ложках, что не соответствует традиции. В Чухломском районе при исполнении козули раньше использовали трензель (угольник), о котором многократно упоминали информанты.


Интересно  взаимодействие  танцоров и музыкантов в ансамблевом исполнении чухломской козули. Музыканта нанимали за плату для игры под танцы,определяющая же роль принадлежала танцорам. В зависимости от умения и желания танцоры могли тот или иной элемент кадрили исполнять дольше или короче, что порой приводило к несоответствию протяженности хореографической фразы музыкальной. Музыканты определяли темп и ритмическую структуру наигрышей, а танцорам приходилось приспосабливаться к темпу, взятому музыкантами.


Благодаря тому, что в Чухломе каждый заряд, порядок которых был строго определен,мог исполняться несколько раз разными парами, козуля превращалась в многочасовое действо. Подробно об этом рассказала прекрасная плясунья из села Коровье Евдокия Николаевна Артемьева: «Первая. Лёша, играй первую. Я жених, и он жених. Мы танцуем первую. Ну, кто следующий? Михаил, и он жених. И они тоже будут первую танцевать. Все по первой станцевали. Лёш, давай вторую. Бывало так, что пять, шесть смен. Всем, всем первая, вторая, третья, четвертая. Первую станцевали несколько пар, вторую несколько и так до семи – семизарядная. Эти перетанцевали, те перетанцевали, и те, которые уже танцевали, опять могут встать танцевать»; «Я хочу три раза танцевать, а тебе и одного не дам!.. Возьмем да и раздерёмся».


Перед началом кадрили парни договаривались между собой, кто будет танцевать. Девушки, которые хотели, чтобы их пригласили на танец, старались занять на лавках более выгодное, видное место. Желающие танцевать парни гурьбой подходили к музыкантам удостовериться, готовы ли те, а потом, взяв белые шелковые платки в руки, шли приглашать девушек на первый заряд. Парень подавал правую руку, покрытую платком, в которую девушка клала левую руку и вставала на танец. В селах Ножкино, Коровье, Петровское, деревне Повалихино рассказывали о том, что кавалеры танцевали козулю с платочком в руке, а во время танца при необходимости ловко и незаметно перекладывали его из одной руки в другую, поскольку руки партнеров в парах должны были соединяться через платок.


Виктор Васильевич Нечаев из деревни Повалихино показал и рассказал, как парни приглашали девушек на козулю: «Парень подходил к девушке, подавал [правую] руку с платком [протягивает правую руку, покрытую платком, в которую девушка кладет свою руку и встает]. Потом парень перекладывает платок в свою левую руку [в которую девушка, стоя лицом к парню, кладет свою правую руку; кавалер берет девушку за талию правой рукой]. А когда Святки, тогда, бывало, этот платочек – вот сюда [покрывает платком свою правую руку и кладет девушке на талию]. Чтобы не запачкать платье, а то платье бывало белое» (Видео 02).


Когда музыканты видели, что танцоры готовы, начинали играть. После короткого вступления пары пускались в пляс. После исполнения каждого заряда женщины садились на свои места, а мужчины приглашали новых партнерш. Приглашая одну и ту же девушку несколько раз, парень тем самым демонстрировал ей и окружающим свою симпатию. Некоторым фигурам в этом отношении придавалось особое значение. «Если ты моя дроля, – рассказывает М.А. Соколов, – то я могу и на всю [кадриль] пригласить. А так обычно с первой по седьмую – разные [девушки]» (Коровье).


Для козули характерно значительное различие в поведении мужчин и женщин. Женщины держатся очень скромно, не улыбаются, не дробят, передвигаются легко, не размахивают руками, позволяя мужчинам проявить свою независимость и удаль. Мужчины держатся с большим достоинством, свободно, но без фамильярности – серьезно, не улыбаются, с большим вниманием относятся к партнершам. Дробят мужчины так громко, как только могут. Каждый исполняет импровизационную дробь, при этом двигает руками, обычно не поднимая их выше пояса.


Стоящие друг напротив друга пары могут меняться местами, вращаясь при перемещении. Они начинают и заканчивают перестроение одновременно и при этом автономно от других пар. Иногда переходы осуществляют только мужчины или только женщины каждой из пар. Это позволяет танцорам чувствовать себя свободно, что соответствует импровизационной манере русских танцев и почти не встречается на профессиональной сцене, и потому может показаться небрежностью.


В козуле лишь одна – шестая – фигура «Колхозная» исполняется по кругу. Скорее всего, это связано с достаточно поздним включением в кадриль наигрыша, мелодия которого напоминает песню «Наш паровоз, вперед лети». Когда танцоров было мало, то шестую фигуру кадрили опускали: «Когда две пары, то Колхозную не танцевали, а когда много, то шестая [фигура] – Колхозная»(Повалихино).


В чухломской козуле фигуры – заряды – различаются по сложности и протяженности: первая, вторая, четвертая и шестая – более простые и короткие, третья, пятая и седьмая – более сложные и продолжительные.


Основные шаги и движения в козуле: скользящий кадрильный шаг, вращение с припаданием на правую ногу, скользящий полубег, мужская импровизационная дробь. Исполняемые мужчинами дроби чрезвычайно разнообразны, они состоят из переменных шагов, притопов, соскоков на одну и две ноги, припаданий и других движений. Исполнять дроби можно было как на месте, так и с продвижением.


В хореографическом рисунке козули можно выделить три наиболее часто встречающихся элемента. Это, прежде всего, вращение пар, которое повторяется как рефрен практически во всех семи фигурах кадрили. Вращения исполняются в характерном для вальса положении пар чаще всего на месте, а не по кругу. Вращение осуществляется благодаря небольшому сгибанию правой ноги на сильную долю такта с последующим подъемом с подкруткой при шаге левой ногой. Танцоры кружатся в такт музыке очень интенсивно, совершая 2–3 оборота.


Второй важный танцевальный элемент – крестик или крест, как называют его сами исполнители. Это поочередный проход по диагонали через центр сначала девушек, потом парней. В фигурах он исполняется по-разному. Если парень или девушка проходят через центр дважды, то оказываются на своем первоначальном месте, а если один раз, то есть исполняют половину креста, то занимают место на противоположной стороне. Иногда исполняют и четверть креста, когда центр пересекает только один из партнеров, который присоединяется к паре, стоящей напротив. Стоит отметить, что крестик не всегда исполняется ритмизованным шаркающим шагом, являющимся основным в кадрили. Часто мужчины, а порой и женщины, двигаются свободными произвольными шагами, как бы не учитывая жесткий ритм аккомпанемента, что придает танцу особую грацию.


Третий своеобразный элемент чухломской Козули – рукопожатие. Он прост в исполнении, но сложен для точного описания. В конце каждой фигуры кадрили парень и девушка на счет «и» поднимали соединенные руки до уровня груди, а на счет «раз» с усилием опускали их вниз. Рукопожатие было сигналом завершения танца конкретной парой и не обязательно совпадало с окончанием мелодии. После рукопожатия всех пар музыканты заканчивали игру, порой даже не доигрывая до конца ту или иную мелодию. Когда музыка замолкала, все кавалеры провожали девушек на их места и выбирали новых для очередного заряда. В третьей фигуре рукопожатие играло роль танцевального элемента. Его исполняли женщины: по ходу танца они трижды подходили к своим партнерам и энергично здоровались с ними правой рукой.


Благодаря помощи директора повалихинского клуба Аиды Ивановны Петушковой, удалось собрать прекрасный состав исполнителей (8 танцоров и 3 музыканта) и снять на пленку в июне 1993 года два варианта козули, которые и послужили в дальнейшем основным материалом для ее описания.


Повалихинская Козуля вошла в репертуар фольклорного ансамбля «Венец» Управления культуры г. Костромы (художественный руководитель – А. А. Дружинин). Козулю неоднократно исполняли и студенты кафедры русского народно-певческого искусства Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).

ВИДЕО

Фото

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть