Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обряды ногайцев карагашей, проводимые на сороковой день жизни ребенка

Этнос: Ногайцы
Конфессия: Ислам суннитского толка
Язык: Ногайский
Паспорт объекта
В семьях ногайцев особое значение придается факту рождения ребенка – наследника и продолжателя рода. Первые сорок дней жизни младенца являются очень значимыми и понимаются народом как этап «очеловечевания». До сорокового дня ребенка должны одеть в рубашку ийт коьйлек, дать имя (ат атав), положить в колыбель (бесик той), сбрить волосы (карын шашын алув), снять старую одежду (рубашку ийт коьйлек). Существует специальный термин, обозначающий ребенка, которому уже больше сорока дней – кыркынан шыккан бала («из сорока вышедший ребенок»). У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. Ногайцы карагаши в настоящее время проводят все перечисленные обряды.


Родинные обряды открывают жизненный цикл человека, который осмысляется как наследник и продолжатель рода. Можно выделить следующие обрядовые действия: обрезание пуповины (киндик кесуьв) и захоронения последа; обмывание младенца (чувындырув); кормление (авызландырув); наречение именем (ат атав); укладывание в колыбель (бесик той); сбривание волос (карын шашын алув), снятие старой одежды («собачьей рубашки» ийт коьйлек); перерезание пут при вставании ребенока на ноги (тысав кесуьв).


Тело новорожденного считают сырым (ший этли) и чтобы оно поскорее «затвердело», младенца сорок дней купают в подсоленной воде. До сорокового дня ребенка должны одеть в рубашку ийт коьйлек, дать имя (ат атав), уложить в колыбель (бесик той) и сбрить волосы (карын шашын алув).  


На сороковой день жизни ребенка ногайцы карагаши проводят обряд сбривания волос (карын шашын алув) и обряд «ийт коьйлек» («собачья рубашка»).


Обряд сбривания волос проводит дедушка (нагаш атасы) или дядя со стороны матери (нагаш акасы), к которому привозят ребенка. Мужчине, отправляющему обряд, родители дарят рубашку, а он преподносит ребенку ценный подарок в виде барана или бычка. Первые волосы называют карын шаш («утробные волосы»). В народе считают, что если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. У мусульман сбривание волос на голове ребенка мыслится как очищение. Отправление этого обряда вводит ребенка в мусульманскую общину (элемент социализации) и с этого момента человек должен придерживаться законов Шариата.  Волосы мальчика заворачивают в кусок ткани или платочек и привязывают к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой. Про домашних мальчиков в народе говорят: «Карын шашы уьйде калган болар» («Его утробные волосы дома оставили наверно»).


Первую рубашку ребенка называют ийт коьйлек, что в переводе означает «собачья рубашка». Ее шили из подола нательной рубахи почтенного старца либо свекра матери ребенка, чтобы новорожденный перенял его мудрость и жил так же долго. При совершении обряда ийт коьйлекпекут три хлеба с дыркой посередине (калакай). Один калакай полагается собаке, остальные детям. С младенца снимают первую рубашку (ийт коьйлек) и продевают ее через дырку в хлебе, который привязывают на шею собаки. Дети гонят собаку, чтобы она унесла все плохое в младенце («ийт акылы кетсин, деп», что означает «чтобы собачий ум ушел!»). Возможно «плохим» в ребенке считают то, что связывает его с другим миром, из которого он пришел. После обряда гостей угощают чаем и сладостями. Проведение перечисленных обрядов способствует «очеловечиванию» ребенка и делает возможным введение его в общину.


Важным этапом в развитии ребенка является самостоятельное вставание на ноги и первые шаги. Когда ребенок делает первые шаги, принято ставить его на середину комнаты и звать к себе со словами: «Атин, атин джуьр, балам» («Атин, атин ходи, дитя мое»). Для того чтобы ребенок скорее начал ходить проводят обряд перерезания пут тысав кесуьв. На нем присутствуют бабушки, тети и соседки. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ноги тесьмой (тысав), сплетенной из разноцветных ниток – треножат. Ребенку под ноги кладут деньги, обычно монеты, которые потом отдают женщине, перерезавшей путы. Для перерезания пут бабушка или мама ребенка выбирают женщину здоровую, шуструю (алгыр), деловую и хозяйственную. Можно пригласить родственницу, соседку или подругу, главное чтобы у нее было много хороших качеств, так как верят, что они переходят к ребенку. При перерезании произносят благопожелание: «юрсин, шапсын бала-йыгылмасын» («чтобы ребенок ходил, бегал и не падал»). Женщина обычно говорит: «Сендей болсын!» («Пусть будет таким (ой) как ты!»). Помимо денег, лежавших у ног младенца, ей дарят также отрез ткани кийит (от глагола кийим эт – «одежду сделай»).


Ногайцы считают, что на сороковой день новорожденный становится нормальным созданием [Капаев, 1995, с. 270]. Существует термин, обозначающий ребенка, которому уже больше сорока дней, – кыркынан шыккан бала («из сорока вышедший ребенок»). У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение.


Отправление большинства описанных обрядов доверяется родственникам или соседям, что весьма типично для рассматриваемого цикла. Родители не могут принимать участие в обрядах. Считается неэтичным кормить, ласкать и ругать детей на людях, тем более при старших родственниках.


Эти обряды и по сей день проводятся у ногайцев карагашей. Обрядовые комплексы сформировались в соответствии с особенностями строя общины, характеризующимися устойчивостью патриархальных отношений. Сохранение традиционных механизмов социализации обусловлено адаптационной природой традиции, обеспечивающей стабильность существования этноса.

Фото

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть