Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Святочные гадания с песнями «Илею» в Кировской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
В западной и центральной частях Кировской области до настоящего времени распространен обрядовый комплекс святочных гаданий с исполнением подблюдных песен с характерным припевным словом «úлею». Сами песни и весь обряд получили название «петь илею». Высокая степень сохранности традиции святочных гаданий обусловлена их актуальностью и активными формами бытования. Об этом свидетельствуют развитость ритуальных действий, регламентация времени проведения, состава участников и предметов для гадания, богатая образная система поэтических текстов и устойчивость заклинательных напевов. В процессе адаптации традиции к современным условиям становится общепринятым письменный способ фиксации и передачи текстов песен «Илею» и предсказаний для гадающих.


Гадания с песнями «Илею» в традиции Кировской области занимают центральное место среди обрядовых практик святочного периода. Этот обряд связан с канунами основных праздничных дней – гадают в канун Нового года (по старому стилю), реже – Рождества или Крещения: «Ходили гадали в Рожествó, в страшные вечера, после Нóвова году стáрова. С четырнадцатова – старый Новый год –  это страшные вечера, и вот это «Илею» пели до девятнáдцатова января. <…> А деветнáдцатова января – Крешшéнье, уж кóнчилось всё» (с. Спасcкое, Котельничский р-н).


Основные этапы обрядового действия:


– начальный этап, получивший наименование «Отпевание хлеба»;

– центральная часть, включающая собственно гадание с песнями «Илею»;

– завершающий этап, связанный с еще одной формой гадания с песнями – «Просо».


Обряд «Илею», как и большинство святочных гаданий, совершается в «страшные вечерá» (календарное время от Нового года по старому стилю до Крещения) или в кануны основных праздничных дней – Рождества, Нового года, Крещения. Народные исполнители отмечают изменение начальной строки в поэтических текстах песен «Илею» в зависимости от времени проведения ритуала: если гадание совершалось накануне Нового года, то пели «Што страшные вечерá Васильевские»; перед Крещением – «Што святые-то вечера Крещéнские» (д. Макарье, Котельничский р-н).


По воспоминаниям исполнителей, гадание «Илею» было важным событием в жизни деревенской общины в период святочных гуляний. Подобные собрания были многолюдны. Поздним вечером, ближе к полуночи в доме, выбранном для проведения гадания, собирались женщины: «Вкруг стола насéдут, сколько наберётца – старух, баб, дéвок, всех. Девки, конéшно, не пели, мéста не было, старухи пéли» (с. Спасcкое, Котельничский р-н). Реже встречаются упоминания о том, что на гадании могли присутствовать мужчины, и в дом сходилось практически все население деревни.


Начальный этап ритуала именуется местными жителями «Отпеванием хлеба». В приготовленное блюдо складывают хлеб, нарезанный мелкими кусочками, накрывают его платком и поют песню, после чего каждому участнику достается один или несколько кусочков «отпетого» хлеба. Его несут домой, на ночь кладут под подушку – загадывают «на сон». Обряд «Отпевания хлеба» как этап, предшествующий гаданию «Илею», был зафиксирован на территории Котельничского, Арбажского, Свечинского районов Кировской области, а также в ряде деревень Нолинского района (центральная часть Кировской области).


Песни, которыми «отпевают хлеб», представляют особый интерес. В основе поэтических текстов – мотивы славления хлеба, обращения к божественным силам:


«Ещё Богу да Христу да помóлимся да,

Мы не пéсни поём, хлебу честь создаём.

Илею! Илею! Илею!»

(с. Макарье, Котельничский р-н).


Вторая – центральная – часть обряда включает в себя персональные гадания – собирание личных предметов каждого из участников в блюдо (либо шапку, решето), вытаскивание этих предметов под пение коротких песен с предсказаниями. Жители поселка Красный Яр Нолинского района так описывают ход обрядового действия: «Завечáли – чьё такое (вот, например, пуговицу я заметила, или булавку, или кто кóльца, кто что). Ну и пели. Вот в такое блюдо в большое положат, закроют и так вот это перебутырят [перемешают], и рукой она лезет туда. Песни поют и вытаскивает –  и чья это вот [вещь], и кому какая песня достанется?». Само действие исполнителями определяется глаголами «ловить», «выкидывать», «вымётывать».


Особо следует отметить возрастной и обрядовый статус участницы, управляющей ходом всего действия. Через ведущую, которая определяла порядок следования песен и вынимала жребий, каждый участник получал предсказание судьбы. Как правило, каждый год это была одна и та же женщина – старшая по возрасту, хорошо знающая тексты песен «Илею» и  умеющая «вымётывать» предметы из блюда. Об особом статусе свидетельствует и местонахождение ведущей во время обряда – она сидела в «сýтках» (кутнем углу избы).


Отдельно остановимся на описании предметов для гадания. Каждый участник должен положить в блюдо свой предмет, например кольцо, заколку, а в последние годы чаще всего пуговицу. Загадывали не только на себя, но и на других членов своей семьи. В этом случае гадающий мог положить в блюдо сразу несколько предметов. Для того чтобы легко отличить свой предмет, его «замечáли»: «Собирали пуговки, привязывали к ним какую-нибудь замéтку, штобы не спутать, чьи они. <…> И на ковó эти песни будут? Вот, допустим, возьмёшь чёрную пуговку – это <…> для сына, красную – для себя, жёлтую – для мужа. <…> И вот также в блюдо их складывали, в эту тарелку большую, закрывали полотéнцем, так держали и вымётывали» (с. Екатерина, Котельничский р-н).


Гадания с песнями «Илею» обнаруживают сходство с архаичными ритуальными действиями со жребием. Важным свидетельством исторической глубины обряда являются экспедиционные материалы из Котельничского, Свечинского и других районов, указывающие на использование в качестве жребия косточек животных – овечьих «лодыжек».Косточки также опускали в блюдо, каким-либо образом «замечая» свою – привязывали нитку, писали ручкой или фломастером, реже вырезали ножом имена тех, на кого загадывали. К «лодыжке» могли привязать и бумажку с написанным на ней именем.


После того как все предметы были собраны, начиналось само гадание с пением песен «Илею». Порядок их следования в ходе гадания регламентировался. Сохранились сведения о необходимости исполнения  определенных песен в самом начале гадания. В ряде деревень Нолинского и Котельничского районов в качестве первой исполнялась следующая песня:


«Хóдит Илья по полю, считает суслончики,

В первом пóлюшке – сто суслóнов,

В втором пóлюшке – тысеча,

В третьем пóлюшке – смéты нет.

Да кому-то эта песенка достáнетца,

Кому сбýдетца да не минýетца»                            

(с. Карпушино, Котельничский р-н).


Также в качестве начального, открывающего гадание в Нолинском районе мог выступать поэтический текст с негативным предсказанием:


«Под Нóвый год – соснóвый гроб»

(д. Зыково).


Устойчивая последовательность из трех поэтических текстов, исполняющихся в начале гадания, зафиксирована в деревнях Котельничского района. А. Г. Игошина из п. Ленинская Искра Котельничского района вспоминает: «Вот это хлеб отпéли, а потóм уж опять начинáетца эта «Илея». Три-то пéсни [спели], сáмые-то хорóшие они считáютца, а потóм уж – какие попáло». Содержание начальных песен связано с поэтическими образами  хлеба, поля, которые являются символами достатка, плодородия: «Ходит Илья по полюшку, считает суслончики», «На гумёшке три ворошка», «Растворю я квашоночку на донышке». Эти песни отмечаются исполнительницами как самые «богатые» и «счастливые». Далее песни следуют в произвольном порядке. Иногда запевала стремится к тому, чтобы чередовались тексты с положительным и отрицательным предсказанием.


При краткости и лаконичности формы песен «Илею» поэтические тексты обладают предельно насыщенным содержанием, обусловленным функциональным назначением жанра. В каждом из них в символической форме представлены важнейшие для традиционного сообщества понятия: достатка, благополучия, брака, семьи и противостоящие им бедность, болезнь, смерть.


Каждая песня завершалась диалогом между ведущей и тем участником обряда, кому «выпала» песня: «Поймала колечко, песню спели, достаю – «Чьё это колечко?» Хозяин подходит, берёт, и растолкóвываем – к чему она, эта пéсенка» (п. Свеча, Свечинский р-н). Каждый поэтический текст, как правило, имеет несколько вариантов толкования, которое зависит от возраста, пола и статуса участника обряда, которому выпала та или иная песня.

Предмет, оставшийся в блюде последним, именовался «зáвальнем». Как правило, песню на него не пели, толковали предсказание следующим образом: «Моя сáмая послéдняя остáлась, её уже не выкидывают и говорят: «Ой, зáвалень».  <…> Как ты год прожилá, какóй год у тебя был, напримéр, такóй он и остáнется. «Зáвалень» – не хорошó, не плóхо»(п. Ленинская Искра, Котельничский р-н).


В ряде деревень Котельничского, Свечинского, Арбажского и других районов был зафиксирован третий этап ритуала, который условно можно обозначить как «Просо петь» (Котельничский р-н, д. Рогачёвщина) или «Просо» (Котельничский р-н, д. Чистополье). По своей сути «Просо» является еще одной формой гадания с песнями. Наименование «Просо»,  так же как и наименование всего гадания «Илею», связано с песенным текстом.


Предметы, которые  участвовали в гадании «Илею» (кольца, пуговицы, «лодыжки»), повторно опускали в блюдо, и гадание начиналось заново под песню с зачином «Сеяли девки просо». «Просо» пели только для незамужних девушек, предсказывая, в какую деревню они выйдут замуж: «Ишь, молодёжи-то собиралось. Вот эти мы все подрóстки – двенáдцеть-тринáдцеть лет. Крёстная у меня затéйница былá, дéвок-то у её тóжо – свои две дéвки были, дак она: «Давáйте, дéвки, мы для вас ишшó» «Просу» споём». Вот это и давáй петь:


«Сéяли дéвки прóсу

Про девИчью кóсу,

Где дéвке быти,

Тут кóню пити,

Коню воранóму,

Парню маладóму»

Вот споют деревню или там селó ли где:

«Тут девке быти,

Тут кóню пити». <…>                                

Дак вот ладыжку эту выташшат – чья она, вот и подают тебе – «Вот, где тебе быть-то». Вот и узнавáли. «Просу» – дак это для девок пели, не для парнéй» (д. Рогачёвщина, Котельничский р-н).


Таким образом, собственно гадание с песнями «Илею» выступает в качестве центрального компонента, окруженного дополнительными разделами. В результате гадание образует сложный комплекс обрядовых действий, последовательно разворачивающихся в течение одного вечера: от начального «Отпевания хлеба» к центральному – исполнению песен «Илею» – и до завершающего гадания «Просо».


В песнях святочных гаданий «Илею» основную функциональную нагрузку несет слово при подчиненной роли напева. О декламационном характере песен «Илею» говорят и сами народные исполнители: «Ой, тут какóй уж мотив, просто как врóде, как бы, расскáзываешь малéнько» (с. Шадричи, Орловский р-н).


Магическая функция реализуется в поэтических текстах через лексику двух рефренов – припева-закрепки и малого рефрена «Илею», образно-поэтическую систему песен-предсказаний, а также проявляется на уровне организации музыкальной формы. Одним из главных в организации напевов является принцип периодичности – структура основана на вариантном повторении одного интонационно-ритмического звена, либо нескольких интонационно-ритмических звеньев. Единицей формообразования становится ритмическое построение восьмивременной протяженности, с которым, как правило, соотносится одно мелодическому звену. Композиция песни «Илею» складывается из 3–15 музыкально-поэтических строк, что зависит от объема поэтического текста. Малый рефрен «Илею» может иметь разное местоположение: либо в конце строки, либо в конце строфы.  


На современном этапе именно обряд гаданий с песнями «Илею» является  основным компонентом календарно-обрядового цикла в традиции Кировской области. Собрания для проведения гаданий с песнями организовываются работниками домов культуры, сельских библиотек, а также отдельными инициативными жителями деревень. Востребованность обряда обусловила его жизнеспособность на рубеже XX–XXI веков. Однако в ходе экспедиций наблюдалась трансформация отдельных элементов обрядового комплекса, связанных в том числе с активным взаимодействием устной и письменной традиций, что обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни деревни, состоянием песенной традиции.


Рукописные тетради или листы с записями (распечатками) поэтических текстов «Илею» хранятся у многих исполнителей и используются ими во время гаданий. В архиве Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории содержится несколько подобных рукописей, а также фотокопии тетрадей исполнителей. Выявленные во время экспедиций рукописи условно могут быть разделены на две группы: 1) тексты, записанные непосредственно со слов родственников либо по памяти; 2) тексты, записанные от жителей деревни, но дополненные по различным источникам: книгам, тетрадям других исполнителей.


Если рукописные тетради первой группы включают, как правило, около тридцати, редко – большее количество текстов, которые составляют основной корпус песен данной традиции, то записи, принадлежащие ко второй группе, составляют по объему около двухсот и более образцов.  Примечательно, что народные исполнители, использующие в обрядовой практике характерные для своей местности тексты, охотно фиксируют в тетрадях и другие, нравящиеся им, в том числе и заимствованные из доступных им изданий. Приведем фрагмент рассказа Марии Сергеевны Созиновой, 1941 г. р., из п. Свеча Свечинского района о собирании текстов: «Это я пéсенки эти собирáла за жизнь. <…> Заговорим про «Илею», и окáзываютца такие люди, которые тоже свою частýшку, свою пéсенку знают. Они пропоют, а я записываю. Добавляю к своемý, у меня накáпливаетца, накáпливаетца, знáчит, накопилось. Ещё я ходила в библиотéку  райóнную и там есть книга вот этих пéсенок. <…> Я их, конечно, прочитáла, выбрала то, что мне понравилось бóле-мéнее, записáла к себé».


Активностью бытования разнообразных современных форм обряда гадания «Илею» обусловлены те изменения, которые вносят исполнители не только в ход обрядового действия, но и в толкования отдельных поэтических текстов, приближающиеся к реалиям современной жизни. Песни могут исполняться в том порядке, в котором они записаны в тетради. Рядом с женщиной, которая трясет кольца и запевает песню, сидит другая, подсказывающая по тетради зачин следующего текста.


Традиция бытования данного обряда не только сохраняется, но и развивается в современных условиях, что дает исследователям возможность наблюдать процесс адаптации обрядового действия к изменяющейся действительности при сохранении традиционного опыта.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Подблюдная «Как нонешны страшны вечера» и репортаж об «отпевании хлеба» в исполнении А.Г. Игошиной из пос. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области. Правовая информация

02 Репортаж о гадании «Илею» и подблюдные «Как страшные вечера, да Васильевские» в исполнении Л.А. Ивановой из пос. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области. Правовая информация

03 Репортаж о гадании «Илею» и подблюдные «Страшные вечера-то, Крещенские» в исполнении Р.Е. Щепиной из с. Молотниково Котельничского района Кировской области. Правовая информация

04 Подблюдные песни «Нонеча святы вечера» в исполнении жительниц пос. Свеча Свечинского района Кировской области. Правовая информация

05 Подблюдные песни «Как в страшные вечера, да Васильевски» в исполнении Ю.И. Лопатиной из с. Карпушино Котельничского района Кировской области. Правовая информация

06 Подблюдная «Ходит Илия по полю» в исполнении жительниц с. Макарье Котельничского района Кировской области. Правовая информация

07 Подблюдные песни «Что и рыжко бежит, домовище тащит» в исполнении М.Ф. Мосуновой из д. Чащино Нолинского района Кировской области. Правовая информация

08 Подблюдные «Сидит котище на лавище» в исполнении К.С. Шалаевой из д. Ключи Нолинского района Кировской области. Правовая информация

09 Песни святочных гаданий «Сеяли девки просу» в исполнении жительниц пос. Свеча Свечинского района Кировской области. Правовая информация

10 Песня святочных гаданий «Чистопольская речка» в исполнении В.Л. Кислицыной из с. Чистополье Котельничского района Кировской области. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть