Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Технология изготовления свадебного креста свахи авакуды в мокша-мордовской свадьбе с. Малый Калтай Алтайского края

Этнос: Мордва-мокша
Конфессия: Православие
Язык: Мокша-мордовский
Паспорт объекта
В свадебном обряде как европейской, так и сибирской мордвы (мокша и эрзя) значима роль свахи со стороны жениха. В сибирском варианте мокшанской свадьбы сваха (авакуда) сопровождает невесту при ее переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом – мáзый кóсма, крестом из камыша с косой изо льна, изготавливаемым для нее невестой с подружками и вручавшимся ей в день свадьбы во время выкупа.


В свадебном обряде мордвы-мокши с. Малый Калтай Алтайского края (см. ОНКН «Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края») участвовали несколько обязательных свадебных чинов, каждый из которых имел свою функцию в обряде. Особенно значима роль авакуды – свахи со стороны жениха. Она сопровождает невесту при переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом – мáзый кóсма (или авакудань касса), крестом (или иконой), сделанным из камыша, с косой изо льна.


Камыш играл большую роль в традиционной культуре сибирской мордвы. Посреди деревни Камышенка, где родились многие жители села Малый Калтай, находился пруд, вокруг которого росло много камыша, поэтому он был распространенным материалом в быту, почти в каждой семье круглый год имелись заготовки камыша. Из его листьев плели половики, камышовым пухом набивали подушки, а стебли использовали для изготовления кадила – ритуального предмета, который на Пасху вешали в красный угол.


Сам по себе крест был составной частью украшения костюма европейской мордвы (см: Шигурова Т.А. Свадебная одежда мордвы. Саранск, 2010. С. 48). Особенно распространен он в мокшанском костюме юго-западной группы (Зубово-Полянский, Торбеевский районы Мордовии, Белинский район Пензенской области), где такое украшение называлось ярмак марта хрест или хрест ведьме (см.: Мордовский народный костюм: альбом. Авт.-сост. Т.П. Прокина. Саранск, 2007. С. 393, 419, 428). Крест встречается на фотографиях начала ХХ века (Фото М.Е. Евсевьева см.: Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы. Учебное пособие. Изд. 2-е. Саранск, 2008. С. 33). Крест как атрибут именно свадебного наряда свахи упоминается в поэтических текстах мордовских свадебных песен (см.: Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959. С. 161).


Сибирский крест из камыша можно считать неким региональным вариантом традиционного свадебного мокша-мордовского атрибута авакуды. В данной традиции авакуда являлась носителем неких крайностей – с одной стороны, она имела замечательное по красоте украшение мазый косма, с другой – подвергалась наибольшему осмеянию со стороны родни невесты. Записанные в Малом Калтае поэтические тексты корильных песен, посвященных авакуде, наполнены эротической символикой и ругательствами.


Свадебный атрибут авакуды изготавливали подружки невесты накануне свадебного дня. Он состоял из двух перекрещенных и перевязанных крест-накрест деревянных палочек длиной 25–30 см, длинных листьев камыша длиной около полуметра, льняной пакли и нескольких разноцветных лент или полос материи, которые вплетали в косу и завязывали бантом сверху креста. В зависимости от сроков свадьбы определялся материал изготовления: зимой крест делали из заготовленных листьев камыша, а летом – из свежих. От этого зависел цвет атрибута: зимний был желтым, летний – зеленым. Крест и льняная коса соединялись двумя небольшими «косичками» из камыша.


В день свадьбы, когда жених с поезжанами заходили в дом, девушки забирали у них головные уборы, требуя выкуп, жених выкупал углы и центр стола, а авакуда покупала у подружек невесты мазый косма. Сваха надевала крест на себя таким образом, что льняная коса сзади свисала до пола, крест находился на уровне груди, а соединяющие крест и косу косички  из камыша проходили по плечам авакуды.


Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края

Свадебный обряд с традиционными мокшанскими свадебными чинами, действиями и атрибутами.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Интервью с А.Ф. Атмановой, Н.М. Кочневой и В.И. Кяжиной из с. Малый Калтай Залесовского района Алтайского края о свадебном кресте Правовая информация

02 Интервью с А.Ф. Атмановой из с. Малый Калтай Залесовского района Алтайского края об украшении авакуды Правовая информация

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть