Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Технология изготовления свадебного креста свахи авакуды в мокша-мордовской свадьбе с. Малый Калтай Алтайского края

Этнос: Мордва-мокша
Конфессия: Православие
Язык: Мокша-мордовский
Паспорт объекта
В свадебном обряде как европейской, так и сибирской мордвы (мокша и эрзя) значима роль свахи со стороны жениха. В сибирском варианте мокшанской свадьбы сваха (авакуда) сопровождает невесту при ее переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом – мáзый кóсма, крестом из камыша с косой изо льна, изготавливаемым для нее невестой с подружками и вручавшимся ей в день свадьбы во время выкупа.


В свадебном обряде мордвы-мокши с. Малый Калтай Алтайского края (см. ОНКН «Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края») участвовали несколько обязательных свадебных чинов, каждый из которых имел свою функцию в обряде. Особенно значима роль авакуды – свахи со стороны жениха. Она сопровождает невесту при переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом – мáзый кóсма (или авакудань касса), крестом (или иконой), сделанным из камыша, с косой изо льна.


Камыш играл большую роль в традиционной культуре сибирской мордвы. Посреди деревни Камышенка, где родились многие жители села Малый Калтай, находился пруд, вокруг которого росло много камыша, поэтому он был распространенным материалом в быту, почти в каждой семье круглый год имелись заготовки камыша. Из его листьев плели половики, камышовым пухом набивали подушки, а стебли использовали для изготовления кадила – ритуального предмета, который на Пасху вешали в красный угол.


Сам по себе крест был составной частью украшения костюма европейской мордвы (см: Шигурова Т.А. Свадебная одежда мордвы. Саранск, 2010. С. 48). Особенно распространен он в мокшанском костюме юго-западной группы (Зубово-Полянский, Торбеевский районы Мордовии, Белинский район Пензенской области), где такое украшение называлось ярмак марта хрест или хрест ведьме (см.: Мордовский народный костюм: альбом. Авт.-сост. Т.П. Прокина. Саранск, 2007. С. 393, 419, 428). Крест встречается на фотографиях начала ХХ века (Фото М.Е. Евсевьева см.: Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы. Учебное пособие. Изд. 2-е. Саранск, 2008. С. 33). Крест как атрибут именно свадебного наряда свахи упоминается в поэтических текстах мордовских свадебных песен (см.: Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959. С. 161).


Сибирский крест из камыша можно считать неким региональным вариантом традиционного свадебного мокша-мордовского атрибута авакуды. В данной традиции авакуда являлась носителем неких крайностей – с одной стороны, она имела замечательное по красоте украшение мазый косма, с другой – подвергалась наибольшему осмеянию со стороны родни невесты. Записанные в Малом Калтае поэтические тексты корильных песен, посвященных авакуде, наполнены эротической символикой и ругательствами.


Свадебный атрибут авакуды изготавливали подружки невесты накануне свадебного дня. Он состоял из двух перекрещенных и перевязанных крест-накрест деревянных палочек длиной 25–30 см, длинных листьев камыша длиной около полуметра, льняной пакли и нескольких разноцветных лент или полос материи, которые вплетали в косу и завязывали бантом сверху креста. В зависимости от сроков свадьбы определялся материал изготовления: зимой крест делали из заготовленных листьев камыша, а летом – из свежих. От этого зависел цвет атрибута: зимний был желтым, летний – зеленым. Крест и льняная коса соединялись двумя небольшими «косичками» из камыша.


В день свадьбы, когда жених с поезжанами заходили в дом, девушки забирали у них головные уборы, требуя выкуп, жених выкупал углы и центр стола, а авакуда покупала у подружек невесты мазый косма. Сваха надевала крест на себя таким образом, что льняная коса сзади свисала до пола, крест находился на уровне груди, а соединяющие крест и косу косички  из камыша проходили по плечам авакуды.


Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края

Свадебный обряд с традиционными мокшанскими свадебными чинами, действиями и атрибутами.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Интервью с А.Ф. Атмановой, Н.М. Кочневой и В.И. Кяжиной из с. Малый Калтай Залесовского района Алтайского края о свадебном кресте Правовая информация

02 Интервью с А.Ф. Атмановой из с. Малый Калтай Залесовского района Алтайского края об украшении авакуды Правовая информация

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Прямая трансляция 27 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Минин-хор – 45 лет! Гала-концерт. Московский государственный академический камерный хор

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

27–28 мая в парке Горького — перформансы и научные эксперименты.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть