Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Похоронно-поминальный обрядовый комплекс у горюнов

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
В похоронно-поминальных обрядах горюнов нашли отражение архаические представления автохтонного населения Курского Посемья.

К специфическим особенностям местной погребальной традиции относятся обычай захоронения умерших в садах, в пределах родовой усадьбы, участие в оплакивании покойника всех женщин села, а также детали их одежды на похоронах, некоторые блюда поминальной трапезы и характерная только для горюнов обрядовая терминология.

Традиция и в настоящее время сохранилась в живом бытовании.


Одна из локальных этнографических групп русского населения, привлекавшая внимание исследователей еще в ХIХ веке, –  горюны, проживающие в западной части Курского Посемья, в Путивльском (а ранее и в Белопольском) районах Сумской области Украины. Эта территория до 1925 года входила в состав Курской губернии.


У горюнов зафиксированы наиболее архаичные формы жилища и традиционной одежды, а также  способы ведения крестьянского хозяйства. Это привело некоторых исследователей к мысли о том, что горюны – прямые потомки северян (автохтонного населения Курского Посемья), более десяти веков живущие на этой земле. Вместе с тем культура горюнов не монолитна, она впитала в себя множество разнородных элементов, аналоги которым можно встретить во многих фольклорных традициях юго-западной России и северо-востока Украины.


Можно предположить, что эти элементы были принесены единичными переселенцами в начале XVII столетия. В ту эпоху через Путивль возвращались на Русь те, кто смог убежать из татарской и турецкой неволи; на рубеже XVI-XVII столетий Путивль являлся очагом многочисленных смут и восстаний. В стенах Молченского монастыря скрывался Лжедимитрий; отсюда начиналась крестьянская война под предводительством Болотникова. Все эти обстоятельства объясняют, почему через эти земли проходил большой поток мигрантов.


Центром этнокультурной общности горюнов было и по сей день остается село Линово. Именно там учеными осуществлено наибольшее количество звукозаписей и собрана ценная информация об обрядах, обычаях, верованиях горюнов. Линово (или Линов, как это село называлось в старых документах) – одно из древнейших сел региона, о чем свидетельствует, в частности, находящееся в его центре городище IX века.


В настоящее время сохранившейся в живом бытовании сферой традиционной культуры горюнов является похоронная обрядность, специфической особенностью которой выступает обычай погребения умершего в саду, рядом с домом, в котором он жил. Такие захоронения в Линово можно увидеть и в наши дни.


Марфа Арефьевна Толстошеева (1904 г.р.) рассказывала, что этот обычай издавна был причиной конфликтов местных жителей с духовенством Софрониева монастыря, которому принадлежали села горюнов. Монахи следили за тем, чтобы покойников хоронили только на сельском кладбище, расположенном на одном из самых высоких «бугров» села. Но несмотря на это многие местные жители продолжали хоронить умерших в садах, особенно строго соблюдая этот обычай в случае смерти детей и (реже) стариков. Федора Афанасьевна Подшивайлова (1912 г.р.)  утверждала, что раньше стариков старались похоронить недалеко от кутного угла дома (соответствующего красному углу внутри хаты). Эти факты подтверждаются данными экспедиции Московского университета 2002 года.


На могилах в саду ставили деревянные кресты, а в последние годы нередко металлические, покрашенные в синий цвет. Обращает на себя внимание тот факт, что взамен сгнивших крестов новые никогда не ставят (аналогично тому, как это происходит с овéтными крестами на русском Севере).


Захоронения на сельском кладбище сейчас также оформляются металлическими крестами или цементными надгробиями, на которых помещается  фотокарточка умершего. С.М. Толстая отмечает, что во многих случаях фотокарточка и табличка с именем умершего помещается с внешней, обращенной не к могиле стороны креста. В то же время на многих крестах нет никаких табличек, и кто там похоронен, знают только родственники. На могилах часто сажают барвинок.


Наряду с распространенными повсеместно практиками, такими как ночные бдения над покойником (без пения духовных стихов, но с обязательным чтением Псалтири и литией), похоронно-поминальный обрядовый комплекс у горюнов отмечен и целым рядом особенностей, среди которых исполнение причитаний всеми женщинами, присутствующими на похоронах. Известно, что в большинстве сел на русской этнической территории «голόсят» по умершему только ближайшие родственницы.


Именно звучание похоронных причитаний оповещает всех жителей села о смерти односельчанина. Обмытого и одетого в смерётную одежду покойника кладут на лавку головой в кутный угол, при этом мужчин – к передней стене дома, а женщин – к правой боковой, выходящей на двор. Причитать – или, как здесь говорят, приказывать – начинают с порога, когда приходят в дом, чтобы попрощаться с покойником. Исполнительницы отмечают импровизационный характер причитаний: «Што у мене на ум нáйдеть, то и кажý». Похоронные плачи у горюнов отличаются свободной ритмикой, производят впечатление спонтанной импровизации, и только этномузыкологический анализ позволяет выявить в них общие, нормативные черты.


В теплое время года жительницы Линова приходят на похороны в белых платках. Это старый обычай, запечатленный еще на фотографиях 1920-х и 1970-х годов. Раньше покойника полагалось везти на кладбище на санях независимо от времени года, теперь это правило соблюдается редко.


Еще одной особенностью похоронно-поминальной обрядности горюнов можно считать специальную терминологию, связанную с днями поминовений. Так, поминки следующего за погребением дня называются звать снéдать или в рай вводить. В этот день обязательно совершается лития на могиле усопшего с участием певчих - местных жительниц, совершающих народные моления по усопшим. Однако старейшие жители села Линово отмечают, что в прежние времена, до закрытия и разрушения храмов, «певчих» в селе не было.


На второй день после похорон на кладбище приходят только близкие родственники, расстилают на могиле рушник и кладут пироги с пшеном и укропом, которые обязательно выпекаются для похоронных и поминальных трапез. На девятый день – погребение – на кладбище не ходят, дома устраивают поминальную трапезу с участием «певчих». Наиболее значимыми являются поминки сорокового дня шесть недель. Обязательными в этот день считаются церковная панихида и посещение кладбища. На могиле ставят иконку, свечку, расстилают рушник, а на нем раскладывают тарелки с поминальными лепешками и пирогами. Однако поминальной трапезы на могиле не происходит; через некоторое время рушник вместе с едой снимают и несут домой, где и накрывают поминальный стол. В конце трапезы певчие раздают всем присутствующим поминальную еду. Затем на столе расстилают рушник, принесенный с могилы, кладут на него выпеченную накануне лестницу и, взявшись за концы, начинают его приподнимать и опускать. Считается, что именно в этот момент усопший поднимается на небо по этой лестнице. Затем ее разламывают на куски и также раздают всем пришедшим на поминки.


Из годовых поминальных праздников горюны особенно отмечают Радоницу, когда все женщины села обязательно приходят на могилы родственников и причитают независимо от того, насколько давно был похоронен покойник. В этот день обязательно причитают и на могилах, расположенных в садах. Во время причитаний женщины склоняются к кресту или надгробному памятнику и обращаются к фотографии усопшего или к табличке с его именем.


Во время посещения кладбища полагается обойти могилы всех умерших родственников. По всем могилам крест накрест катают одно и то же яйцо, приговаривая «Христос воскрес!». По окончании катания яиц произносят народную молитву: «Помяни вас, Господи, при церквах, при монастырях, при жарких свечах, при сладких канунáх, при пахучих ладунáх!» Перед уходом с кладбища яйцо, которое катали по могилам, крошат для птиц. Другие яйца оставляют на могилах вместе с поминальными пирогами.


Сельские певчие также приходят на кладбище на Радоницу, чтобы спеть пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых», за что их одаривают яйцами и пирогами.

ВИДЕО

Фото

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть