Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обрядовые заклинания, хороводные и лирические песни в календарной обрядности теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Календарная обрядность теблешской традиции включает в себя осенне-зимние беседы, святочный, масленичный, ритуальные комплексы, а также развернутый период от Пасхи до Вознесения. Характерными для Масленицы являются действия, направленные на закрепление статуса молодоженов, в том числе – ритуал «катания на молодых» (зять катает по избе тещу на санках). Главное место в календарно-обрядовом цикле занимает период от Пасхи до Вознесения, связанный с ритуальными обходами деревни и засеянных полей. В структуру календарных обрядов входят такие музыкально-поэтические формы, как колядки, обрядовые заклинания, народные распевы тропаря Пасхи. Особенностью теблешской традиции является приуроченность лирических и хороводных песен к обрядовым ситуациям.


Традиционный обрядовый фольклор, зафиксированный на территории Житищенского с/п, по многим параметрам выделяется среди других локальных традиций Тверской области. Своеобразный жанровый состав календарной обрядности и узнаваемый певческий стиль теблешского края указывают на яркость и самостоятельность данной локальной традиции.

В календарной обрядности теблешской традиции нашли выражение ритуальные действия, связанные с зимним периодом (Рождество, Масленица). Доминантное положение в календарной обрядности занимает весенне-летний период (Пасха, Вознесение Господне).

Начиная с поздней осени, молодёжь собирается на посиделки – «беседы». Откупали избу, где собравшиеся «с работой» девушки ожидали прихода парней. Именно в это время происходило знакомство молодёжи друг с другом, совершался выбор невест. Беседы разделялись на малую (девочки от 8 лет), среднюю (девушки от 13 лет – «середόвки») и старшую (от 17 лет и старше). Наибольший интерес представляла старшая беседа, на которую приходили посмотреть «старики». Именно смотрящие регулировали «порядок» проведения таких гуляний, а свекрови приглядывали будущих невест. Была в теблешской традиции и взрослая беседа, где замужние женщины пряли, а мужчины плели лапти, изготавливали чуни.

Музыкальное наполнение бесед связано с инструментальными наигрышами. На основе записей 1990-х годов можно судить о том, что плясовые и танцевальные наигрыши на гармони или балалайке вытеснили какие-либо песенные формы фольклора. Даже многочисленные игры с выбором пары осуществляются без пения либо под сопровождение инструмента.

За чередой осенне-зимних посиделок наступает Рождественская неделя, отмеченная многочисленными гаданиями и озорством молодёжи. Вечерние обходы дворов и чудачества ряженных (заваливание входной двери избы снегом, разрушение поленницы дров и др.) – всё это ярко сохранилось в памяти теблешан. На данной территории удалось зафиксировать музыкально-поэтическую форму, исполняемую при святочном обходе дворов колядовщиками. В канун Рождества, после полуночи, дети ходили по домам и «кричали Киляду»:

«Килядýшка, Килядá –
Накануне Рождества.
Блин да лепёшка
На заднем окошке.
Постой, баба, не беги,
Отдай наши пироги!
С лучком, с капусткой,
С беленьким горошком!»

Детей уже ожидали и одаривали традиционной выпечкой (кулебяки, колобки).

Следующим этапом зимнего календарного цикла является празднование Масленицы. Обязательными ритуальными действиями данного периода являются всевозможные катания. На «разукрашенных» лошадях ездили из деревни в деревню с пением частушек, катались с гор на санкáх, «козлáх», долблёных лодках. Повсеместно распространены возжигание костров (иногда сожжение антропоморфного чучела из соломы и тряпок), ряженье и бесчинства молодёжи.

Особенностью масленичного обрядового комплекса теблешской традиции являются ритуальные действия, связанные с молодожёнами. Тёща ездила к зятю с приглашением погостить, затем все вместе отправлялись в дом родителей жены.

Уникальным является обряд катания по избе на санках, который не встречается в других районах Тверской области, а в теблешской округе имеет большую популярность и сохранился вплоть до наших дней. Жители деревни выступают здесь и зрителями, и активными участниками происходящего. Они приносят санки и заставляют зятя прокатить тёщу по избе, подвезти её к печке, чтобы тёща пекла блины. После этого зять должен был катать по избе на санях соседей. Встречаются упоминания о том, что раньше катались и на самих молодых: зять вставал на «четвереньки» и символически катал по избе всех желающих.

Специфика масленичной календарной обрядности теблешской традиции проявляется в отсутствии ритуальных музыкально-поэтических форм фольклора. Функцию календарных форм принимает на себя жанр лирической песни, имеющий строгую приуроченность и сюжетно-тематическую связь с масленичным обрядовым комплексом.

Яркими примерами обрядовой лирики служат песни «Попросилась бы Дунюшка» и «Завей, погодушка». Характерно, что данные напевы звучат в ключевые моменты масленичной обрядности. По комментариям народных исполнителей из деревни Козлово, девушки выходили на улицу, шли на перекрёсток дорог и, завидев молодых, едущих к тёще на блины, заводили песню «Попросилась бы Дунюшка». Поэтический образ плачущей девушки, связанный с мотивом горькой доли в замужестве, близок символике свадебных песен. Лирическая песня «Завей, погодушка» также звучит на протяжении всей масленичной недели и поётся во время уличных гуляний. Обрядовая функция напевов данных песен получает выражение в особой «уличной» манере исполнения и насыщенном характере звука.

Обряды весенне-летнего периода охватывают временной интервал от Пасхи до дня Вознесения Господня. Обрядовый комплекс включает в себя музыкально-поэтические формы фольклора, имеющие различную жанровую природу и напрямую связанные с несколькими видами хореографического движения (шествия и хороводы).

Важным ритуалом был обход деревни в праздник Пасхи. В нем принимали участие все жители. Это масштабное действо может трактоваться как очерчивание границ жилого пространства, его защита и оберег. В теблешской традиции процессия освящалась иконой Божьей Матери, которую, по рассказам местных жителей, далее могли передавать в другую деревню.

Кульминационным моментом весенне-летней обрядности является обход возделанного поля на Вознесение. Ему сопутствуют ритуальные действия, направленными на обеспечение будущего урожая.

Ещё в 1930–1940-е годы обряд обхода полей был довольно актуальным, так как пожилые жители теблешских деревень и сейчас хорошо помнят о своём участии в нём. Основными участниками обхода были девушки («старшая беседа»). Обряд начинался со сбора участников в доме одной из девушек, где происходило приготовление ритуального блюда – «драчёны» (яичницы). Важно отметить, что яичница готовилась совместно из яиц, принесённых каждым участником обряда. По одним сведениям, яичницу могли запекать в печи и со сковородой отправляться к полю, либо её могли готовить в поле, во ржи, на меже – на «грудόчке» (огне). Затем совершался троекратный обход поля, во время которого яичницу зачерпывали ложкой и через плечо бросали в рожь. Повсеместно распространены воспоминания об озорстве ребят, которые отнимали у девушек остатки яичницы и разбрасывали её по полю, либо бросали в яичницу землю, чтобы девушки не могли её съесть. Такие действия помогают проследить взаимосвязь аграрно-магической магии и обрядов, имеющих брачную направленность.

Особый интерес представляют фольклорные тексты, включённые во все виды обходов. В качестве главной музыкально-поэтической формы, маркирующей данный календарный период, выступает тропарь Пасхи «Христос Воскресе». Помимо канонического (церковного) распева, были зафиксированы народные варианты исполнения тропаря с включением в его поэтический текст фольклорных вставок:

«Да воскрéснемте, братцы, на хлеб на соль,
На житьё, на бытьё, на богатство.
Подай, Боже, всем, Игнатским всем,
На густую-то рожь, на ядрёнаё жито,
На бéлай горох, на бронистой овёс.
Уж как было в поле ржи,
На гумне-то умолот,
В клети спорынья».

Такого рода дополнения (припевы) органично сочетаются с распевом тропаря Пасхи, опираются на те же мелодические обороты. Но на поэтическом уровне они представляют собой самостоятельные тексты, обнаруживающие черты поэтики весенне-летнего обрядового фольклора. На первый план здесь выходят мотивы обращения к Богу и заклинания на будущий урожай.

Таким образом, народный вариант распева тропаря Пасхи начинает звучать во время крестного хода на Пасху и остаётся доминирующим во время обхода поля в Вознесение.

Вторая музыкально-поэтическая форма – обрядовое заклинание «Рόсти, рόсти, рожка, на Христовой ножке» (встречается с зачином «Пошёл Христос в небеса, потянет рожку за власá») также исполнялась во время обхода поля в Вознесение.

Наряду с обрядовыми формами фольклора во время обходов полей могли звучать и лирические песни. В некоторых деревнях в качестве зачинной песни, с которой и начинался сам обход поля, фигурирует лирическая песня «Мы пойдёмте, девки, в поле, растеряем тоску горе». Возможно, в качестве зачинной она воспринимается исполнителями благодаря первому поэтическому мотиву, выражающему призыв: «Мы пойдёмте, девки, в поле». Далее сюжет развивает тему противопоставления девичьей воли и женской доли.

В период от Пасхи до Вознесения в традиции теблешан большое значение приобретают формы вождения уличных хороводов. Девушки и молодые женщины участвовали в хороводах-шествиях вдоль села, или по дороге к полю, где совершались обряды – заклинания на будущий урожай. Интересен тип хореографического движения, при котором девушки выстраивались друг за другом, брались за руки и продвигались вперёд вдоль села, проходя через символические «воротики» (девушки из первой пары поднимали руки «воротиками», а последняя в шереньге девушка проводила цепь через «воротики» – «петлёй»; затем те, кто были последними, становились первыми, поднимали руки и пропускали остальных). Один из ярких примеров такого хоровода сопровождался исполнением лирической песни «Не по реченьке лебёдушка плывёт». Его вождение осуществлялось только в праздничные дни. Сюжет песни построен на соотношении двух поэтических мотивов, характерных для лирической песни: жизнь «молодухи» в семье мужа и служба в рекрутах молодого парня. Насыщенный характер звучания, особая «уличная» манера пения лирических песен теблешской традиции являются одним из показателей её связи с календарно-обрядовыми жанрами фольклора.

Музыкально-поэтические формы, включённые в ритуал обхода полей на Вознесение, образуют сложную циклическую композицию, где различные жанры фольклора (народный распев тропаря Пасхи, обрядовые заклинания на урожай, хороводные и лирические песни раннего историко-стилевого пласта) тесно переплетаются между собой и имеют единую смысловую и функциональную направленность. Общий музыкальный стиль данных образцов на разных уровнях (ладовом, ритмическом, композиционном) объединяет их и сближает с формами весеннего обрядового фольклора, характерными для смоленских и тверских локальных традиций.

Одной из важных стилевых черт музыкальных форм весенне-летнего периода теблешской традиции являются узкообъёмность ладовых структур (терцовые, квартовые ладовые ячейки) и декламационный принцип соотношения напева и текста.

В пении отчетливо проявляется характерный диалектный признак говора теблешан – переходы одних гласных в другие (дифтонги). В сочетании богатой мелизматики, высокой певческой позиции, яркого зычного тембра и переливов гласных звуков заключается неповторимое своеобразие теблешского исполнительского стиля. Это свойство ярко отличает характер пения теблешан не только от их ближайших соседей – жителей Бежецкого и Рамешковского районов, но и от певческого стиля Тверского региона в целом.

Современное состояние.

О современном состоянии теблешской фольклорной традиции можно судить по итогам специализированной экспедиции 2013 года. В ходе экспедиционной работы на территории Житищенского с/п собирателям удалось зафиксировать музыкально-поэтические формы фольклора, включённые в святочный обрядовый комплекс (колядки) и ритуал обходов полей на Вознесение (народный распев тропаря Пасхи, обрядовые заклинания на рожь). Помимо музыкально-поэтических форм, инструментальных наигрышей были записаны многочисленные сведения по этнографии, позволяющие восстановить содержание календарно-обрядовых действий, сохранившихся на территории теблешской локальной традиции.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Лирическая песня «Попросилась бы Дунюшка» в исполнении Е. В. Яичкиной и У. В. Гоголевой из д. Козлово Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

02 Лирическая песня «Завей, завей, погодушка» в исполнении Е. В. Яичкиной и У. В. Гоголевой из д. Козлово Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

03 Лирическая песня «Завей, завей, погодушка» в исполнении У. С. Квашниной и А. И. Михайловой из д. Игнатово Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

04 Лирическая песня «Ни по реченьке лебёдушка плывёт» в исполнении Е. В. Яичкиной и У. В. Гоголевой из д. Козлово Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

05 Лирическая песня «Мы пойдёмте девки в поле» в исполнении И. И. Андреевой из д. Корино Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

06 Тропарь Пасхи «Христос воскресе. Навоскреснимте, братцы» в исполнении И. И. Андреевой из д. Корино Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

07 Тропарь Пасхи «Навоскреснемте, братцы. Христос воскресе» в исполнении А. В. Рожковой из д. Нивы Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

08 Обрядовое заклинание на Вознесение «Пошёл Христос в небеса» в исполнении И. И. Андреевой из д. Корино Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

09 Обрядовое заклинание на Вознесение «Христос ушёл в небеса» в исполнении У. С. Квашниной и А. И. Михайловой из д. Игнатово Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

10 Обрядовое заклинание на Вознесение «Рожка, рожка на христовых ножках» в исполнении А. В. Рожковой из д. Нивы Бежецкого р-на Тверской обл. Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть