Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Жанр кожамык в песенной традиции эрзинских тувинцев

Этнос: Тувинцы
Конфессия: Анимизм, шаманизм, буддизм
Язык: тувинский
Паспорт объекта
Жанр кожамык (мн. ч. кожамыктар, приблизительный перевод ‘частушки, припевки’) занимает центральное место в песенной традиции тувинцев Эрзинского кожууна. Исполнители каждый раз импровизируют кожамык в рамках существующих поэтических и музыкальных клише. Эти припевки, как правило, не имеют приуроченности, хотя некоторые тексты могут быть связаны с определенной ситуацией (например, свадьбой). Тексты кожамык посвящены преимущественно родным местам и отражают практически все реалии народного быта. Наиболее предпочтительной поэтической формой является пара строф, вторая из которых является лексико-фонетическим вариантом первой. Для этого жанра характерна диалогическая форма исполнения, своего рода состязание в искусстве музыкально-поэтического экспромта, продолжительность которого ограничена только мастерством певцов и ситуацией исполнения.


Он является наиболее любимым и массовым жанром традиционного фольклора. До сих пор образцы кожамык можно записать во всех населенных пунктах, а также на чабанских стоянках. Практически каждый может исполнить хотя бы один-два кожамык, однако есть подлинные мастера этого жанра, которые могут импровизировать кожамыктар на любую тему. Многие исполнители считают сочиненные ими тексты «своими», а жанр в целом – местным по происхождению. Кожамыктар других кожуунов исполняются редко, в виде исключения. Напевы часто определяются исполнителями как родовые. Так, они могут атрибутировать исполненные мелодии как «напев соянов», «мелодия иргитов», «напевы кыргысов, чооду» (это основные аймаки – роды – эрзинцев) и т.п. В реальности родовой статус напевов не выявляется напрямую. Возможно, подобные представления отражают более ранние стадии существования традиции.  


Для кожамык характерно стилистическое единство. Оно определяется единообразием поэтической организации текстов, единой системой слогоритмических типов, характерными ладовыми моделями и мелодическими оборотами. Некоторая стадиальность может проявляться лишь в словесных текстах – от более традиционных до сиюминутных, посвященных только что происшедшему событию. Реалии недавнего исторического прошлого советского периода отражаются в текстах, но в незначительном количестве.


Исполнителями жанра кожамык являются в основном люди среднего и старшего возраста, как мужчины, так и женщины, хотя запретов на исполнение детьми или молодыми людьми не существует. Кожамык поется соло, изредка – в сопровождении струнного смычкового музыкального инструмента (бызаанчы, морин-хуура, игила). Инструмент при этом дублирует мелодию. Существует также форма диалогического исполнения, когда участвуют двое и больше людей. В таких ситуациях происходит оттачивание мастерства импровизации и состязание в остроумии и владении поэтическим искусством.


В настоящее время в эрзинской традиции встречается пять типов исполнителей. Первый тип – это исполнители, которые нигде не выступают, поют только «для себя» и с трудом соглашаются спеть для записи. В этой категории преобладают мужчины. Второй тип – исполнители, которые часто поют в быту в основном, песни, усвоенные от других людей, и довольно охотно откликаются на просьбу спеть. Исполнителей данного типа больше всего среди эрзинцев – женщин и мужчин. Третий тип – исполнители с врожденным даром импровизации, которые и в повседневной жизни часто используют поэтическую речь. Таких исполнителей не приходится уговаривать петь, поскольку это естественное для них состояние. Их меньше, чем исполнителей второго типа, среди них есть как женщины, так и мужчины. Ярким примером такого рода исполнительницы является Сара Батыргыевна Сагды. Четвертый тип – исполнители, которые имеют природный талант, импровизаторские способности и являются активными участниками различных форм современной культурной жизни. Здесь также встречаются как мужчины, так и женщины. Наконец, к пятому типу можно отнести тех, кто обладает даром сочинять с выходом за рамки традиции. Таких исполнителей единицы.


Кожамыктар исполняются в самых различных ситуациях: во время досуга, праздничного застолья, встреч и общения молодежи, на свадьбе, за различными видами работы, в дороге. Любые ситуации, где собирается много людей, благоприятны для исполнения кожамык. Помимо публичной формы бытования распространено также пение «для себя», в отсутствие какой бы то ни было публики.


Ограничений на исполнение кожамык немного. Так, они не исполняются во время шаманских и буддийских ритуалов. Запрет на пение связан с периодом траура, а также с нахождением в сакральных зонах – в горах, тайге, вблизи источников, где не принято громко разговаривать и шуметь.


Тематика кожамыктар очень широка и довольно разнообразна. Образцы жанра не имеют закрепленных названий, тем не менее, исполнители используют различные термины, конкретизирующие содержание или характер исполнения конкретных кожамык. Так, например, кожамык шуточного характера называют баштак / баштаң / хөглүг кожамыктар ‘шуточные / юмористические / веселые кожамык’, кыжырымак кожамык ‘насмешливые кожамык’. Напротив, грустные кожамык могут называться  мунгараанның кожамыыкожамык грустящего человека’. К ним  примыкают өскүс кижиниң кожамыыкожамык сироты’.


В некоторых текстах отражаются народные представления об искусстве песенного импровизирования. Например, в кожамык, исполненном С.Б. Сагды, упоминается об основном художественном принципе кожамык – принципе парности (он заключен уже в самом термине кожамык):  


Кожамыкка эки-ле мен

Кожа ырлап кааптар мен

Кожар пөске хилиң-не мен

Кушкаштарны даарап каар мен

 

Смогу хорошо спеть кожамык,

Сочинять по парам легко.

Мастерица я в шитье,

Вышить птиц узорами могу.

 

Большинство кожамык исполнители считают «своими». Такое «авторство» в реальности является импровизированием в довольно жестких рамках традиционных поэтических и музыкальных клише. Если кожамык был сложен и исполнен раньше кем-то другим, как правило, близким родственником исполнителя, то такие образцы называют соответственно: авамнын кожамыыкожамык матери’, ачамнын кожамыыкожамык отца’, кырган-авамнын кожамыыкожамык бабушки’, кырган-ачамнын кожамыыкожамык деда’ и т. д.


В современную эпоху появляются такие определения как эп-найырал кожамыыкожамык дружбы и мира’.


Основная композиционная форма поэтического текста кожамык – строфа, состоящая из четырех строк. Строфы бывают парными, непарными и смешанными, когда в одном песенном образце сочетаются оба вида строф. Парность проявляется также внутри строф.


Число слогов в каждой строке равно восьми, строки распадаются на два полустишия: 4 + 4. Возможны отклонения на один слог в каждой из полустрок (но не одновременно в обеих). Такой тип поэтической организации можно определить как симметричную силлабику.


Напевы кожамык относятся к так называемым типовым напевам – мелодиям типизированной структуры, основанным на нескольких слогоритмических типах. В эрзинской традиции их пять. Слогоритмический тип охватывает строку, причем чаще всего все строки в строфе основаны на одном и том же слогоритмическом типе. 


Поскольку все слогоритмические типы, независимо от их ритмического рисунка, основаны на строке, состоящей из восьми слогов, поэтический текст может быть реализован в любом слогоритмическом типе.


Каждый из слогоритмических типов, в свою очередь, может соединяться с различными ладоинтонационными моделями. На пересечении слогоритмического типа и ладоинтонационной модели и возникают типовые напевы. Связь напева и поэтического текста очень свободна – один и тот же поэтический текст может быть исполнен практически на любой типовой напев.


Типовые напевы существуют в виде исполнительских вариантов, иногда довольно далеких друг от друга, но все же узнаваемых на слух. Большое  значение имеет система ладовых опор. В одном типовом напеве система ладовых опор сохраняется, хотя мелодически он может варьировать. Напевы кожамык основаны на пентатонике, которая у некоторых исполнителей сочетается с иной ладовой системой, по-видимому, предшествовавшей пентатонике. В этом можно увидеть проявление разностадиальности жанра. 


Интонационное развертывание напева охватывает либо две, либо четыре строки, то есть мелострофа может быть двух- или четырехстрочной. Напев начинается обычно в нижней зоне звукоряда, затем захватывает верхнюю зону и заканчивается, как правило, в средней либо нижней зоне. Распевы одного слога в напевах жанра кожамык минимальны, они редко превышают два-три звука. Темп исполнения – от быстрого до среднего.   


Манера исполнения кожамык напрямую связана с типом исполнителей, выявленных в традиции. Исполнителям первого типа свойственна декламационная манера пения кожамык. Исполнителям второй категории присуще развитое интонирование с хорошим певческим дыханием.  Традиционное звукоизвлечение предполагает открытую манеру пения, в мелодике присутствует орнаментирование. Наиболее ярко традиционное народное звукоизвлечение проявляется у исполнителей третьего типа – народных певцов-импровизаторов, манеру которых отличает яркое звучание и обилие украшений. Другая особенность исполнителей данного типа заключается в том, что они могут складывать кожамык «с ходу», чередовать пение с поэтическими вставками. Для исполнителей четвертого типа характерен звонкий, открытый звук, четкая артикуляция, некоторая сглаженность локальных особенностей интонирования. На их манеру пения влияние оказало частое выступление на сцене. Исполнители пятого типа выходят за рамки традиции в области текста, мелодики и тембра.


Традиция исполнения кожамыктар до сих пор бытует на территории Эрзинского кожууна, однако с каждым годом исполнителей, владеющих искусством импровизации, становится все меньше. Появляются новые формы бытования, связанные с исполнением на сцене. В сценических версиях появляются новые характеристики, связанные с театрализацией, обработкой напевов и их аранжировкой для различных инструментальных составов, не свойственных традиции. При этом зачастую утрачивается импровизационный характер и теряется традиционная исполнительская манера.


С целью популяризации и сохранения традиции кожамык был выпущен компакт-диск с записями фольклора [10], готовится научно-методическое издание [9].

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Кожамык «Буга-шары бустап турар» в исполнении Л.М. Маады из с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

02 Кожамык «Көгей-Арзын көрбээн чаанда» в исполнении Б. К. Күскелмаа из с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

03 Кожамык «Тымыр адыр чаап турар» в исполнении К.М Тангыт из с. Морен Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

04 Кожамык «Тарлашкын» в исполнении О.Ш. Марзи из с. Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

05 Кожамык о Тарлашкын в исполнении И.А. Мижит-оол из местечка Чанагаш-Эрик Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

06 Кожамык «Кысказындан кымчы кескен» в исполнении С.Б. Мижит-оол из местечка Чанагаш-Эрик Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

07 Кожамык «Узун-Тестиң уруу-ла мен» в исполнении М.-Х. Д.-Х. Чалама из с. Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

08 Кожамык «Алдын хөлдүң алдын кужун» в исполнении Б.-Ш. Н. Тангыт из с. Морен Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

09 Кожамык иргитов в исполнении Т.Т. Мажаа из с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

10 Кожамык «Элезинниг Эрзинимге» в исполнении Е.М. Ынаалай из местечка Ак-Оорга Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

11 Кожамык «Оршээ дээрге оршээр эвес» в исполнении И.-С. Ш. Чооду из местечке Талыг Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

12 Кожамык «Сүүр бедик таңдыларга» в исполнении В.Э. Марзи из с. Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

13 Кожамык о своей земле в исполнении А.Б. Банчык из с. Качык Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

14 Кожамык «Чодураа дег чокпак чуве» в исполнении З.Н. Имаа и А.С. Лопсан из местечка Бижиктиг-Бом Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

15 Кожамыктар в исполнении С.Б. Сагды из с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

16 Кожамык «Ол-ла чарык бо-ла чарык» в исполнении З.Н. Имаа из местечке Бижиктиг-Бом Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

17 Кожамык «Өлең оъттуг Тожунугай» в исполнении С.Д. Шара-Хөө из с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

18 Кожамык «Кара бора дерлиг турар» в исполнении Э.Ш. Дирчинчап из Эрзинского кожууна Республики Тыва Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть