Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Материнский песенный фольклор Свердловской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие — севернорусское
Паспорт объекта
Жанровую сферу материнского фольклора составляют колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками. По многим признакам уральские материнские песни близки аналогичным текстам, бытующим на Русском Севере, в Среднем Поволжье, Западной Сибири и др. Специфика жанров материнского фольклора заключается в их внутренней диалогичности и наличии игровых элементов. Звучат материнские песни в ситуациях общения пестуньи с ребенком младенческого и раннего возраста. Их исполнители — матери, няни, бабушки, иногда девочки-подростки. В настоящее время материнские песни сохраняются в основном в памяти женщин старшего поколения, в отдельных случаях — в живом бытовании.


Специальное жанровое определение существует только для колыбельных, которые на Урале называются байками. Их исполнение связано с терминами байкать, окать, припевать. Другие жанры определяют по названию действий, сопутствующих исполнению: пестушки обозначают как потягунюшки, тяни холсты и др., потешки — как метать дитя. О пении потешек и прибауток говорят: припевать, приговаривать, отмечая тем самым способ их интонирования в пограничной между пением и говором зоне, а также врать, плести, подчеркивая шутливо-игровой характер песенок.


Статус жанра в региональной культуре определяется статусом детей в структуре традиционного коллектива. Поскольку дети занимают самую нижнюю ступень в социальной иерархии, адресованные им песенки расцениваются как игра, забава, а не как полноценные песни. Несколько более серьезно относятся к колыбельным, посредством которых поющая женщина не только обращается к ребенку, но и выражает свои чувства и мысли. Прежде всего это относится к текстам, смысл которых недоступен для детского восприятия.


Исполнителями музыкально-поэтических текстов, адресованных ребенку, являются матери, няни (обычно это женщины зрелого или пожилого возраста), бабушки, в отдельных случаях — девочки-подростки. Обязательное требование к пестуньям — знакомство со специальной областью знаний, навыков, культурных текстов, связанной с уходом за детьми. Материнские песни поются соло. Единичные случаи их ансамблевого исполнения можно расценивать как привнесение признаков других фольклорных жанров в музыку пестования.


Звучат материнские песни в ситуациях общения пестуньи с ребенком: во время его укачивания или игры в состоянии бодрствования. Некоторые из них (прежде всего, пестушки и потешки) связаны с движением. В пестушках это телесные игры с ребенком, в потешках — подражание скачке, катанию с горы и т. п.


Песенной культуре материнства присущи игровое начало и внутренняя диалогичность. С игрой соотносятся поэтические образы песен, действия, сопровождающие их исполнение, иногда — особым образом организованное игровое пространство-время. Но в этом песенно-игровом диалоге активен лишь взрослый, участие же ребенка сводится к эмоциональным реакциям на действия взрослого. 


Исполнению колыбельных присущ ритуализированный характер. Точки соприкосновения с ритуалом обнаруживаются в ведущей функции жанра, состоящей в магическом воздействии на ребенка с целью его усыпления, необходимого для здоровья и хорошего роста. К ритуалу восходит и привлечение в акте убаюкивания набора символических языков-кодов: пространственного (место у колыбели), временнόго (время сна, обычно вечер), светового (полумрак), осязательного (прикосновения пестуньи к ребенку), словесного (песенный и другие включаемые в данную ситуацию тексты), акустического (мелодия колыбельной), в совокупности способствующих суггестивному воздействию на малыша. Вполне вероятно, что отмеченные моменты ритуализации являются рудиментами магического происхождения «баек» и их связей в прошлом с ритуальной практикой.


Однако наряду с моментами ритуализации, комплексу «байканья» присущи и игровые черты. Эффект игры создается при включении в процесс убаюкивания, помимо колыбельных, также прибауток, сказок, импровизированных монологов пестуньи.


Поэтические мотивы и образы, характерные для среднеуральских баек, традиционны для русских колыбельных. Таковы тема тpyдa и быта крестьянской семьи, изображение идеального будущего дитяти, мотив пожелания смерти ребенку, образы дремы, буки, кота, восходящие к языческой мифологии, христианские персонажи.


Колыбельные поются на политекстовые напевы. Именно напевам принадлежит ведущая роль в реализации доминантной функции баек, на чем основано предположение некоторых ученых о том, что, возможно, архаические колыбельные представляли собой мелодии, исполнявшиеся с рефренами и несмыслонесущими слогами. В напевах концентрируются механизмы воздействия пестуньи на ребенка: песенный темпоритм, коррелирующий с ритмом дыхания и сердцебиения участников акта баюканья и поддерживаемый мерным покачиванием люльки, монотонно повторяемые краткие мелообороты, имеющие мягкие рельефы. Этому же способствуют артикуляция мелодии, ориентированная на средний регистр и естественный тембр голоса, тихое звучание, произнесение музыкально-поэтического текста в манере пения-сказывания.


Ощущение мерности во многом создается благодаря ритмике. Для мелодий характерны ритмоформулы с подвижными рисунками слогового ритма, каждая из которых равна восьми единицам счетного времени. Мелодика напевов основана на типовых интонациях в узком диапазоне, которые активно варьируются не только у разных певиц, но и у одной и той же певицы.


Пестушки и потешки сопровождают телесные игры с маленьким ребенком, чем обусловлена значительная роль в комплексе их выразительных средств осязательной и пластической составляющих, способствующих формированию у малыша осмысленного образа собственного тела и гармонизирующих его двигательную активность. Стихия ритма структурирует все аспекты формы, а также действия при исполнении песен, становясь главным механизмом формирования в них игрового модуса.


Ритмичная смена в поэтических текстах картин, образов, звукоизобразительных слов, повторение коротких и потому легко схватываемых ребенком моторных оборотов в напевах, — все это превращает акт песенной коммуникации в веселую игру. 


Во многом сходными факторами регулируется игровая стихия прибауток, хотя, в отличие от пестушек и потешек, ее стержнем становятся не ритмичные игровые действия, а образная сфера поэтических текстов, базирующаяся на смеховой «логике обратности» и рождающая разнообразные ощущения: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, моторные.


Мелодико-ритмическая организация пестушек, восходящая к сфере мелодизированной речи, импровизационна. Для потешек и прибауток характерны политекстовые напевы. Их мелодика, как правило, имеет малообъемные звукоряды, а по ритму они близки хороводно-плясовым жанрам фольклора. 


 Присущая рассматриваемым жанрам исполнительская манера объединяет артикуляционные признаки говора и пения. Интонируются такие песенки негромко, мягким звуком.


В уральском материнском песенном фольклоре наблюдаются активные межжанровые связи. Так, в функции колыбельных могут выступать тексты потешек, прибауток и даже детских дразнилок, благодаря чему устанавливаются связи материнского и детского фольклора. Эти тексты объединяются с традиционными напевами колыбельных и исполняются в свойственной им манере. В то же время наблюдается и обратный процесс, когда тексты потешек и прибауток поются на мелодии колыбельных, приобретающих более активный, моторный характер. 


Материнскому фольклору, бытующему на Среднем Урале, присущ ряд признаков региональной традиции. Прежде всего, это проявляется в наличии стилевого родства материнских песен с местным песнетворчеством взрослых: календарными, хороводными, плясовыми песнями. Приметы уральской культуры свойственны некоторым бытовым реалиям поэтических текстов, а также фонетическим и лексическим их особенностям.


Вместе с тем ключевые закономерности уральского материнского фольклора имеют аналоги практически во всех региональных традициях России и в культурах ряда европейских народов.


Сегодня материнские песни сохраняются, главным образом, в памяти женщин старшего поколения, изредка — в живом бытовании.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Колыбельная «Ой, я тебя, дитятко, укачиваю» в исполнении Н. Ф. Пироговой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

02 Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» в исполнении Н. Ф. Пироговой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

03 Колыбельная «Зыбаю-колыбаю, отец ушёл за рыбою» в исполнении А. Д. Зыряновой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

04 Потешка «Ай, дуду, ай, дуду» в исполнении А. Д. Зыряновой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

05 Прибаутка «под язык» «Я родилась в старой бане на полке» в исполнении А. Д. Зыряновой и Н.Ф. Пироговой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

06 Прибаутка «Уточка моховая» («сказочка нараспев») в исполнении Н. Ф. Пироговой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

07 Сказка с песенкой «Старик, старуха и волк» в исполнении Н. Ф. Пироговой из с. Сипавское Каменского р-на Свердловской области Правовая информация

08 Колыбельная «Байки-побайки, матери – китайки» в исполнении М.А. Снегирёвой из г. Свердловска Правовая информация

09 Колыбельная «Баюшки баю баю, ушёл отец за рыбою» в исполнении М.А. Снегирёвой из г. Свердловска Правовая информация

10 Колыбельная «Баю баюшки баю, нет ли местечка в раю» в исполнении М.А. Снегирёвой из г. Свердловска Правовая информация

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Прямая трансляция 25 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Г. Ф. Гендель – «Тезей» Первое исполнение в России

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть