Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Певческое искусство донской казачки Ольги Васильевны Пономаревой из хутора Мрыховского Ростовской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Ольга Васильевна Пономарева из хутора Мрыховского – носитель певческой традиции Верхнего Дона и певческого репертуара станицы Мигулинской. К числу черт, позволяющих причислить ее к певцам-мастерам, относятся феноменальная музыкальная память и тонкий слух, способность к импровизации, широкий певческий диапазон, мощный, гибкий и подвижный голос. Одна из особенностей дарования певицы – умение показывать отдельные партии (в том числе верхнего подголоска дишканта) вне ансамблевого звучания, слыша одновременно всю многоголосную фактуру. Ее пение отличает плавность и непрерывность ведения звука, широкое дыхание, красота и мастерство распева. Ольга Васильевна – настоящий знаток традиции, размышляющий над ее существенными чертами и описывающий и характеризующий многие явления традиции средствами богатого народного словаря певческих и иных понятий и терминов.


Ее творческая активность проявилась в раннем детстве. Она не только пела и подпевала казачьи протяжные песни, но и выводила подголосок – дишкант. По ее воспоминаниям, уже в четыре года «подголашивала» сложные тяговые песни, помогая отцу (например, песню «При зелененьком лужочке»). В семье Ольги Васильевны пели практически все – отец, мать, сестра Анна, оба дяди – Иван Михайлович и Петр Михайлович Меркуловы.


Матери – Елизавете Аникандровне – эта увлеченность пением внушала беспокойство, поэтому летом она брала маленькую девочку с собой в поле, где та была под присмотром и имела возможность слушать поющих женщин. Зимой в нищенские и голодные предвоенные годы, имея одни валенки на двоих, они с сестрой Анной по очереди ходили в школу. Много времени проводили «на печке». Свободное время использовалось для музицирования. Фантазией Ольги Васильевны из подручных предметов создавался, по ее выражению, «печной оркестр». Под струны балалайки подкладывалась вилка (звучание становилось объемнее и разнообразнее, чем при игре на обычной балалайке), между зубцами гребенки – папиросная бумага. Скрипку Ольга Васильевна имитировала голосом. Все слышанные ею наигрыши разыгрывались этим оркестром.


В 50-е годы, в период работы дояркой, она пела в составе колхозного звена. Ей так хотелось быть ближе к искусству, что она устроилась техничкой в клуб, а с 1960 года уже была заведующей клубом. Своей удивительной любовью к протяжному казачьему пению и инструментальным наигрышам Ольга Васильевна смогла увлечь и объединить родственников и односельчан, создав замечательный фольклорный коллектив, получивший известность как Мрыховский казачий хор. Его костяк составили упомянутые выше дяди, сестры и соседи, поэтому молодому руководителю оставалось взять на себя лишь функции организатора репетиций и выступлений. Художественный вкус и способность к импровизации позволили ей закрепить в распевах коллектива красивейшие варианты известных казачьих песен – «На вольных степях Саратова», «Уж ты, кормилец наш, православный тихий Дон Иванович», «Под местечком было под Жорной», «Граница турецкая», «Наш Круковский генерал», «Нежно горлинка вспырхнула». Своеобразием отличаются и общераспространенные казачьи песни литературного происхождения – «Веселитеся донцы, храбрые казаки», «Поехал казак во чужбину далеко», «Тихо ехал казак над рекою» и другие.


Все песни, исполнявшиеся в прошлом «в службе», именуются ею походними (походными), а исполняемые в конном и пешем строю – строевыми. При исполнении они, как правило, чередуются, образуя небольшие сюиты медленных протяжных и моторных (воплощающих ритм движения) песен. Некоторые протяжные песни игрались с припевами: к «Веселитеся, донцы, храбрые казаки», например, «припевалась» шуточная «Пчелочка златая» на стихи Г.Р. Державина.


Высокое мастерство певцов хутора Мрыховского уже в 1968 году было запечатлено на пластинке. В 60–70-е годы хор снимался в документальных фильмах Л. Мазрухо, а позднее в работах студии «Донтелефильм»: «В Старочеркасскую на праздник» (1988), «Цветы лазоревые» (1991) – режиссер Е. Иващенко, «Шолоховская весна» (1996) – режиссер Л. Рублевская. Хор, кроме того, неоднократно становился участником радио- и телевизионных передач.


Несмотря на активную сценическую деятельность, Ольга Васильевна любила петь с родными (мамой и сестрой) и самой близкой подругой Клавдией Стефановной Фартуковой. В женском составе пели в основном протяжные бытовые песни «Канарейка, канарейка», «По-над лесом, лесом, дорожка лежала», «Почий ангел мой хранитель», «Уж вы, глазки голубые» и многие другие. Именно в ансамблевом пении проявлялся в полной мере ее талант импровизатора: широта и свобода развернутых запевок, узорчатость дишканта, красота изгибов вилюжистых напевов. Высокая культура владения голосом проявляется в ровности звучания в разных регистрах, плавности переходов гласных. С возрастом голос Ольги Васильевны погрубел и стал намного ниже, чем в молодые годы, но подвижность его осталась прежней.


Ольга Васильевна прекрасно играет на балалайке, поэтому плясовые и хороводные песни звучат под аккомпанемент инструментов (обычно балалайки и бубна). Правда, с уходом из жизни виртуоза бубенщика Константина Константиновича Меркулова восполнить утрату в полной мере не удалось. Их репертуар плясовых и хороводных песен был весьма многочисленным и бытовал как в хоре, так и в ансамблях разного состава: «А я девушка смирёнушкой была», «Да у нас в доме ноне нездоровье», «Да любил, да лелел я свою кундюбочку», «Да посеяли девки лен», «Что ты, жинка, губы жмешь», «Вы послушайте, ребята» и др.


В репертуаре Ольги Васильевны и балалаечные наигрыши «Барыня», «Бедная», вальс «Над волнами», польки. Балалайку она настраивает по трезвучию («гитарный строй»), ориентируясь по припеву песни Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – «Капитан, капитан, улыбнитесь».


Осознавая незаурядность своего дарования, ощущая потребность в передаче своих знаний и мастерства, Ольга Васильевна открыта к сотрудничеству с собирателями фольклора и энтузиастами, осваивающими казачье пение. Думается, что в той среде, где человек рос и воспитывался, мастер не всегда может быть оценен в полной мере. Талант Ольги Васильевны и ее вклад в развитие культуры Донского края неоднократно отмечался наградами и премиями (последняя из них – премия «Душа России»), что создавало определенное напряжение в отношениях с участниками хора.


Благодаря прекрасным природным данным – необыкновенной памяти и тонкому слуху, которые не всегда имеют и профессиональные музыканты, – она сумела донести до современных слушателей огромный песенный репертуар, слышанный ею в семье и родном хуторе еще в детстве и уже почти утраченный в быту виртуозный стиль мастеров казачьего пения. Уникальные по красоте мелодические распевы, распространяемые благодаря выступлениям Мрыховского хора и записям фольклористов покоряют сердца слушателей, находят отражение в сборниках («Песни хутора Мрыховский» – сост. В.А. Лопин, 1981 г.; «Донские казачьи песни» – сост. Т.С. Рудиченко, 2006 г.) и др.


Песни в распевах Ольги Васильевны Пономаревой есть в репертуаре многих фольклорных ансамблей, таких как «Казачий круг» (г. Москва), «Вольница» (Ростов-на-Дону), «Любо» (Новочеркасск), а также эстрадных – «Русская песня» (г. Москва), «Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков им. А. Квасова» (Ростов-на-Дону) и многих других. 

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Плясовая песня «Что ты, жинка, губы жмешь» в исполнении ансамбля донских казаков хутора Мрыховского Ростовской области Правовая информация

02 Протяжная песня «Уж вы, глазки голубые» в исполнении ансамбля донских казаков хутора Мрыховского Ростовской области Правовая информация

03 Протяжная лирическая песня «Нежно горлинка вспырхала» в исполнении ансамбля донских казаков хутора Мрыховского Ростовской области Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть