Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Былины в селах по реке Кулой (Архангельская область)

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Былины Кулоя представляют собой одну из ветвей севернорусской эпической традиции. Они известны по записям всего лишь двух собирателей – А. Д. Григорьева и О. Э. Озаровской. Былины распространились в бассейне реки Кулой вместе с колонизационными потоками новгородцев и «низовцев» (выходцев из владимирско-суздальской земли, волго-окского междуречья). По замечаниям собирателей, здесь повсюду знали и пели былины люди преклонного или среднего возраста. Перенимали былины от родственников, соседей, попутчиков. Мужчины пели былины главным образом во время рыбного, морского, охотничьего промыслов; вдали от дома или во время собраний для общей работы. Женщины чаще пели во время поста. Главное условие сохранения былин – «вера в чудесное» и «верность старине». Кулояне жили в атмосфере эпического мира, не омраченного сомнениями в его реальности. Живое бытование былин поддерживалось образом жизни местного населения, историей и повседневными занятиями. Это была часть духовной культуры, распад которой неизбежно привел к утрате сказительства. На Кулое зафиксировано около тридцати былинных сюжетов.


В течение последних полутора веков фольклор северной России вызывал самый активный интерес у специалистов разного профиля, занятых изучением русской культуры. Как известно, начало изучению кулойского эпоса было положено разысканиями А. Д. Григорьева. 


Во вступительной статье к опубликованному им тому кулойских былин А. Д. Григорьев подробно характеризует бассейн реки Кулоя: «Река Кулой начинается немного севернее г. Пинеги. Приняв в себя с левой стороны приток Со́тку, он течет с небольшими уклонениями почти прямо на север. […] Оба берега р. Кулоя покрыты лесом… сосны, ели, березы, ольхи, осины и лиственницы; изредка попадаются чисто сосновые боры; на пжнях (лугах) по самому берегу идут ивовые заросли. Вверху по Кулою лес крупный, а ниже по реке он мельче и реже… В лесу к концу августа появляются грибы и ягоды: землнка (земляника), черника, голубель, малина и морошка. В нем водятся белки и лисицы; довольно часто встречаются медведи и очень редко дикие олени; редко встречаются также волки. […]


В Кулой впадает довольно много притоков в виде ручьев и рек. Наиболее значительны из последних — Стка, Тлда, Плта, Ёжуга, Лка и Сяна с левой стороны, Ольма и Нмнюга с правой. Человеческие поселения есть только на двух из этих рек — Немнюге и Со́яне: на Сояне деревня Сояна, а на Немнюге 5 деревень, объединенных в одном общем названии Немнюга. На самом Кулое, несмотря на его длину свыше 210 верст, только три поселения, и притом на значительном расстоянии друг от друга: Кулой с Оре́ховской (в 35 вер<стах> от г. Пинеги), Крьеполё (в 90 вер<стах> от с. Кулоя) и Долгая Щель или Щелья (в 60 вер<стах> от с. Крьеполя).


Путями сообщения р. Кулой похвалиться не может. По сухому пути можно проехать, куда нужно, только зимою; тогда проходит через с<ела> Немнюгу и Кулой почтовый тракт из г. Мезени в г. Пинегу. Летом положение совсем другое. Только из г. Пинеги в с. Кулой на расстоянии 35 верст есть колесная дорога, которая идет по правому берегу р. Кулоя на некотором расстоянии от самой реки и изобилует массой подъемов и спусков, так как на ней есть много довольно высоких и крутых холмов (по-тамошнему «гор»). Начиная же с с. Кулоя, вниз по р. Кулою и его притокам летом можно ездить только на лодках: сухопутных дорог здесь летом нет вовсе… Кое-где по р. Кулою стоят маленькие курные избушки без окон, где едущие отдыхают, кипятят чай или варят горячую пищу; эти избушки дают также приют крестьянам, приезжающим сюда для рыбной ловли. В нижнем течении р. Кулоя, где река расширяется и где действует морской прилив, положение плывущих ухудшается, ибо они зависят не только от погоды, но и от приливов… Здесь следует также отметить, что поездка в с. Д<олгая> Щель с верху р. Кулоя на соянских шитых длинных лодках или на долгощельских коротких, но высоких морских лодках и карбасах – еще сносна; плавание же на карьепольской однонабойной осиновке, в каковой довелось мне ехать, прямо подвергает едущих опасности».


Среди сказителей Кулоя не было ни блестящих импровизаторов, подобных зимне-золотицким, ни певцов, удивляющих своеобразием или широтой репертуара. Только от одного сказителя Е. Д. Садкова А. Д. Григорьеву удалось записать двенадцать былин, репертуар остальных певцов гораздо скромнее; о том, что другой сказитель – Ф. А. Прелухин – поет пятьдесят старин, А. Д. Григорьев знал лишь понаслышке. Но кулойский эпос очень стабилен: в сохранности сюжетной структуры, языке, подробностях, воссоздающих перед слушателем обстановку древнерусской, домосковской жизни; в чертах своего бытования.


Былины хранились здесь в памяти сказителей-мужчин, женщины-исполнительницы встречались значительно реже. Отсюда — преобладание героических сюжетов над прочими – новеллистическими и балладными. Школой сказительства были промыслы, в частности — легендарные Кеды, собиравшие промысловиков со всех поморских рек и с побережья Белого моря. Кеды – урочище, мыс при северной оконечности Зимнего берега Белого моря, где существовало около сотни промысловых избушек, куда приезжали бить острогами тюленей и лысунов с февраля до середины марта. Из всех наледных промыслов кедовский считался самым трудным и опасным, о чем свидетельствует существовавшая у промышленников поговорка: «Идти на Кеды — наживать себе беды».


В то же время далеко не на всякой северной реке старины знали и любили так же, как на Кулое. На Пинеге, например, преобладали старинщицы-женщины, их былины насчитывали обычно несколько десятков стихов, тогда как на Кулое былина в сотню-другую стихов — не редкость, а правило.


Обращает на себя внимание консервативность местных былин, которая ясно проявилась при сравнении их текстов, опубликованных А. Д. Григорьевым, с записями О. Э. Озаровской, выполненными с разрывом в двадцать лет. Подобная устойчивость, «как правило, свойственна коллективным формам исполнения, зафиксированным, например, на Мезени». Известно, что на Кулое былины также сказывали не только сольно, но пели их вдвоем или хором, о чем писал  А. Д. Григорьев. Не знают кулойские старины живости и легкой приспособляемости к местным условиям, «житейского колорита», столь характерных, например, для Печоры. Внимательный к местным редакциям, А. Д. Григорьев отметил лишь одну подробность кулойского эпоса, прямо относящуюся к истории заселения Кулоя: пристрастие местных сказителей к определению «монастырские» (казна, богатыри), это — воспоминание о былой принадлежности соянских и долгощельских земель Сийскому монастырю. Возможно, консервативность кулойской эпической традиции была одной из причин полного исчезновения былин на Кулое к середине XX века. С утратой обстановки, поддерживавшей бытование старин в привычных исконных формах, кулойский былинный очаг угас сразу же и окончательно.


Репертуар кулойских былин включает 27 сюжетов, дополненных образцами комического эпоса:


«Бой Добрыни с Дунаем»,

«Василий Игнатьевич и Батыга»,

«Данило Ловчанин»,

 «Добрыня и Алёша»,

«Добрыня и Настасья»,

«Добрыня Никитич и Змей»,

«Добрыня Никитич и Маринка»,

«Дунай Иванович-сват»,

«Дюк Степанович и Чурила Плёнкович»,

«Иван Годинович»,

«Илья Муромец и Калин-царь»,

«Илья Муромец и разбойники»,

«Илья Муромец и Сокольник»,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

«Исцеление Ильи Муромца»,

«Калика и голи кабацкие»,

«Камское побоище»,

«Михаил Данилович»,

«Михайло Потык»,

«Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем»,

«Садко»,

«Святогор и Илья Муромец»,

«Сорок калик»,

«Сухман»,

«Три поездки Ильи Муромца»,

«Чурила Плёнкович и Катерина»,

«Небылица»,

«Проделки Васьки Шишка»,

«Старина о Льдине»,

«Усы».


Очевидно, что репертуар кулойского былинного эпоса не лишен разнообразия.


Уже второй том «Архангельских былин и исторических песен», посвященный кулойской эпической традиции, включает в себя не только тексты, но и 45 былинных напевов, нотированных с фонографических записей А. Д. Григорьева. Из них 38 связаны с былинами, 1 – с балладой, 2 – с духовными стихами, 2 – с небылицами, 2 – со скоморошинами.


Продолжая работу по собиранию кулойского эпоса, в Карьеполе, Сояне и Долгой Щели (Долгощелье) О. Э. Озаровская выполнила фонографические записи от четырех исполнителей из числа информантов А. Д. Григорьева. Ими оказались Н. П. Крычаков, Е. К. Мелехов, Я. Ф. Попов и П. Н. Широкий. О. Э. Озаровская обнаружила четырех новых сказителей, знавших былины и владевших традицией напева – Марию Красикову (в Карьеполе), Степана Крапивина, Алексея Мелехова, Анну Мелехову (в Сояне) и также зафиксировала их пение. Фонографическое наследие А. Д. Григорьева, вероятнее всего, утрачено. Поэтому в настоящее время восковые цилиндры О. Э. Озаровской оказываются наиболее ранними и, увы, единственными, на которых сохранилось звучание напевов кулойского былиного эпоса.


Наиболее последовательно кулойский музыкальный эпос представлен в антологии «Былины» Б. М. Добровольского и В. В. Коргузалова. Музыкальное строение напевов, опубликованных в их собрании, и особенности их распространения позволяют установить тесные связи между былинами Кулоя и Мезени.


Особенности распространения напевов и степень их популярности получают отражение в музыкальном репертуаре каждого отдельного сказителя. В своей «строго былинной» части этот репертуар выглядит следующим образом. Записи на фонограф осуществлены от 20 информантов. Наибольшее количество напевов зафиксировано от И. Д. Сычова: при исполнении шести фрагментов он использовал пять самостоятельных мелодий. По два напева у А. Я. Сычова и П. Н. Широкого, у всех остальных – по одному. Оказалось, что былинные мелодии, записанные в шести населенных пунктах, опираются на общую композицию. Такие же напевы зафиксированы в Сояне и Долгой Щели, а по всему маршруту, –  о чем упоминалось, – в восьми селах у 18 сказителей. Жанровый контраст в довольно строгую музыкальную систему кулойского былинного эпоса вносит плясовой напев, однако его появление зафиксировано лишь в «шутовых старинах» и на характеристику былинного репертуара в принципе не влияет.


Материалы, датированные 1901 г., показывают, что кулойский эпос еще сохранял сложную структуру. Если в собрании А. Д. Григорьева при явном преобладании одного типового напева былин в общем репертуаре сохранялось пять самостоятельных мелодий, то по результатам экспедиции 1921 г. количество таких мелодий уменьшилось до трех; кроме того, вдвое сократилось число сказителей. С позиций изучения устного народного творчества последний факт означает, что заметно ограничились возможности распространения традиции, а, следовательно, – и поддержания ее в условиях живого бытования.


К сожалению, после экспедиции О. Э. Озаровской история собирания кулойского эпоса не смогла получить продолжения. В течение длительного времени кулойские села оставались в стороне от маршрутов фольклорных экспедиций, поэтому нет никаких объективных данных о состоянии местной культуры за весь последующий период.


Несмотря на то что кулойская эпическая традиция никак не может рассматриваться в качестве культуры ранней формации, вряд ли уместно представлять процесс ее становления и постепенной эволюции только лишь на основе источников, восходящих к началу прошлого столетия. Можно предположить, что этот процесс имел несколько этапов, каждый из которых протекал под преимущественным влиянием какой-либо из исходных культур. Вероятнее всего, прототипы могли иметь и различное жанровое происхождение.


На одном из последних этапов эволюции кулойской эпической традиции возобладали тенденции, направленные на  упрощение развитых музыкальных композиций, на приспособление их к канонам повествовательного интонирования, преимущественно индивидуального.


Признаки сезонной приуроченности былин, связь исполнения с коллективными промысловыми работами, обширный круг сказителей в замкнутой и преимущественно мужской среде – все это долгое время способствовало сохранению старин. Географическое расположение населенных пунктов по течению р. Кулой затрудняло доступ миграционных потоков и обеспечивало важное условие консервации местной культуры. Пожалуй, трудно представить поющийся эпос, который был бы так замкнут на местном репертуаре и чужд каким-либо музыкальным привнесениям. Вероятно, в этом и заключается основное отличие кулойской былинной традиции, чем и определяется ее место в культуре архангельского сказительства.


Несмотря на территориальную близость Кулоя к районам Пинежья о серьезном взаимовлиянии обеих традиций говорить не приходится. Однако кулойская эпическая традиция, вероятно, одна из наиболее консервативных, должна быть известна широкому кругу любителей народной культуры. 

Фото

Аудио

01 Былина «Добрыня и Алёша» [А подходит ли Добрынюшка к столику дубовому] в исполнении Е.К. Мелихова из д. Сояна Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

02 Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» [А и перва-та поездка богатирская…] в исполнении П.Н. Широкого из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

03 Былина «Илья Муромец и Сокольник» [Уж как от моря, от морюшка-й от синего…] в исполнении Я.Ф. Попова из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

04 Былина «Михайло Потык» [Уж и жил-де-ка Потык да сын Иванович…] в исполнении Е.К. Мелихова из д. Сояна Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

05 Былина «Дунай Иванович-сват» [Да во том же во го]роде во Киеве…] в исполнении М.А. Красиковой из с. Карьеполье Пинежского уезда Архангельской губ. Правовая информация

06 Былина «Дунай Иванович-сват» [Дак заводилось пированиецо – почесён пир…] в исполнении Я.Ф. Попова из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

07 Былина «Бой Добрыни с Дунаем» [Ай осталась у Некиты любима семья…] в исполнении Я.Ф. Попова из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

08 Былина «Бой Добрыни с Дунаем» [А прежде Резань да слободой слыла…] в исполнении Е.К. Мелихова из д. Сояна Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

09 Былина «Дюк Степанович и Чурила Плёнкович» [А во том было во городи во Галичи…] в исполнении П.Н. Широкого из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

10 Былина «Дюк Степанович и Чурила Плёнкович» [Как не во славном во городе в Чернигови…] в исполнении Е.К. Мелихова из д. Сояна Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

11 Былина «Чурила Плёнкович и Катерина» [И выпадала порошка да снежку белого…] в исполнении С.А. Крапивина из д. Сояна Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

12 Былина «Сорок калик» [Да как от моря, морюшка от синего…] в исполнении Я.Ф. Попова из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

13 Былина «[Иш]ше от моря, моря, да моря синего» в исполнении М.А. Красиковой из с. Карьеполье Пинежского уезда Архангельской губ. Правовая информация

14 Былина «Данило Ловчанин» [Накинём на его службу тяжёлую…] в исполнении П.Н. Широкого из с. Долгощельское Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

15 Былина «Василий Игнатьевич и Батыга» [Не из Шахова города – из Ляхова…] в исполнении А.С. Мелехова из д. Сояна Мезенского уезда Архангельской губ. Правовая информация

От Бузыкина до Косого

Кто, что и как переводил в советском кино

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Фотовыставка, организованная Центром имени Грабаря, проходит в московском парке «Сокольники».

Подробнее

VI Международный фестиваль «Казачья станица Москва».

Подробнее

1 октября пройдет Фестиваль музыкальных коллективов старшего поколения «Веков связующая нить».

Подробнее

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть