Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Трехгранно-выемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Трехгранно-выемчатая резьба – самый древний вид геометрической резьбы, использовавшийся в русском народном творчестве для украшения домашней утвари. Ее технология довольно проста, не требует разнообразных инструментов и выполняется ножом. На доску наносится рисунок, состоящий из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. На этапе накалывания нож на 2-3 мм вводится в середину фигуры, но лишь слегка касается ее вершин. Далее в результате подрезки острием ножа, расположенным под углом 45–30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.


Старые, наиболее опытные  мастера обычно выполняли резьбу без эскиза, импровизируя узор, менее подготовленные предварительно наносили на доску рисунок, состоявший из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции.


Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы достаточно проста. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. Например, для вырезания треугольника на середину его изображения наносится точка, в которую ставится нож под небольшим наклоном, чтобы его носик на 2–3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки делается накалывание и к двум остальным вершинам.


После накалывания мастер приступает к подрезке, в результате которой острием ножа, расположенным под углом 45—30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.


Как правило, трехгранно-выемчатая резьба оставалась неокрашенной, но иногда тонировалась с помощью протравы, приготовленной из уксуса, в котором выдерживались металлические предметы (куски проволоки или гвозди). Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифовали, при этом выступающие элементы делались более светлыми, а резьба выглядела более контрастной и рельефной.

Фото

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть