Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Чухломская городская кадриль

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Чухломская городская кадриль (многофигурная) – уникальный образец провинциальной городской традиционной хореографической культуры. Была популярна в Чухломе Костромской области в конце ХIХ века – начале ХХ века. Кадриль танцевали под наигрыши известных и популярных песен. Количество пар должно было быть обязательно четным и не менее четырех. Танец исполнялся с остановками между фигурами. Во время паузы распорядитель выкрикивал название следующей части: «Ах, вы сени», «По улице молодец идет», «По реке, по речке», «Я ко саду», «Ах ты, береза», «Полечка», «Общий круг». В отличие от местной деревенской Козули в Чухломской городской кадрили не допускалась импровизация.


В 1940–1960 годы кадриль ушла из обихода, ее перестали танцевать. В семидесятые годы ХХ века инициатором восстановления кадрили стала К.А. Сафонова, которая во времена своей молодости (1920–1930 годы) любила ее танцевать. В фильме Ленинградской студии документальных фильмов «Чухломская кадриль», снятом в 1981 году, она рассказывает о восстановлении кадрили: «Я говорю…почему мы эту кадриль воспроизводим? Это, понимаете же, кадриль нашего времени, давнишнего времени – «Чухломская городская». Вот вы представьте себе, перед вами «экземпляр» (показывает на себя). Этому «экземпляру» 81 год с половиной. Так вот я в молодости танцевала эту кадриль. Мы ее очень любили… Городская кадриль красивая была.


А знаете, сколько будет желания у людей, у пожилых посмотреть на то, когда они были молодыми!? У вас-то теперь это «Трали-вали, трали-вали» (показывает)… Мы не понимаем даже. А у нас ведь это было все степенно, интересно, вежливо, деликатно. Вот так! Понятно?»


По-видимому, основой танца послужила Большая городская кадриль, о которой упоминается в книге «Танцевальная культура Костромского края»: «В дореволюционном прошлом в Костроме была очень популярна Большая городская кадриль, состоящая из шести фигур. Танцевали ее долго, около часа и более, с музыкальными паузами между фигурами. Основное построение в танце — пара на пару. О начале каждой новой фигуры возвещал распорядитель танцев, без указания которого никто не имел права изменить порядок фигур. По своему рисунку Большая костромская кадриль была несложной и состояла из малых кругов, переходов накрест, парного вращения на месте и общего большого круга. По лексическому составу в некоторых фигурах делились на мужские и женские. Так, скажем, в первой фигуре имелось обязательное па для кавалеров. Нужно было встать на колено перед партнершей и на окончание музыкальной фразы поцеловать ей руку, на что дама в свою очередь отвечала реверансом» (Танцевальная культура Костромского края. Ярославль, 1990. С. 16–17). В Городской чухломской кадрили, записанной в экспедиции 1993 года в городе Чухломе, много общего с описанной Большой городской кадрилью, но есть и различия.


В Городской чухломской кадрили количество участвующих пар обязательно четное и не менее четырех. Это предполагало наличие просторного помещения для ее исполнения. Фигуры кадрили были разделены остановками. Во время паузы распорядитель выкрикивал название следующей части. Названия фигур Чухломской кадрили следующие:


1 — Ах, вы сени.

2 — По улице молодец идет.

3 — По реке, по речке.

4 — Я ко саду.

5 — Ах ты, береза.

6 — Полечка.

7 — Общий круг.


Перед началом кадрили мужчины сидят на лавках справа, женщины – слева. После вступления гармониста женщины запевают:

«В поле ель, в поле ель – начинается кадрель.

Вы вставайте, кавалеры, приглашайте на кадрель»

Им отвечают мужчины:

«Срубим сосну, срубим ель – мы танцуем здесь кадрель.

Срубим сосну молодую, протанцуем и другую».


Во время пения мужчины встают и приглашают женщин на танец, подавая им правую руку, в которую женщины кладут левую. Пары встают в исходное положение – женщина справа от мужчины. Мужчина держит правой рукой левую руку женщины, руки опущены. В правой руке женщины держат белый платочек.


Фигура 1 «Ах, вы сени». Основное расположение пар в танце – друг напротив друга. Под музыку стоящие напротив пары меняются местами, после чего вращаются в положении вальса. Затем на противоположную сторону переходят только женщины. Их переходы перемежаются кружением пар.


Фигура 2 «По улице молодец идет». В этой фигуре переходы на противоположную сторону осуществляют с притопами только мужчины, и, подхватывая партнершу, кружатся с ней.


Фигура 3 «По реке, по речке». Женщины каждой из стоящих друг напротив друга шеренг выходят на середину и кружатся вокруг своей оси. Затем мужчины при переходе на другую сторону разбирают своих партнерш и кружатся с ними. Далее все повторяется, только на середину выходят уже мужчины, которые объединяются в пары с партнершами при их переходе на противоположную сторону.


Фигура 4 «Я ко саду». Пары, стоящие слева, выходят на середину. В каждой из пар мужчина встает на одно колено, а женщина, держась за его поднятую руку, описывает вокруг него круг и возвращается на место. Затем к кавалерам подходят женщины из правой шеренги, таким же образом обходят  мужчин по кругу, после чего все возвращаются на исходные позиции и кружатся парами. Далее все повторяется, только на середину выходят пары, стоящие справа.


Фигура 5 «Ах ты береза». Пары, составляющие левую шеренгу, движутся к середине и после притопа спиной возвращаются на место. Затем идут к стоящим напротив парам, и кавалеры передают своих партнерш мужчинам из стоявших на месте пар. Оставшийся в одиночестве мужчина спиной идет назад, а кавалер с двумя дамами наступает на него. Затем все так же возвращаются назад. После этого каждые две пары образуют круг, двигаясь сначала в одну сторону, а после притопа – в другую. Круги, образованные двумя парами, объединяются в один и останавливаются. После хлопков в ладоши мужчины соединяют левые руки в центре круга, а правыми держат партнерш, осуществляя при этом круговое движение. Далее пары выстраиваются друг за другом, а задняя пара проходит под поднятыми руками остальных. В конце все занимают исходные места и кружатся парами.


Фигура 6 «Полечка». Пары двигаются навстречу друг другу. После притопа возвращаются на свои места, затем переходят на противоположную сторону и вращаются. Далее переходы, перемежающиеся парными кружениями, осуществляют только мужчины.


Фигура 7 «Общий круг» – одна из самых сложных и продолжительных. Начинается эта фигура с того, что все берутся за руки, держа их на уровне груди, и двигаются то в одну, то в другую сторону. Круговое движение в обе стороны продолжается и после перехвата рук: мужчины держатся за руки перед грудью женщин, а соединенные руки женщин опущены. Затем мужчины перебрасывают руки через головы женщин, в результате чего образуются два круга – внутренний из женщин и внешний из мужчин, –которые движутся в разные стороны. Потом оба круга сходятся к центру и расходятся, после чего каждый участник кружится вокруг своей оси. Круговое движение продолжается, когда мужчины соединяют руки в центре круга, а барышни, держась за свободные руки кавалеров, вращаются вокруг своей оси в обратную сторону от движения круга. Затем пары выстраиваются друг за другом, и задняя пара проходит вперед под поднятыми руками других пар, которые движутся назад. Следующий элемент фигуры – «челнок», часто встречающийся в традиционной хореографии северных областей России. Пары выстраиваются лицом друг к другу и, взявшись за руки, переходят, последовательно меняясь местами. Завершается эта фигура хождением по кругу парами с поочередным кружением партнерш, держащихся за поднятую руку мужчин. По окончании танца все выстраиваются в одну шеренгу и кланяются.


В Чухломской городской кадрили присутствует большое количество вращений,  используются элементы типа «ручейка», «челнока» и др., встречаются сольные выходы и проходки мужчин и женщин. Импровизация в танце не допускается. Единственное исключение состоит в том, что пары могут исполнять некоторые фигуры с разных ног. С первой по шестую фигуры в танце используется скользящий кадрильный шаг один шаг на каждую четверть музыкального сопровождения. В седьмой фигуре он меняется нашаркающий шаг с подбивом. Во время исполнения Чухломской городской кадрили мужчины держатся подчеркнуто обходительно, а женщины – скромно и сдержано. 

ВИДЕО

Фото

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть