Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Чухломская городская кадриль

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Чухломская городская кадриль (многофигурная) – уникальный образец провинциальной городской традиционной хореографической культуры. Была популярна в Чухломе Костромской области в конце ХIХ века – начале ХХ века. Кадриль танцевали под наигрыши известных и популярных песен. Количество пар должно было быть обязательно четным и не менее четырех. Танец исполнялся с остановками между фигурами. Во время паузы распорядитель выкрикивал название следующей части: «Ах, вы сени», «По улице молодец идет», «По реке, по речке», «Я ко саду», «Ах ты, береза», «Полечка», «Общий круг». В отличие от местной деревенской Козули в Чухломской городской кадрили не допускалась импровизация.


В 1940–1960 годы кадриль ушла из обихода, ее перестали танцевать. В семидесятые годы ХХ века инициатором восстановления кадрили стала К.А. Сафонова, которая во времена своей молодости (1920–1930 годы) любила ее танцевать. В фильме Ленинградской студии документальных фильмов «Чухломская кадриль», снятом в 1981 году, она рассказывает о восстановлении кадрили: «Я говорю…почему мы эту кадриль воспроизводим? Это, понимаете же, кадриль нашего времени, давнишнего времени – «Чухломская городская». Вот вы представьте себе, перед вами «экземпляр» (показывает на себя). Этому «экземпляру» 81 год с половиной. Так вот я в молодости танцевала эту кадриль. Мы ее очень любили… Городская кадриль красивая была.


А знаете, сколько будет желания у людей, у пожилых посмотреть на то, когда они были молодыми!? У вас-то теперь это «Трали-вали, трали-вали» (показывает)… Мы не понимаем даже. А у нас ведь это было все степенно, интересно, вежливо, деликатно. Вот так! Понятно?»


По-видимому, основой танца послужила Большая городская кадриль, о которой упоминается в книге «Танцевальная культура Костромского края»: «В дореволюционном прошлом в Костроме была очень популярна Большая городская кадриль, состоящая из шести фигур. Танцевали ее долго, около часа и более, с музыкальными паузами между фигурами. Основное построение в танце — пара на пару. О начале каждой новой фигуры возвещал распорядитель танцев, без указания которого никто не имел права изменить порядок фигур. По своему рисунку Большая костромская кадриль была несложной и состояла из малых кругов, переходов накрест, парного вращения на месте и общего большого круга. По лексическому составу в некоторых фигурах делились на мужские и женские. Так, скажем, в первой фигуре имелось обязательное па для кавалеров. Нужно было встать на колено перед партнершей и на окончание музыкальной фразы поцеловать ей руку, на что дама в свою очередь отвечала реверансом» (Танцевальная культура Костромского края. Ярославль, 1990. С. 16–17). В Городской чухломской кадрили, записанной в экспедиции 1993 года в городе Чухломе, много общего с описанной Большой городской кадрилью, но есть и различия.


В Городской чухломской кадрили количество участвующих пар обязательно четное и не менее четырех. Это предполагало наличие просторного помещения для ее исполнения. Фигуры кадрили были разделены остановками. Во время паузы распорядитель выкрикивал название следующей части. Названия фигур Чухломской кадрили следующие:


1 — Ах, вы сени.

2 — По улице молодец идет.

3 — По реке, по речке.

4 — Я ко саду.

5 — Ах ты, береза.

6 — Полечка.

7 — Общий круг.


Перед началом кадрили мужчины сидят на лавках справа, женщины – слева. После вступления гармониста женщины запевают:

«В поле ель, в поле ель – начинается кадрель.

Вы вставайте, кавалеры, приглашайте на кадрель»

Им отвечают мужчины:

«Срубим сосну, срубим ель – мы танцуем здесь кадрель.

Срубим сосну молодую, протанцуем и другую».


Во время пения мужчины встают и приглашают женщин на танец, подавая им правую руку, в которую женщины кладут левую. Пары встают в исходное положение – женщина справа от мужчины. Мужчина держит правой рукой левую руку женщины, руки опущены. В правой руке женщины держат белый платочек.


Фигура 1 «Ах, вы сени». Основное расположение пар в танце – друг напротив друга. Под музыку стоящие напротив пары меняются местами, после чего вращаются в положении вальса. Затем на противоположную сторону переходят только женщины. Их переходы перемежаются кружением пар.


Фигура 2 «По улице молодец идет». В этой фигуре переходы на противоположную сторону осуществляют с притопами только мужчины, и, подхватывая партнершу, кружатся с ней.


Фигура 3 «По реке, по речке». Женщины каждой из стоящих друг напротив друга шеренг выходят на середину и кружатся вокруг своей оси. Затем мужчины при переходе на другую сторону разбирают своих партнерш и кружатся с ними. Далее все повторяется, только на середину выходят уже мужчины, которые объединяются в пары с партнершами при их переходе на противоположную сторону.


Фигура 4 «Я ко саду». Пары, стоящие слева, выходят на середину. В каждой из пар мужчина встает на одно колено, а женщина, держась за его поднятую руку, описывает вокруг него круг и возвращается на место. Затем к кавалерам подходят женщины из правой шеренги, таким же образом обходят  мужчин по кругу, после чего все возвращаются на исходные позиции и кружатся парами. Далее все повторяется, только на середину выходят пары, стоящие справа.


Фигура 5 «Ах ты береза». Пары, составляющие левую шеренгу, движутся к середине и после притопа спиной возвращаются на место. Затем идут к стоящим напротив парам, и кавалеры передают своих партнерш мужчинам из стоявших на месте пар. Оставшийся в одиночестве мужчина спиной идет назад, а кавалер с двумя дамами наступает на него. Затем все так же возвращаются назад. После этого каждые две пары образуют круг, двигаясь сначала в одну сторону, а после притопа – в другую. Круги, образованные двумя парами, объединяются в один и останавливаются. После хлопков в ладоши мужчины соединяют левые руки в центре круга, а правыми держат партнерш, осуществляя при этом круговое движение. Далее пары выстраиваются друг за другом, а задняя пара проходит под поднятыми руками остальных. В конце все занимают исходные места и кружатся парами.


Фигура 6 «Полечка». Пары двигаются навстречу друг другу. После притопа возвращаются на свои места, затем переходят на противоположную сторону и вращаются. Далее переходы, перемежающиеся парными кружениями, осуществляют только мужчины.


Фигура 7 «Общий круг» – одна из самых сложных и продолжительных. Начинается эта фигура с того, что все берутся за руки, держа их на уровне груди, и двигаются то в одну, то в другую сторону. Круговое движение в обе стороны продолжается и после перехвата рук: мужчины держатся за руки перед грудью женщин, а соединенные руки женщин опущены. Затем мужчины перебрасывают руки через головы женщин, в результате чего образуются два круга – внутренний из женщин и внешний из мужчин, –которые движутся в разные стороны. Потом оба круга сходятся к центру и расходятся, после чего каждый участник кружится вокруг своей оси. Круговое движение продолжается, когда мужчины соединяют руки в центре круга, а барышни, держась за свободные руки кавалеров, вращаются вокруг своей оси в обратную сторону от движения круга. Затем пары выстраиваются друг за другом, и задняя пара проходит вперед под поднятыми руками других пар, которые движутся назад. Следующий элемент фигуры – «челнок», часто встречающийся в традиционной хореографии северных областей России. Пары выстраиваются лицом друг к другу и, взявшись за руки, переходят, последовательно меняясь местами. Завершается эта фигура хождением по кругу парами с поочередным кружением партнерш, держащихся за поднятую руку мужчин. По окончании танца все выстраиваются в одну шеренгу и кланяются.


В Чухломской городской кадрили присутствует большое количество вращений,  используются элементы типа «ручейка», «челнока» и др., встречаются сольные выходы и проходки мужчин и женщин. Импровизация в танце не допускается. Единственное исключение состоит в том, что пары могут исполнять некоторые фигуры с разных ног. С первой по шестую фигуры в танце используется скользящий кадрильный шаг один шаг на каждую четверть музыкального сопровождения. В седьмой фигуре он меняется нашаркающий шаг с подбивом. Во время исполнения Чухломской городской кадрили мужчины держатся подчеркнуто обходительно, а женщины – скромно и сдержано. 

ВИДЕО

Фото

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть