Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиционная домовая резьба по дереву в Спировском районе Тверской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор – среднерусский
Паспорт объекта
Жилая архитектура в Спировском районе Тверской области имеет определенную специфику, связанную с оформлением фасадов жилых домов и украшением оконных наличников. Здешние мастера, отдавая дань повсеместно распространенной в Поволжье эффектной пропильной резьбе, продолжали и продолжают сохранять связь с более древними местными традициями, пользуясь старыми формами и техниками резьбы. Это ретроспективное направление продолжает сохраняться и в наши дни.


В каждой области и в каждом районе Центральной России при типологической общности самих жилых деревянных построек (это так называемый дом-брус в малом и усложненном пятистенном его варианте с жилой частью и двором для скота) всегда существуют свои неповторимые особенности в их наружном оформлении, что прежде всего проявляется в художественных решениях домовой резьбы. Она может отличаться даже в разных селах одного района, тем более — в разных районах области.


Даже первое знакомство с жилой архитектурой любого района сразу же дает общее представление о специфике в ее оформлении, о доминирующих представлениях и художественных вкусах местных мастеров. Спировская жилая архитектура Тверской области тоже имеет свою специфику. Удивляет нарочитая простота и одновременно четкая детальная проработанность, тонкость в рисунках местной домовой резьбы в старых домах. Параллельно с повсеместно распространенной эффектной пропильной резьбой, здесь всегда продолжала сохраняться глубокая связь с более древними традициями. Это заметно в повторяющихся орнаментальных мотивах и композиционных приемах.


Сложная ажурная пропильная резьба вошла в моду в центральных районах России, как известно, только на рубеже XIX и XX веков, когда стали широко использоваться образцы русских орнаментов XVII века, специально разработанные архитектором И.П. Ропетом для деревянной застройки в провинции. До тех пор, в XVIII–XIX веках, применяли в основном трехгранновыемчатую, накладную и мелкую пропильную резьбу. Она располагалась в пределах плоскости деревянной доски и напоминала скорее прошивку в ткани или кайму. Как показывает конкретный материал в разных районах и областях, новая пропильная резьба, по-видимому, не везде и не сразу заняла доминирующее положение в оформлении фасадов жилых домов и украшении оконных наличников. Долгое время сохранялись старые формы, продолжая составлять основу художественных решений. Пропильная резьба в виде пышного кружева стала использоваться для завершения наличников не сразу, и даже став основной в домовой резьбе, она целиком не заменила собой более ранние формы. Дома Спировского района как раз подтверждают это необычностью своего декора, который сохранялся и в начале XX века.


Сдержанность, даже суровость, линейная четкость и органичность в решении целого с древности была характерна для многих тверских произведений: и в живописи, и в архитектуре, в частности, — в орнаментальных украшениях каменных храмов. Поэтому, наверное, неслучайно стремление к простоте и самобытности в тверской домовой резьбе, что видно во многих старых постройках. В богатых домах в Спировском районе часто обходились вообще без украшения оконных наличников (только профилированная, выкрашенная белым иногда скругленная вверху простая рама немного удлиненных пропорций). В этом сказывалось влияние городской архитектуры позднеклассицистического стиля и времени эклектики. Эта строгость в декоре наличников обнаруживается и в самых обычных домах. В них применялась накладная резьба с использованием повторяющихся геометрических мотивов (в основном вытянутые ромбы в сочетании с поставленными на угол квадратами или треугольниками) либо они украшались простым фризом из рядов сквозных углублений, нависающим в виде узкой полочки с зубчатым краем. Все это напоминало край полотняного подзора, выполненного местными вышивальщицами. Боковины наличника и его нижняя часть в этом случае оставались гладкими. Усложненный вариант наличников подобного типа мог иметь дополнительное украшение: над профилированным краем нависающей полочки размещались тонко пропиленнные элементы излюбленной здесь двойной (встречной) волны. Край подзора тоже усложнялся и нередко имел ярусное двухчастное построение. Кроме того, в варианте с геометрическими мотивами появились накладные детали в боковинах.


Более сложная и зрительно кажущаяся даже более рельефной, новая —ропетовская — пропильная резьба постепенно начинает интересовать и местных мастеров, продолжавших старую традицию. Наличники, имеющие привычно строгое решение в оформлении, получают навершие нового характера — из более крупных пропильных завитков, располагающихся по сторонам шестилучевой звезды. Тем не менее старые образцы и традиция более простой, но изящной в рисунках мелкой внутренней пропильной резьбы, не только не отступают, но даже соперничают с новой модой. Решения старых мастеров постепенно становятся все более и более эффектными, но происходит это не столько за счет использования новых образцов и приемов резьбы, сколько за счет усложнения в композиционном решении фасадов. Появляются акцентированные крупными накладными деталями причелины (вертикальные доски, закрывающие венцы сруба) на углах дома и фризы, а также связующие цепочки с просверленными зубцами в верхней и нижней частях фасадной стены. Особенно выделяются узорные кружевные накладки в виде вытянутых ромбов или овалов, исполненные с применением популярной здесь техники сверления. Они располагаются на свободных участках между окнами и по бокам стен. Тонкой внутренней резьбой покрывается теперь весь наличник. Обрамление окна становится нарядным. Нависающая полочка в очельи с узорным фризом делается шире и даже приобретает кронштейны. Если мастера и используют элементы пропильной новомодной резьбы в наличниках, то делают это с большой осторожностью. Все более крупными становятся просверленные отверстия в декоративных накладках на фасадной стене и в наличниках окон. Прежние шестилучевые звезды превращаются в тычинки крупных цветов, которые завершают ставшую особенно популярной композицию с двумя голубями. Она располагается обычно по центру в верхней части (в очельях) некоторых наличников.


Постепенно ставшая повсеместно распространенной в Поволжье пропильная резьба нового типа завоевывает ведущее положение и в Спировском районе Тверской области, однако отдельные ее декоративные элементы и технические приемы еще продолжают сохранять связь со стариной, когда домовая резьба отличалась большим своеобразием и оригинальностью художественных решений.


Наблюдения базируются на памятниках жилой архитектуры в самом поселке Спирово и селах Реброво, Катиха, Калягино. К сожалению, не имеется сведений о современных и старых местных мастерах, представляющих как новое направление пропильной ажурной резьбы, так и старое ретроспективное направление. 

Фото

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть