Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Лирические песни средней Сухоны

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Лирические («долгие», «протяжные») песни относятся к наиболее характерным и ярким явлениям, в которых раскрываются своеобразие и историческая глубина культурных традиций Вологодской области. Ранний в историко-стилевом отношении пласт лирических песен – образцы молодецкой и девьей лирики – оказывается одним из основных и показательных для среднесухонских традиций Нюксенского, Тарногского и Тотемского районов.


 Не случайно протяжные песни составляют наибольшую часть образцов, собранных в 1893 г. экспедицией Песенной комиссии Русского географического общества в восточных районах Вологодской губернии. В конце XIX века внимание участников экспедиции – Ф.М. Истомина и С.М. Ляпунова – прежде всего было направлено на песни, имеющие мелодически развитые и сложные в ритмическом отношении напевы, а также развернутые поэтические тексты. Исследователи отбирали для записи «песни получше и постарше» – «столетны», «досельны», стараясь отсекать «песни новейшей фабрикации» – «городские» и «солдатские». Таким образом, традиция Средней Сухоны оказалась представленной в сборнике «Песни русского народа» (1899) четырьмя образцами, записанными в селе Бобровском и погосте Маркушевском от мужских ансамблей, состав которых достигал 16 человек: «Ах уж вы горы, вы да горы́»,  «Уж ты поле мое», «Как во Áстракане», «Попридумал доброй мόлодец». Учитывая содержание поэтических текстов, авторы сборника включают первые две песни в ряд «рекрутских и воинских», третью – в «разбойничьи», а четвертую – в «любовные». Однако, несмотря на различные сюжеты, указанные песни обладают определенной общностью и их можно отнести к группе ранних форм молодецкой лирики. Поэтические тексты и устойчивые напевы этих песен служат образцовым воплощением показательных черт широко распространенных лирических песенных сюжетов.


Материалы экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории, Вологодского педагогического университета, Российского фольклорно-этнографического центра 1970–2000-х годов свидетельствуют о богатстве песенных традиций средней Сухоны, но записи молодецкой лирики в материалах экспедиций последних 30 лет единичны.

 

Одна из самых знающих певиц – Серафима Павловна Чебыкина (1909 г. р.) из д. Верхняя Горка Нюксенского района – вспомнила песню, относящуюся к молодецкой лирике: «Как поехал доброй молодец» (аудио 01). Напев этой песни представляет собой интересный мелодический вариант примера, нотированного С. М. Ляпуновым. В исполнении певческих коллективов из д. Баклановской и д. Нестерихи Тарногского района были записаны образцы молодецкой лирики, которых нет в издании 1899 г.: «Не белáя-та ли белая берёзка» (аудио 02); «Роскрасивенькая, ой, хорошая ли да была» (аудио 03). В сюжетах этих песен раскрывается тема любовных отношений: «молодец – девица, расставание – разлука». Оба напева имеют богатый мелодический рисунок, включают обильные распевы слогов, распевы-возгласы, но различаются в ритмическом отношении.

 

Самостоятельную группу в составе молодецкой лирики образуют протяжные песни с балладными сюжетами: «У Добрынина купца» (сюжет «Молодцы тайно/обманом увозят девушку»); «Уж ты молодость да моя» (сюжет «Неудачная женитьба»; аудио 05); «Зимушка-зима» (сюжет «Жена мужа зарезала»; аудио 06). Один из вариантов песни «У Добрынина купца» был записан в 1975 г. от Егора Михайловича Бритвина (1899 г. р.) в д. Черепанихе (аудио 04). В данной записи отражаются характерные черты мужского исполнительского стиля– упругость звуковедения, «подкачивание» голосом – усиление напряженности звукового потока, его насыщенности за счет активного придыхания и сбросов. 


В материалах экспедиций 1970–2000-х годов содержатся сведения об особенностях и ситуациях исполнения лирических песен мужчинами. Как отмечает А.  М.  Мехнецов, «музыкальный строй песен «молодецкого» цикла позволяет связать их исполнение с особыми, выделенными по характеру обстоятельствами пребывания в состоянии раздумья, размышления в ситуации отстранения от обыденности, что может указывать и на обособленность их исполнения по составу (мужская группа), и на «досуговый» (необязательный) характер обстоятельств исполнения («сидение», застолье, неспешное дело и т. д.)».

Уникальную часть экспедиционных записей 1970–2000-х годов, сделанных в среднесухонских деревнях, составляют образцы песен, относящихся к девьей (дивьей) лирике. Богатство и выразительность мелодических распевов позволяют отнести основную часть записанных образцов к формам протяжных песен. На это указывают и комментарии народных исполнителей: «она полόго поётце», «дόлго поют её», «тянут ведь дόлго, вытягáют-то». Отличительная особенность этой группы песен состоит в том, что различные поэтические тексты исполняются с вариантами устойчивых в мелодическом отношении, обладающих интонационной общностью напевов, разворачивающихся в небольшом диапазоне. Обзор результатов экспедиционной работы позволяет определить территорию распространения этой группы песен и тем самым уточнить границы среднесухонской традиции как целостного этнокультурного комплекса (см. фото 01). Данная территория приобретает значение одной из важнейших зон сохранности исконных форм «дивьей» лирики.


В каждой деревне с вариантами одного напева исполняется около трех поэтических текстов, нередко свободно перетекающих из одного в другой. Встречаются песни, имеющие общие зачины, но различные сюжеты, и наоборот. На основе анализа образно-поэтического содержания всей совокупности текстов выявлены десять сюжетов, исполняемых с вариантами одного напева (аудио 07–12).  Восемь из них объединяются в две тематические группы, показательные для области лирического повествования в целом и имеющие жанрово-определяющее значение для «дивьей» лирики.


1. Песни о «дивьей воле» (тоска-печаль по родной стороне, утраченной воле, красоте, девичьем житье, милом дружке):

– «Дивья воля»  – «ди́вья волюшка дорогая, бабой волька не такая; болит сердечко, занывает, красота с лица спадает; милый не узнает, отчего Маша худенька» (вариант развития сюжета: «давно «Вольки» не певала; дивья воля дорогая, куда воля девалась, жить у батюшки осталась; худая слава надоела, любить дружка не велела»);


– «Последний годичек гуляю» (варианты зачина: «Кокýшка скоковáла» / «Как «Ди́вья-та вольку» не певала»)–«ладит батюшка выдавати, родима мамушка держати; пусть годичек походит, скрутку-платьице поносит; живи, дитятко, смирнее, наживай славу славнее»;


– «Моя мамушка родима, почто на горе родила» – «в чужих людях жить худенько, по утру будят раненько» (вариант окончания: «заронил мой ми́лой искру к ретивому сердцу близко, нечем искры затуши́ти»).


2. Песни, раскрывающие отношения «девица – молодец» (ожидание, выбор, весть, разлука с милым):


– «Как сéдни маленькой денёчек» – «не пришёл милόй дружочек, не принес мне-ка подарка – с руки перстня золотого»;


– «День белéнек, коротéнек» – «ночь темнáя осеннáя, девкам радость дорогая; идет Ванюшка горою, несет гусли под полою; Ваня в гусельцы играет, Сашу-Машу утешает»;


– «Гуси-лебеди летели, золото перо рони́ли» – «сине море сколыбáлось, свежа рыбка испугалась; красна девушка шутлива – шуткой парня полюбила, на перину спать валила» (вариант окончания: «говорила я милому, не пей водочки допьяна, не пропей с себя кафтана»);


– «Ты куда, мой милый, ходишь?» – «во деревню во большую, во беседу веселýю; парень к девушке садился, речь говόрил, не таился; ты любовь-та – скука злая, сердце болит-занывает, ничего милόй не знает, отчего любушка худенька»;


– «Покров-праздничек на проходе» (варианты зачина: «Кокýшка скоковáла» / «Мне-ка жаль дружка милόво» / «Уезжает мой миленькой на Волгу») – «мой милéнький во походе; пойду сяду под окошко, посмотрю я вниз по Волге, не плывёт ли Волгой лодка».


В Тарногском районе зафиксированы еще два поэтических текста, исполняющиеся на тот же напев, но по содержанию относящиеся к сфере молодецкой лирики: сюжет «Моя мамушка родима малолетнего женила» («курва-жёнка невзлюбила»; аудио 12); балладный сюжет «Солдатка-вдова и неузнанный муж» («Мимо Москвы-то объезжали»).


Сюжетно-тематическое единство большинства текстов указывает на природу их взаимосвязи. Напев, благодаря глубине и многоплановости интонационно-смыслового содержания, служит объединяющим началом для ряда поэтических текстов и выделяет среднесухонскую традицию в диалектно-стилевом отношении. 


Своеобразие вариантов напева, записанных в различных деревнях, проявляется в музыкальной стилистике, характерной для локальных традиций средней Сухоны.


Весьма существенным оказывается контраст между вариантами напева, записанными в д. Верхняя Горка и д. Лесютино Тарногского р-на (аудио 07, 08). Оба образца исполнены дуэтом, но в первом случае женщины поют «тонкими» голосами (хотя, по словам запевалы С. П. Чебыкиной, раньше пели иначе – «крепким» голосом, подхватывали, «подставáли на голоса»), а во втором – воссоздан тот уровень насыщенности, яркости, силы и высоты звука, который является эталонным для традиции пения на улице. В связи с активными переходами с тона на тон возникают характерные призвуки, качания, глиссандо (как отмечают знающие певицы, песню «выкáцивают, как голоса-те хорошие-то – дак раньше, может, целовéк двáдцеть стáнёт выкáцивать голосá-те»). Возможно, различный характер звукоизвлечения (пение вполголоса и в полный голос) послужил причиной изменения фактуры: если образец из Верхней Горки основан на усложненном гетерофонном разветвлении основной мелодической линии, то лесютинский вариант отличается бόльшим стремлением к унисону. В то же время различие фактуры может быть отнесено к проявлениям локального певческого стиля.


Во многих образцах обнаруживают себя подвижность специфического нетемперированного и постепенно повышающегося в процессе пения звуковысотного строя, а также ненормированная долгота протяженных тонов. Эти качества придают звучанию песен особый колорит.


Верхнегорский и лесютинский варианты напева (аудио 07, 08) имеют общую особенность – развитый начальный распев-возглас, что отличает их от вариантов, записанных в Маркушевском, Брусенском и Раменском сельских округах (аудио 11, 12). В раменском варианте (аудио 12) напев исполняется в более быстром темпе, во многом теряет свою распевность и приближается по стилю к формам «скорой», декламационной лирики, которые преобладают в песенных традициях, сложившихся выше по течению реки Сухоны (Тотемский район).


На периферии среднесухонской традиции, в Маркушевском и Бобровском сельских округах, встретились образцы самостоятельного, чрезвычайно выразительного в мелодическом отношении напева с поэтическим текстом «Дивья воля» (аудио 13, 14).


Кроме представленного выше основного круга песен на территории Нюксенского, Тарногского, Тотемского районов бытуют и другие напевы ранней «дивьей» лирики, за каждым из которых закреплен только один текст: «Весть учула, услышала про милóго», «Малолетняя Дуняша», «Для чего девушка бáско наряжалась», «Хорошие робя́та-молодёжь, перевезите девок за реку», «На отлéтичке сидит сизенькой голубчик», «Комарочки не давали ночки спать», «Разрешенья парень просит», «Над речýшкой девушка стояла», «Разливалосе синее-то морюшко» (аудио 15–20).


Напевы «дивьей» лирики в большинстве своем приурочены к календарным периодам, поэтому многие из них именуются масленичными (маслеными), троицкими, летними.


Особое значение имеют сведения, полученные в д. Верхняя Горка: в Покровскую субботу на первых осенних посиделках девушки выставляли в «отводное» окно хлебную лопату, становились вдоль нее и пели «долгие» песни, относящиеся к группе «дивьей» лирики. Во время пения покачивали лопатой, чтобы «далёко было слышно» – в соседних деревнях.


В Городищенском, Брусенском, Уфтюгском округах «дивья» лирика звучала в течение масленичной недели: по вечерам девушки собирались «на угόре» (возвышенности), становились «кружком» и пели песни (в пении могли участвовать также женщины и маленькие девочки).


В маркушевских и уфтюгских деревнях эти песни исполнялись на троицкой неделе. В Троицкое (петровское) заговенье и воскресенье после Девятой (на девятой неделе после Пасхи) во время главных уличных гуляний девушки (20–30 человек) с пением «долгих» песен «в кругáх ходили»: шли друг за другом то в одну, то в другую сторону, меняя направление с началом каждой новой строфы, за руки не брались. В те же дни с песнями «в рядáх [шеренгой] ходили» «по посáдам» («по деревне»): держась под руки, группой до 20 человек обходили «вкруговýю» всю деревню, затем шли через поле, где встречались с девушками из соседней деревни и с ними обходили «посады» в другой деревне.


Функциональная связь «дивьей» лирики со смысловым содержанием календарных обрядов подтверждается и самим характером звучания: пели «яро», «сколь силы есь, дак ведь цю́тко!», «вéцером-то далёко слышно!», «раньше-те во всю гόлову всё пи́ли, во всю гόлову!», «по деревне-то и роздаётце по всёй». Когда женщины шли с пением по дороге, они «примахивали» руками или платком, чтобы голос раздавался: «какую хошь поют, дак рукам машут», «штёбы голос тянýлсе, примáхывали», «больше голос тя́нетце».


Звучание «долгих» песен на «угорах» в масленичный период, «в рядах» и «в кругах» во время троицких праздников не уступает по своей значимости календарно-обрядовым песням.


Исполнение «долгих» песен в других ситуациях – во время жатвы, сенокоса (на отдыхе или по дороге с поля домой), уборки и обработки льна, на посиделках (за прялками), во время застолья – придает этим действиям особый характер: «Дак раз как-то дождь быў, а лён рвали, дак онé как встали под берёзу, да запи́ли, дак кáжетце – волόсьё подымáт! – вот как пи́ли-то! <...> Да онé и запели дли́нны-те экие, протяжны-те песни»; «Сиди́ли на вецери́не, сорок цёловéк, да все и поём <…> Избы-те – о какие большие! Да как все запоют – дак о-ой!».


Кроме того, в Тарногском  районе песни, относящиеся к «дивьей» лирике, исполнялись девушками наряду с хоровыми причитаниями во время свадебного обряда: под окном у дома невесты; в избе, когда невесту посадят за стол; на угорах во время обряда прощания невесты с «крáсотой».


Таким образом, лирические песни присухонских деревень обнаруживают родство с песенными жанрами обрядового фольклора не только в связи с наличием типового напева, но и в силу единства обстоятельств исполнения и характера звучания.


Песенные традиции на местах сохраняются благодаря деятельности Нюксенского районного Центра народной традиционной культуры (далее –ЦНТК), Районного этнокультурного центра «Пожарище» (д. Пожарище Уфтюгского с/п), где существую прекрасные этнографические коллективы, созданы детские студии, музеи, архивы. Большую работу в деле сохранения исконных форм фольклора и этнографии Вологодской области проводят Центр традиционной народной культуры Вологодского государственного педагогического университета и Отдел традиционной народной культуры Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Лирическая песня «Как поехал добрый молодец» в исполнении С.П. Чебыкиной из д. Верхняя Горка Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

02 Лирическая песня «Не белая ли берёзка» в исполнении жительниц д. Баклановская Тарногского района Вологодской области Правовая информация

03 Лирическая песня «Роскрасивенькая, хорошая была» в исполнении М.П. Ермолинской из д. Баклановская Тарногского района Вологодской области Правовая информация

04 Лирическая песня «У Добрынина купца» в исполнении Е.М. Бритвина из д. ЧерепанихаТарногского района Вологодской области Правовая информация

05 Лирическая песня «Уж ты молодость моя» в исполнении А.Ф. Белоусовой из д. Коченга Тотемского района Вологодской области Правовая информация

06 Лирическая песня «Зимушка-зима» в исполнении жительниц д. Дор-Заглубоцкая Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

07 Лирическая песня «Э-ой, как отошла, подружки, волюшка» в исполнении жительниц д. Верхняя Горка Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

08 Лирическая песня «Э-ой, как меня мамушка родима» в исполнении жительниц д. Лесютино Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

09 Лирическая песня «Э-ой, как по Заречью, по деревне» в исполнении жительниц д. Заречье Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

10 Лирическая песня «Эй, ты куда, мой милый, ходишь» в исполнении жительниц д. Пожарище Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

11 Лирическая песня «Покров-праздничек на проходе» в исполнении жительниц д. Баклановская Тарногского района Вологодской области Правовая информация

12 Лирическая песня «Моя матушка родима» в исполнении Е.Г. Овчинниковой из д. Кленовая Тарногского района Вологодской области Правовая информация

13 Лирическая песня «Ой, как дивья воля» в исполнении А.И. Коншиной из д. Аксентьево Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

14 Лирическая песня «Э-ой, как и воленька» в исполнении жительниц д. Баклановская Тарногского района Вологодской области Правовая информация

15 Лирическая песня «Весть учула, услышала» в исполнении жительниц д. Баклановская Тарногского района Вологодской области Правовая информация

16 Лирическая песня «Малолетняя Дуняша» в исполнении жительниц д. ЧерепанихаТарногского района Вологодской области Правовая информация

17 Лирическая песня «Для цево, пошто девушка» в исполнении Е.Г. Овчинниковой из д. Кленовая Тарногского района Вологодской области Правовая информация

18 Лирическая песня «Мартынóвские робята» в исполнении жительниц д. Лесютино Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

19 Лирическая песня «На отлетике сидит сизенькой голубчик» в исполнении жительниц д. Раменье Нюксенского района Вологодской области Правовая информация

20 Лирическая песня «Комарочки не давали ночки спать» в исполнении жительниц д. Баклановская Тарногского района Вологодской области Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть