Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиционная свадьба села Татарино Каменского района Воронежской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Сценарий свадьбы в селе Татарино Каменского района Воронежской области типичен для южнорусской территории в целом, однако некоторые его особенности характерны для локальной традиции воронежско-белгородского пограничья (междуречье правых притоков Дона – Потудани и Тихой Сосны).

Свадебный ритуал включает в себя: многоэтапное сватовство (сговор – осмотр женихова подворья – пропой); подготовительный этап (шитье приданного); девичник; обряды свадебного дня (посад молодой – выкуп невесты – благословение невесты – отъезд к венцу – венчание – катание новобрачных по селу – встреча молодых у дома жениха – совместный посад молодых – повивание – свадебное застолье в доме жениха – дары – постельные обряды); обряды второго дня (позывание жениховой родни в дом невесты – гуляние в доме невесты – заключительный стол в доме жениха); послесвадебные застолья в домах родственников молодоженов.

Русское село Татарино Каменского района Воронежской области  расположено в окружении украинских сел. Оно основано в начале XVIII века, заселялось служилыми людьми из городов-крепостей на Белгородской черте (Усёрда, Верхососенска), поэтому традиционная культура этого села обнаруживает большое сходство (в том числе и в свадьбе) с так называемыми усёрдскими сёлами, находящимися на территории Алексеевского, Красненского, Красногвардейского районов Белгородской области. По легендам в село пришли переселенцы из села Готовьё (в настоящее время – Красненского района Белгородской области). Музыкальная культура села Татарино относится к традиции воронежско-белгородского пограничья, о чем свидетельствуют песенный репертуар, исполнительский стиль, а также комплекс женского костюма (рубаха с прямыми поликами и вышивкой черными нитями геометрических орнаментов; понева, декорированная наборной вышивкой ковровым настилом по полотнищам). Однако из-за отдаленности от основного массива русских сел в Татарино сформировались сугубо местные особенности: наряду с поневой здесь бытует однотонная бордовая юбка из покупных тканей, существуют особенные способы декорирования завесок (передников) двусторонней красной вышивкой.


Во время экспедиции Воронежской государственной академии искусств в селе силами его местных жителей была проведена реконструкция свадебного обряда. По словам информантов, так свадьбы игрались в 20-е годы ХХ века. 


Традиционно по полному чину невесту сватали в три этапа. Первый раз засылали свашек на дознание (то есть узнать, можно ли засылать сватов), второй раз уже шли родные жениха – дядька (брат отца), старший брат, отец, мать или тетка. Жениха с собой не брали. Войдя в дом, не переступали матицу, пока хозяева не пригласят присесть. Говорили в иносказательной форме («ищем заблудшую ярочку…»,  «у нас есть купец, у вас – товар» и т.п.). Даже если предстоящий брак был желанным, не принято было соглашаться сразу. Говорили: «Мы подумаем». За ответом приходили через несколько дней. Если хотели отказать, то делали это сразу: «Невеста молода, годами не вышла». Третий приход сватов (заключительное сватовство) заканчивался богомольем. Сваты приносили с собой полуштоф водки, курицу, хлеб на полотенце. Призывали невесту и официально спрашивали её согласия. Знаком принятия предложения служило разрезание хлеба и разламывание невестой курицы. Она раздавала крылышки сестрам жениха, ножки – деверьям, голову – батюшке (отцу жениха), гузочку – матушке (матери жениха).


После сватовства устраивали сговор. В старину сговор или договор проходил в доме невесты, куда приглашали самых близких родственников для обсуждения сроков свадьбы, а также обязательств, которые брали на себя стороны. Например, невесте выговаривали шубу и валенки, а для жениха невеста обязательно должна была приготовить венчальную одежду и нижнее бельё («чтобы свадьба не была беспортóчной»). Нередко в сокращенном сценарии сговор соединялся с заключительным сватовством (богомольем). Договорившись, все участники сговора выходили на улицу и оповещали село о предстоящей свадьбе специальной песней «Ой, из поля, из чистого рой летит».


 С этой же песней шли осматривать женихово подворье (двор глядеть). Двор глядеть шли самые близкие родственники невесты, в доме жениха они обмеряли двери и окна для того, чтобы невеста могла пошить новые занавески и развесить их в день свадьбы. После чего гостей сажали за стол и угощали. Это действие уже в начале ХХ века утратило свое первоначальное предназначение.


Следующий этап свадьбы – пропой, на который в дом невесты съезжались все близкие родственники. Здесь же сводили жениха и невесту, испрашивали у них взаимного согласия на брак. После пропоя отказ от свадьбы был невозможен. С пропоя начинали петь свадебные песни – обыгрывать молодых: «У нас во тереме под оконушком», «А кто у нас бел да румён», «Ой, новое кленовое колесо» и др.


Накануне свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты выпекали свадебные караваи, которые в венчальный день делили на застольях в обоих домах.


Девишник устраивали накануне венчального дня, чаще всего в соседнем доме, куда приходили подруги с песней «Вот шли девки по улице гульбою». Невеста сидела за столом  в  горючем (то есть в траурной одежде), подчеркивая тем самым, что прощается со своим девичеством, подругами. Она надевала белую невышитую рубаху, поверх неё – темную казинетовую куфайку (вид распашной наплечной одежды), темный платок. На стол ставили ветку сосны, которая являлась символом невесты. В этот вечер звучали прощальные песни: «Прилетела к нам голубка», «Сосна моя, сосенка» (сироте), «Сборный, сборный день суббота», «Стружачки играют».


Подруги оставались с невестой на всю ночь. Утром свадебного дня в том же доме, где проходил девичник, они продолжали петь прощальные песни, расплетали и чесали невесте косу. Ее мать приносила девкам пампушки (которые являются также и поминальным блюдом). Затем невесту вели в родной дом прощаться. Невеста кричала (то есть голосила), просила у матери прощения и благословения, после чего её переодевали к венцу и сажали на посад – за стол на шубу. Рядом с нею усаживались также девушки и женщины, ожидая приезда свадебного поезда жениха.  На стол ставили горшок с табаком, куда помещали пестик (символ жениха), которым толкли табак, пока не приедет жених. В это время исполняли песни «Тру, тру травушку – желтый цвет»,  «По двору, по двору», «Ты дуброва, дубровушка».


Приехавшие свашки и дружки жениха должны были выкупить стол, место рядом с невестой, саму невесту и её косу, и посадить рядом с молодой жениха. Всех поезжан угощали. Перед благословением невесты все выходили из комнаты. Мать благословляла ее иконой Богородицы, отец – хлебом- солью, а невеста причитала «Прости и благослови меня, родная матушка». Когда невеста выходила из дома, мать разметала перед ней дорогу веником – от сглаза и нечистой силы. Невесту провожали со двора песней «Повозник кудрявый». После отъезда молодых мать невесты разрезала каравай и раздавала оставшимся в доме подругам.


После венчания сразу за церковной оградой молодых величали песней «Стояли попы на Йордане». Потом новобрачных обязательно катали по селу на конях с песней «Там во поле огни горят усе терновые», чтобы оповестить всех жителей о свадьбе и рождении новой семьи.  К дому жениха подъезжали с восточной стороны. У крыльца поезжане трижды выкликали мать жениха специальной песней: «Выйди, мамушка, из хаты». Этот обычай сохраняется и в современной свадьбе.  После выхода матери и поздравления свашки молодых заводили в дом, усаживали за стол и просили у всех присутствующих  благословения молодых повить.


Центральный момент свадьбы – обряд повивания, заключающийся в смене девичьего головного убора невесты на женский. Его совершали  свашки и светилки (девушки из рода жениха) под специальные песни: «Затрубили трубушки рано по заре», «Чем покрыть Натальюшку», «Дайте, дайте ивело – белое покрывело», «Дайте, дайте ивело – красное покрывело». Молодых от сглаза отгораживали светилки растянутой дымкой (кисейным покрывалом, которым были закрыты волосы невесты во время венчания), в углы которой закручивали зажженные свечи. Невесту в это время покрывали по-бабьи: повязывали белым платком (повязальником), затем – красным платком. В старину невесте надевали женский головной убор сороку, однако ещев начале ХХ века он вышел из употребления. По окончании обряда повивания свашки становились на лавки и выпрашивали вознаграждение, после чего светилки тушили свечи, целовались и открывали молодых на всеобщее обозрение. В завершение ритуала свашки плясали на лавках под свадебные припевки: «Вот так мы повили, как сами схотели».


 После обряда повивания начинался свадебный обед, на котором молодые не присутствовали. Их кормили отдельно в чулане и выводили лишь на дары. Невеста одаривала женихову родню  рубахами, холстами, вышитыми утирками и получала отдарки.  Каждому гостю подносили рюмку и давали кусок свадебного каравая жениха. Вдоль стен стояли незваные девки и бабы, которые величали гостей песнями, за что получали вознаграждение мелкими деньгами.


Постель молодым устраивали в отдельном помещении, чаще всего – в клети (небольшой надворной постройке, стены которой плели из веток, облепливали саманом – глиной, смешанной с соломой, и белили мелом). До прихода молодых постель грели – укладывали в нее хорошо живущих супругов.


На второй день у двери молодых били глиняные горшки в знак дефлорации молодой и плясали на черепках. В дом жениха приходили позывальщики (посланцы от невестиной родни) и приглашали на обед к родителям невесты. В их дом ряженые участники свадьбы шли по селу с песнями. Перед застольем молодой должен был поблагодарить родителей невесты за дочь. В этот день новобрачные сидели за столом как равноправные члены общины.


Третий день свадьбы гуляли в доме жениха небольшим кругом самых близких родственников, но по сокращенному чину могли на третий день и не собираться.


В течение недели после свадьбы молодых брали в гости, то есть приглашали к себе близкие родственники.

Всего в селе Татарино экспедицией Воронежской государственной академии искусств с 1989 года было записано свыше 120 песен, из них 39 – свадебных. Главным хранителем песенной традиции долгие годы была руководитель сельского фольклорного ансамбля Анна Алексеевна Болдырева (1930–2013), которая приобрела знания и песенное мастерство от своей мамы, прекрасной исполнительницы Елены Кондратьевны Поваляевой (1912 г.р.).


Многие свадебные песни села Татарино имеют точечную прикрепленность к обряду, комментируя совершаемые действия. Например, указывают, что и в какой последовательности надо надевать невесте во время обряда повивания («Киньте, киньте ивело – белое покрывело» и т.д.), описывают, что происходило во время обряда венчания («Стояли попы на Йордане») или деления каравая («Дружечка каравай кроя»).


Особую группу свадебных песен составляют так называемые прощальные, которые исполняются на девишнике и утром свадебного дня («Прилетела к нам голубка», «Сосна моя, сосенка» и др.).  Их поют подруги невесты, которая в это время кричит (голосит или просто плачет). По музыкальной стилистике прощальные песни близки протяжным: они поются в очень медленном темпе и с большими слоговыми распевами, из-за чего поэтический текст становится непонятным непосвященному слушателю.  Отличительной музыкальной особенностью свадебных обрядовых напевов, в том числе и прощальных, является их ладовое строение: они разворачиваются в ангемитонном (бесполутоновом) ладу – тетрахорде в квинте. Другая специфическая черта свадебных песен – припев-возглас «О ладо, ладо», который звучит во многих из них.


Другую группу свадебных песен составляют величальные, которыми обыгрывали невесту и жениха в течение всего предсвадебного периода, а также во время застолий. Песенницы исполняли величальные песни не только для молодых, но и для всех участников обряда и гостей (супружеской пары, женатого мужчины, холостого парня, хозяйки и т.д.). Напевы таких песен, как правило, имеют плясовой характер и так называемый алилёшный припев (например, «А кто у нас бел да румён»).


Свадебные песни отражают многочисленные особенности местного говора (аканье, яканье, щёканье, смягчение согласных, оглушение «г»), существенно отличающегося от норм литературного языка. Кроме того, при произнесении слов в пении широко используется прием огласовки согласных (например, вместо «тру-тру-травушку» поется «тару, тару таравушаку»), что также затрудняет восприятие текста на слух.


В современной свадьбе сохраняются лишь некоторые элементы традиционного сценария: сватовство, благословение невесты, ритуальный вызов матери жениха для встречи молодых, совместный посад молодых в доме жениха, деление каравая, дары. Что касается музыкального оформления обряда, то в настоящее время оно практически утрачено.  

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Рассказ А.А. Болдыревой о благословении невесты в селе Татарино Каменского района Воронежской области Правовая информация

02 Рассказ А.А. Болдыревой о встрече молодых в доме жениха в селе Татарино Каменского района Воронежской области Правовая информация

03 Свадебная величальная песня холостому парню «А кто у нас бел да румён» в исполнении фольклорного ансамбля села Татарино Каменского района Воронежской области Правовая информация

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Прямая трансляция 27 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Минин-хор – 45 лет! Гала-концерт. Московский государственный академический камерный хор

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть