Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Пасхальный обход дворов с пением волочебных песен – неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности в южных, юго-восточных, центральных районах Псковской области. Обход совершался в пасхальную ночь. Песни исполнялись артелями волочебников, часто с сопровождением музыкальных инструментов (скрипка, цимбалы, гармоники). В старину основными участниками обхода были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Волочебники ходили по всем окрестным деревням, песни исполнялись под окном. Хозяева слушали у раскрытого окна, и в окно подавали угощение. В сюжетах песен чётко прослеживается аграрная тематика – каждый годовой праздник связан с определёнными работами, соответствующими этому периоду календаря. Напевы и сюжеты волочебных песен отличаются большим разнообразием и относятся к ярким образцам календарно-обрядового фольклора восточных славян

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области.


Обычай обхода дворов на Пасху с пением волочебных песен был распространен в южных и юго-восточных районах Псковской области районах Псковской области (Себежском, Пустошкинском, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском, Локнянском, Новосокольническом), ряд записей был сделан в центральных районах (Новоржевском, Опочецком, Бежаницком). Сделаны также единичные записи в Пушкино-Горском районе.


Волочебные песни звучали в пасхальную ночь. Группы волочебников до самого утра ходили по деревням. В старину основными участниками обряда были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Как вспоминают, ходили большими группами. О мужских артелях упоминают в связи с тем, что в исполнении песен участвовали музыканты – скрипачи, цимбалисты, гармонисты. Если музыкантов было двое-трое, возникали ансамбли (скрипка и цимбалы, скрипка и гармонь). Записаны свидетельства о больших артелях волочебников – человек до двадцати-тридцати. После войны традиция сохранялась уже в исполнении людей пожилого возраста и, в основном, женщин.


Подойдя к дому, волочебники становились под окошком и пели. Местные названия песен: «христόвские», «пáсочные», «волочебные», «лалым», «волын». Исполнители – «волочёбники», «волынщики», «лалымщики», «ялынщики», «христославщики». Само исполнение песни называли «лалым петь», «волынить», «христославить». Этимология слова «волочебные» до конца не выяснена. Обычно это название объясняют от слова «волочиться», подтверждение этому содержится в песенных текстах – «волочебники волочилися», «идут-бредут и кии волокут...».


Хозяева слушали песню у открытого окна и через окно дарили поющих. Хозяева одаривали волочебников в соответствии с местной традицией и в связи с окончанием Великого поста – крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом, водкой. Угощение собирали в мешки, корзинки. Того, кто носил торбу («мех») называли «мехонóша» (Невельский район). Хозяева приглашали волочебников в дом, ставили закуску, выпивку. Угостившись, волочебники продолжали свой путь. Завершив обход, собирались в одной избе и устраивали пирушку.


Основной сюжет волочебных песен раскрывает аграрную природу обряда весеннего обхода дворов – в песнях содержится перечисление годовых праздников и работ, соответствующих им по времени: «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Пасха – разговляться с красным яичком, с христовым словечком; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает...» (д. Дедино, Себежский район).


Также распространен следующий сюжет (связанный с продуцирующей магией) – волочебники сообщают хозяину, что у него во дворе три радости – «овечка ягнилась, сорок коров телилось, сорок роёв роилось» (д. Дорбыши, Себежский район).
В тексте песен содержатся пожелания благополучия щедрым хозяевам или угрозы скупым.


«Дашь пару яец – спаси Бог овец!» (Борки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1744-23).


«Хозяин здоров, давай нам даров!

Не дашь даров – поест волк коров,
Не дашь яец – поест волк овец!». (Рыжаки, Невельский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1968-30).


«Ня хошь дарить – изба сгорить!» (Изосенки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1866-97).


Исполнение песен с другими сюжетами («Пава летала, девушка плела венок», «Иванушка хочет орла убить») отличается по обстоятельствам. Эти песни пели, когда хозяева приглашали волочебников в дом и угощали их. Песни могли посвящаться незамужним девушкам и неженатым парням. Также их пели в Великом посту – за работой.


Напевы песен представлены в разнообразных вариантах, обязательно содержат припев «Христос воскрес, Сын Божий!», («Христос, Сыне Божий воскрёс!»), а также другие припевы: «Шуги-луги зелёны», «Зелёный сад вишнёвый» (о песнях с такими припевами исполнители говорят, что их пели за работой в Великом посту).


Волочебные песни исполнялись также в Егорьев день с теми же напевами, но с соответствующими текстами («Святой Юрий, где побывал?»).


Обычай сохранялся долго – вплоть до Великой Отечественной войны. Записаны свидетельства о том, что и в 1980-е годы его помнили и ходили по дворам с песнями. В конце 1980-х годов традиция была близка к угасанию, хотя ещё поддерживалась. Но местные жители считали, что исполнение этого обряда может вызвать у соседей непонимание и даже осуждение. Записаны свидетельства о том, что в этот период обычай претерпевал изменения: в пасхальную ночь и на следующий день по дворам ходили молодые парни, мужчины (человека по два-три), пели припевки под гармонь и кричали под окнами, требуя угощения: «Христос воскрес! Яички есть?».

Аудио

«Пришли, встали, Христос, Сыне Божий воскрёс!» Волочебная песня. Правовая информация

01 Волочебная песня «Не шум шумит, не гром гремит» в исполнении З. С. Шлюевой из д. Борки Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

02 Волочебная песня «Идут-бредут волочебнички» в исполнении М. С. Шлюевой из д. Комша Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

03 Волочебная песня «Здоров челом, хозяюшка» в исполнении А. Н. Рыбаковой из д. Лопатово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Волочебная песня «Волочилися волочебнички» в исполнении У. В. и Е. В. Поздняковых из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Масленичная обрядовая песня «На чужой дальней сторонке» в исполнении Н. М. Лесниковой и В. Т. Сербулиной из д. Никулино Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

05 Волочебная песня «Ай, рано-рано солнце играло» в исполнении К. Ф. Бруевой и А. И. Зябкиной из д. Усово Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Волочебная песня «Пришли, встали, Христос, Сыне Божий воскрёс!» в исполнении Н. А. Яковлевой из д. Прудины Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Масленичная обрядовая песня «А мы весь Ражствов пост не пряли» в исполнении К. Д. Шестернёвой из д. Боброво Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

09 Волочебная песня «Идём-бредём, Христос, Сыне Божий воскрёс!» в исполнении З. А. Демиденко из д. Замошица Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть