Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Пасхальный обход дворов с пением волочебных песен – неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности в южных, юго-восточных, центральных районах Псковской области. Обход совершался в пасхальную ночь. Песни исполнялись артелями волочебников, часто с сопровождением музыкальных инструментов (скрипка, цимбалы, гармоники). В старину основными участниками обхода были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Волочебники ходили по всем окрестным деревням, песни исполнялись под окном. Хозяева слушали у раскрытого окна, и в окно подавали угощение. В сюжетах песен чётко прослеживается аграрная тематика – каждый годовой праздник связан с определёнными работами, соответствующими этому периоду календаря. Напевы и сюжеты волочебных песен отличаются большим разнообразием и относятся к ярким образцам календарно-обрядового фольклора восточных славян

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области.


Обычай обхода дворов на Пасху с пением волочебных песен был распространен в южных и юго-восточных районах Псковской области районах Псковской области (Себежском, Пустошкинском, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском, Локнянском, Новосокольническом), ряд записей был сделан в центральных районах (Новоржевском, Опочецком, Бежаницком). Сделаны также единичные записи в Пушкино-Горском районе.


Волочебные песни звучали в пасхальную ночь. Группы волочебников до самого утра ходили по деревням. В старину основными участниками обряда были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Как вспоминают, ходили большими группами. О мужских артелях упоминают в связи с тем, что в исполнении песен участвовали музыканты – скрипачи, цимбалисты, гармонисты. Если музыкантов было двое-трое, возникали ансамбли (скрипка и цимбалы, скрипка и гармонь). Записаны свидетельства о больших артелях волочебников – человек до двадцати-тридцати. После войны традиция сохранялась уже в исполнении людей пожилого возраста и, в основном, женщин.


Подойдя к дому, волочебники становились под окошком и пели. Местные названия песен: «христόвские», «пáсочные», «волочебные», «лалым», «волын». Исполнители – «волочёбники», «волынщики», «лалымщики», «ялынщики», «христославщики». Само исполнение песни называли «лалым петь», «волынить», «христославить». Этимология слова «волочебные» до конца не выяснена. Обычно это название объясняют от слова «волочиться», подтверждение этому содержится в песенных текстах – «волочебники волочилися», «идут-бредут и кии волокут...».


Хозяева слушали песню у открытого окна и через окно дарили поющих. Хозяева одаривали волочебников в соответствии с местной традицией и в связи с окончанием Великого поста – крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом, водкой. Угощение собирали в мешки, корзинки. Того, кто носил торбу («мех») называли «мехонóша» (Невельский район). Хозяева приглашали волочебников в дом, ставили закуску, выпивку. Угостившись, волочебники продолжали свой путь. Завершив обход, собирались в одной избе и устраивали пирушку.


Основной сюжет волочебных песен раскрывает аграрную природу обряда весеннего обхода дворов – в песнях содержится перечисление годовых праздников и работ, соответствующих им по времени: «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Пасха – разговляться с красным яичком, с христовым словечком; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает...» (д. Дедино, Себежский район).


Также распространен следующий сюжет (связанный с продуцирующей магией) – волочебники сообщают хозяину, что у него во дворе три радости – «овечка ягнилась, сорок коров телилось, сорок роёв роилось» (д. Дорбыши, Себежский район).
В тексте песен содержатся пожелания благополучия щедрым хозяевам или угрозы скупым.


«Дашь пару яец – спаси Бог овец!» (Борки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1744-23).


«Хозяин здоров, давай нам даров!

Не дашь даров – поест волк коров,
Не дашь яец – поест волк овец!». (Рыжаки, Невельский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1968-30).


«Ня хошь дарить – изба сгорить!» (Изосенки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1866-97).


Исполнение песен с другими сюжетами («Пава летала, девушка плела венок», «Иванушка хочет орла убить») отличается по обстоятельствам. Эти песни пели, когда хозяева приглашали волочебников в дом и угощали их. Песни могли посвящаться незамужним девушкам и неженатым парням. Также их пели в Великом посту – за работой.


Напевы песен представлены в разнообразных вариантах, обязательно содержат припев «Христос воскрес, Сын Божий!», («Христос, Сыне Божий воскрёс!»), а также другие припевы: «Шуги-луги зелёны», «Зелёный сад вишнёвый» (о песнях с такими припевами исполнители говорят, что их пели за работой в Великом посту).


Волочебные песни исполнялись также в Егорьев день с теми же напевами, но с соответствующими текстами («Святой Юрий, где побывал?»).


Обычай сохранялся долго – вплоть до Великой Отечественной войны. Записаны свидетельства о том, что и в 1980-е годы его помнили и ходили по дворам с песнями. В конце 1980-х годов традиция была близка к угасанию, хотя ещё поддерживалась. Но местные жители считали, что исполнение этого обряда может вызвать у соседей непонимание и даже осуждение. Записаны свидетельства о том, что в этот период обычай претерпевал изменения: в пасхальную ночь и на следующий день по дворам ходили молодые парни, мужчины (человека по два-три), пели припевки под гармонь и кричали под окнами, требуя угощения: «Христос воскрес! Яички есть?».

Аудио

«Пришли, встали, Христос, Сыне Божий воскрёс!» Волочебная песня. Правовая информация

01 Волочебная песня «Не шум шумит, не гром гремит» в исполнении З. С. Шлюевой из д. Борки Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

02 Волочебная песня «Идут-бредут волочебнички» в исполнении М. С. Шлюевой из д. Комша Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

03 Волочебная песня «Здоров челом, хозяюшка» в исполнении А. Н. Рыбаковой из д. Лопатово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Волочебная песня «Волочилися волочебнички» в исполнении У. В. и Е. В. Поздняковых из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Масленичная обрядовая песня «На чужой дальней сторонке» в исполнении Н. М. Лесниковой и В. Т. Сербулиной из д. Никулино Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

05 Волочебная песня «Ай, рано-рано солнце играло» в исполнении К. Ф. Бруевой и А. И. Зябкиной из д. Усово Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Волочебная песня «Пришли, встали, Христос, Сыне Божий воскрёс!» в исполнении Н. А. Яковлевой из д. Прудины Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Масленичная обрядовая песня «А мы весь Ражствов пост не пряли» в исполнении К. Д. Шестернёвой из д. Боброво Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

09 Волочебная песня «Идём-бредём, Христос, Сыне Божий воскрёс!» в исполнении З. А. Демиденко из д. Замошица Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

24 сентября на площади перед Театром Российской армии пройдет театральный фестиваль.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть