Показать
южные и юго-восточные районы Псковской области...
Календарные обряды

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области

Этнос:
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский
Показать

Пасхальный обход дворов с пением волочебных песен — неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности в южных, юго-восточных, центральных районах Псковской области. Обход совершался в пасхальную ночь. Песни исполнялись артелями волочебников, часто с сопровождением музыкальных инструментов (скрипка, цимбалы, гармоники). В старину основными участниками обхода были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Волочебники ходили по всем окрестным деревням, песни исполнялись под окном. Хозяева слушали у раскрытого окна, и в окно подавали угощение. В сюжетах песен чётко прослеживается аграрная тематика — каждый годовой праздник связан с определёнными работами, соответствующими этому периоду календаря. Напевы и сюжеты волочебных песен отличаются большим разнообразием и относятся к ярким образцам календарно-обрядового фольклора восточных славян


Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области.


Обычай обхода дворов на Пасху с пением волочебных песен был распространен в южных и юго-восточных районах Псковской области районах Псковской области (Себежском, Пустошкинском, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском, Локнянском, Новосокольническом), ряд записей был сделан в центральных районах (Новоржевском, Опочецком, Бежаницком). Сделаны также единичные записи в Пушкино-Горском районе.


Волочебные песни звучали в пасхальную ночь. Группы волочебников до самого утра ходили по деревням. В старину основными участниками обряда были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Как вспоминают, ходили большими группами. О мужских артелях упоминают в связи с тем, что в исполнении песен участвовали музыканты — скрипачи, цимбалисты, гармонисты. Если музыкантов было двое-трое, возникали ансамбли (скрипка и цимбалы, скрипка и гармонь). Записаны свидетельства о больших артелях волочебников — человек до двадцати-тридцати. После войны традиция сохранялась уже в исполнении людей пожилого возраста и, в основном, женщин.


Подойдя к дому, волочебники становились под окошком и пели. Местные названия песен: «христόвские», «пáсочные», «волочебные», «лалым», «волын». Исполнители — «волочёбники», «волынщики», «лалымщики», «ялынщики», «христославщики». Само исполнение песни называли «лалым петь», «волынить», «христославить». Этимология слова «волочебные» до конца не выяснена. Обычно это название объясняют от слова «волочиться», подтверждение этому содержится в песенных текстах — «волочебники волочилися», «идут-бредут и кии волокут…».


Хозяева слушали песню у открытого окна и через окно дарили поющих. Хозяева одаривали волочебников в соответствии с местной традицией и в связи с окончанием Великого поста — крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом, водкой. Угощение собирали в мешки, корзинки. Того, кто носил торбу («мех») называли «мехонóша» (Невельский район). Хозяева приглашали волочебников в дом, ставили закуску, выпивку. Угостившись, волочебники продолжали свой путь. Завершив обход, собирались в одной избе и устраивали пирушку.


Основной сюжет волочебных песен раскрывает аграрную природу обряда весеннего обхода дворов — в песнях содержится перечисление годовых праздников и работ, соответствующих им по времени: «Святая Вербина — возьми вербинку, выгони животинку; Святая Пасха — разговляться с красным яичком, с христовым словечком; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий — бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает…» (д. Дедино, Себежский район).


Также распространен следующий сюжет (связанный с продуцирующей магией) — волочебники сообщают хозяину, что у него во дворе три радости — «овечка ягнилась, сорок коров телилось, сорок роёв роилось» (д. Дорбыши, Себежский район).
В тексте песен содержатся пожелания благополучия щедрым хозяевам или угрозы скупым.


«Дашь пару яец — спаси Бог овец!» (Борки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1744-23).


«Хозяин здоров, давай нам даров!

Не дашь даров — поест волк коров,
Не дашь яец — поест волк овец!». (Рыжаки, Невельский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1968-30).


«Ня хошь дарить — изба сгорить!» (Изосенки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1866-97).


Исполнение песен с другими сюжетами («Пава летала, девушка плела венок», «Иванушка хочет орла убить») отличается по обстоятельствам. Эти песни пели, когда хозяева приглашали волочебников в дом и угощали их. Песни могли посвящаться незамужним девушкам и неженатым парням. Также их пели в Великом посту — за работой.


Напевы песен представлены в разнообразных вариантах, обязательно содержат припев «Христос воскрес, Сын Божий!», («Христос, Сыне Божий воскрёс!»), а также другие припевы: «Шуги-луги зелёны», «Зелёный сад вишнёвый» (о песнях с такими припевами исполнители говорят, что их пели за работой в Великом посту).


Волочебные песни исполнялись также в Егорьев день с теми же напевами, но с соответствующими текстами («Святой Юрий, где побывал?»).


Обычай сохранялся долго — вплоть до Великой Отечественной войны. Записаны свидетельства о том, что и в 1980-е годы его помнили и ходили по дворам с песнями. В конце 1980-х годов традиция была близка к угасанию, хотя ещё поддерживалась. Но местные жители считали, что исполнение этого обряда может вызвать у соседей непонимание и даже осуждение. Записаны свидетельства о том, что в этот период обычай претерпевал изменения: в пасхальную ночь и на следующий день по дворам ходили молодые парни, мужчины (человека по два-три), пели припевки под гармонь и кричали под окнами, требуя угощения: «Христос воскрес! Яички есть?».

Аудио

01 Волочебная песня «Не шум шумит, не гром гремит» в исполнении З.С. Шлюевой из д. Борки Великолукского р-на Псковской обл.
01 Волочебная песня «Не шум шумит, не гром гремит» в исполнении З.С. Шлюевой из д. Борки Великолукского р-на Псковской обл.
Место фиксации:
Псковская область, Великолукский район, деревня Борки
Год, собиратели:
1985 - Мехнецов А. М.
Место хранения:
Архив Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. ОАФ. № 1703а-10.
Содержание

Смотрите также

Летние моления закамских удмуртов