Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обряд крестин, крестьбинские и приуроченные лирические песни Себежского района Псковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Традиция празднования дня крещения ребёнка является общераспространённой, однако в Себежском районе были зафиксированы сведения о бытовании развёрнутого обряда, включающего разнообразные ритуальные действия и связанные с ними фольклорные жанры.

Обряд крещения ребёнка в церкви и домашнее застолье носит народное название «крестины» («храстины») или «крéстьбины» («хрéстьбины»). Перед поездкой в церковь все родные собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. После церковного обряда устраивали домашнее застолье, в котором участвовали основные покровители ребенка – крёстные родители (кум и кума), «бабка» (повитуха, помогавшая при родах), а также близкие родственники. Во время застолья «бабка»-повитуха «продавала кашу». В конце застолья гостей сажали на борону или в корыто, чтобы они платили выкуп.

Себежский район – единственный в Псковской области, где были записаны особые «крестьбинские» песни, бытование которых в русских традициях является большой редкостью. Музыкально-поэтические особенности крестьбинских песен указывают на связь с белорусскими и смоленскими песенными традициями.


Обряд совершается в течение одного дня.

Последовательность обрядовых действий:

1. Сборы перед поездкой в церковь.

2. Поездка и крещение ребёнка в церкви, встреча из церкви.

3. Домашнее праздничное застолье.

4. Повитуха «продаёт кашу».

5. Дары повитухе.

6. Гостей качают на бороне (или в корыте).

3. Последовательное описание этапов

1. Через неделю после рождения ребёнка в дом его родителей приходили родственники и приглашённые кум и кума (крёстные). Перед тем, как везти ребёнка в церковь, все родные, кроме матери ребёнка, собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. Первой крестила мать (она не выходила из-за «занáвесы» и не садилась за стол), потом отец, затем кум и кума, после – остальные родственники.

2. В церковь ребёнка вёз кум (крёстный), с ним ехали родственники, а мать ребёнка и «бабка» (повитуха) оставались дома. По возвращении из церкви «бабка» встречала крёстных с хлебом: ей передавали ребёнка, а она отдавала хлеб крёстной, затем этот хлеб крёстная несла в дом и ставила на стол, а «бабка» несла ребёнка матери.

3. Домашнее праздничное застолье проходило в доме родителей ребёнка. В нём участвовали родственники ребёнка, крёстные, повитуха, обязательно приходили «отвéдницы» – любые жители деревни, большей частью женщины, со своим угощением. Традиционные блюда на столе: блины, творог, холодец. За столом на самом почётном месте – «на кутé» (в красном углу) – сидели крёстные и «бабка». Исполнялись «хрéстьбинские» песни, первой пели песню «Да спасибо ковалю», пели величальные и корильные песни куму, куме и «бабке», лирические приуроченные песни.

4. «Бабка» (повитуха) «продавала кашу»: пекла в печи «яéшню» (яичницу) и ставила на стол, накрыв сверху чашкой; крёстные, родственники и гости клали на неё деньги, которые «бабка» забирала в качестве вознаграждения за свою работу повитухой. На момент записи (1986 год) исполнители отмечали, что вместо «каши» стали выносить конфеты. Затем «кашу» открывали, «бабка» клала куму на тарелку ложку «каши», а он должен был положить денег – «ребёнку на мыло».

5. После того, как «бабка»-повитуха «продаст кашу», она шла к матери ребёнка, и та дарила ей «намётку» – кусок домотканного полотна, бутылку «горелки». «Бабка» возвращалась за стол, приплясывая и припевая, с полотном на шее.

6. После застолья крёстных, «бабку», отца ребёнка по очереди сажали на борону или в корыто и «гόцкали» – поднимали, качали, чтобы они откупались бутылкой или деньгами.

4. Музыка обряда

Вокальная музыка обряда – это крестьбинские («хрéстьбинские») обрядовые величальные и корильные песни, которые исполнялись за праздничным столом. Тексты песен содержат обращения к «бабке», куму и куме с похвалой или хулением.

Также крестьбинскими называют приуроченные к праздничному застолью лирические песни. Сюжеты приуроченных лирических песен, записанных в Себежском районе, уникальны для псковских фольклорных традиций. Песни вошли в обряд благодаря своей тематике: во всех текстах так или иначе обыгрываются взаимоотношения близких родственников. В содержании некоторых текстов присутствует мотив рождения ребёнка: «Да зашумела у бору сосонка» («отец желает рождения сына, а не дочери», см. пример 08), «Прилетели вороны» («с первой женой детей иметь, со второй – разогнать»). Общими для ряда текстов являются мотивы жалоб замужней женщины родителям или брату. Зафиксирован редкий сюжет «богатая и бедная сёстры в гостях» («По богатую сестрицу семь послов посылали», см. пример 06), содержащий отголоски распространённых в себежской традиции лирических песен с балладными сюжетами (см. раздел «Лирические песни Себежского и Невельского районов Псковской области»).

Напевы себежских «хрестьбинских» обрядовых песен, сохраняя свою уникальность и своеобразие, обладают значительным сходством с белорусскими и смоленскими вариантами, зафиксированными на территории русско-белорусского пограничья. Обрядовые песни поются в той же манере, что и другие обрядовые себежские песни, насыщенным ярким звуком, преимущественно в унисон (с незначительными расхождениями). Напевы приуроченных лирических песен по своим музыкальным свойствам находятся в общем русле традиции лирических песен Себежского района. Главная их ценность заключается в мелодико-ритмическом своеобразии. Ряд особенностей ритмики, лада и композиции песен позволяют относить их к раннему историко-стилевому пласту.

5. Слово в обряде

Не выявлено.

6. Современное состояние

Не выявлено.

Аудио

01 Репортаж крестьбинах (обряде крестин) в д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

02 Репортаж крестьбинах (обряде крестин) в д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

03 Крестьбинская величальная песня «А кум кумке родный брат» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Крестьбинская величальная песня «Да спасибо ковалю» в исполнении жительниц д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

05 Крестьбинская величальная песня «Наша бабка богатырочкой была» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

06 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «По богатую сестрицу» в исполнении жительниц д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

07 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «На горе дубьё» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «Зашумела в бору сосонка» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

09 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «Вы не шумите, зеленые луги» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

10 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «Як пойду я в Тихий Дунай» в исполнении жительниц д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

От Бузыкина до Косого

Кто, что и как переводил в советском кино

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Фотовыставка, организованная Центром имени Грабаря, проходит в московском парке «Сокольники».

Подробнее

VI Международный фестиваль «Казачья станица Москва».

Подробнее

1 октября пройдет Фестиваль музыкальных коллективов старшего поколения «Веков связующая нить».

Подробнее

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть