Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обряд крестин, крестьбинские и приуроченные лирические песни Себежского района Псковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Традиция празднования дня крещения ребёнка является общераспространённой, однако в Себежском районе были зафиксированы сведения о бытовании развёрнутого обряда, включающего разнообразные ритуальные действия и связанные с ними фольклорные жанры.

Обряд крещения ребёнка в церкви и домашнее застолье носит народное название «крестины» («храстины») или «крéстьбины» («хрéстьбины»). Перед поездкой в церковь все родные собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. После церковного обряда устраивали домашнее застолье, в котором участвовали основные покровители ребенка – крёстные родители (кум и кума), «бабка» (повитуха, помогавшая при родах), а также близкие родственники. Во время застолья «бабка»-повитуха «продавала кашу». В конце застолья гостей сажали на борону или в корыто, чтобы они платили выкуп.

Себежский район – единственный в Псковской области, где были записаны особые «крестьбинские» песни, бытование которых в русских традициях является большой редкостью. Музыкально-поэтические особенности крестьбинских песен указывают на связь с белорусскими и смоленскими песенными традициями.


Обряд совершается в течение одного дня.

Последовательность обрядовых действий:

1. Сборы перед поездкой в церковь.

2. Поездка и крещение ребёнка в церкви, встреча из церкви.

3. Домашнее праздничное застолье.

4. Повитуха «продаёт кашу».

5. Дары повитухе.

6. Гостей качают на бороне (или в корыте).

3. Последовательное описание этапов

1. Через неделю после рождения ребёнка в дом его родителей приходили родственники и приглашённые кум и кума (крёстные). Перед тем, как везти ребёнка в церковь, все родные, кроме матери ребёнка, собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. Первой крестила мать (она не выходила из-за «занáвесы» и не садилась за стол), потом отец, затем кум и кума, после – остальные родственники.

2. В церковь ребёнка вёз кум (крёстный), с ним ехали родственники, а мать ребёнка и «бабка» (повитуха) оставались дома. По возвращении из церкви «бабка» встречала крёстных с хлебом: ей передавали ребёнка, а она отдавала хлеб крёстной, затем этот хлеб крёстная несла в дом и ставила на стол, а «бабка» несла ребёнка матери.

3. Домашнее праздничное застолье проходило в доме родителей ребёнка. В нём участвовали родственники ребёнка, крёстные, повитуха, обязательно приходили «отвéдницы» – любые жители деревни, большей частью женщины, со своим угощением. Традиционные блюда на столе: блины, творог, холодец. За столом на самом почётном месте – «на кутé» (в красном углу) – сидели крёстные и «бабка». Исполнялись «хрéстьбинские» песни, первой пели песню «Да спасибо ковалю», пели величальные и корильные песни куму, куме и «бабке», лирические приуроченные песни.

4. «Бабка» (повитуха) «продавала кашу»: пекла в печи «яéшню» (яичницу) и ставила на стол, накрыв сверху чашкой; крёстные, родственники и гости клали на неё деньги, которые «бабка» забирала в качестве вознаграждения за свою работу повитухой. На момент записи (1986 год) исполнители отмечали, что вместо «каши» стали выносить конфеты. Затем «кашу» открывали, «бабка» клала куму на тарелку ложку «каши», а он должен был положить денег – «ребёнку на мыло».

5. После того, как «бабка»-повитуха «продаст кашу», она шла к матери ребёнка, и та дарила ей «намётку» – кусок домотканного полотна, бутылку «горелки». «Бабка» возвращалась за стол, приплясывая и припевая, с полотном на шее.

6. После застолья крёстных, «бабку», отца ребёнка по очереди сажали на борону или в корыто и «гόцкали» – поднимали, качали, чтобы они откупались бутылкой или деньгами.

4. Музыка обряда

Вокальная музыка обряда – это крестьбинские («хрéстьбинские») обрядовые величальные и корильные песни, которые исполнялись за праздничным столом. Тексты песен содержат обращения к «бабке», куму и куме с похвалой или хулением.

Также крестьбинскими называют приуроченные к праздничному застолью лирические песни. Сюжеты приуроченных лирических песен, записанных в Себежском районе, уникальны для псковских фольклорных традиций. Песни вошли в обряд благодаря своей тематике: во всех текстах так или иначе обыгрываются взаимоотношения близких родственников. В содержании некоторых текстов присутствует мотив рождения ребёнка: «Да зашумела у бору сосонка» («отец желает рождения сына, а не дочери», см. пример 08), «Прилетели вороны» («с первой женой детей иметь, со второй – разогнать»). Общими для ряда текстов являются мотивы жалоб замужней женщины родителям или брату. Зафиксирован редкий сюжет «богатая и бедная сёстры в гостях» («По богатую сестрицу семь послов посылали», см. пример 06), содержащий отголоски распространённых в себежской традиции лирических песен с балладными сюжетами (см. раздел «Лирические песни Себежского и Невельского районов Псковской области»).

Напевы себежских «хрестьбинских» обрядовых песен, сохраняя свою уникальность и своеобразие, обладают значительным сходством с белорусскими и смоленскими вариантами, зафиксированными на территории русско-белорусского пограничья. Обрядовые песни поются в той же манере, что и другие обрядовые себежские песни, насыщенным ярким звуком, преимущественно в унисон (с незначительными расхождениями). Напевы приуроченных лирических песен по своим музыкальным свойствам находятся в общем русле традиции лирических песен Себежского района. Главная их ценность заключается в мелодико-ритмическом своеобразии. Ряд особенностей ритмики, лада и композиции песен позволяют относить их к раннему историко-стилевому пласту.

5. Слово в обряде

Не выявлено.

6. Современное состояние

Не выявлено.

Аудио

01 Репортаж крестьбинах (обряде крестин) в д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

02 Репортаж крестьбинах (обряде крестин) в д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

03 Крестьбинская величальная песня «А кум кумке родный брат» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Крестьбинская величальная песня «Да спасибо ковалю» в исполнении жительниц д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

05 Крестьбинская величальная песня «Наша бабка богатырочкой была» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

06 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «По богатую сестрицу» в исполнении жительниц д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

07 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «На горе дубьё» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

08 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «Зашумела в бору сосонка» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

09 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «Вы не шумите, зеленые луги» в исполнении жительниц д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

10 Приуроченная к крестьбинам лирическая песня «Як пойду я в Тихий Дунай» в исполнении жительниц д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть