Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Причитания на кукушку в традициях Псковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Причитания («голошения») на кукушку в псковских традициях включены в весенне-летний календарно-земледельческий цикл и относятся к формам полевых причитаний. Интонационная выразительность и поэтическая красота, связь причитаний на кукушку с мифологическими представлениями заслуживают пристального внимания.

Выявленные при сравнительном изучении полевых причитаний балканские и балтские параллели имеют первостепенное значение в оценке исторической глубины псковских традиций.


Результаты экспедиционных исследований Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра под руководством А. М. Мехнецова свидетельствуют об особой роли в народной культуре Псковской области причитаний или голошений (пользуясь народной терминологией). Реже встречаются наименования «плак», «вопить» (Печ., РФ 1394). Термин «причитать» понятен исполнителям, но трактуется в узком значении – «наговаривать текст», «плачет с причетом».

Важное значение имеют материалы из северных и южных районов области, где распространены полевые голошения (причитания на кукушку, жатвенные и пастушеские причитания), связанные с определенными календарно-земледельческими циклами и относящиеся к самостоятельной жанровой группе.

В экспедициях 1985–1989 годов были записаны образцы причитаний на кукушку в южных районах Псковской области: Себежском, Невельском, Новосокольническом, Великолукском, Локнянском районах (всего около 12 записей). В ходе экспедиций 1991–1998 годов в Гдовском, Струго-Красненском и Плюсском районах Псковской области (северно-псковская часть территории) в 24 деревнях было выполнено 55 звукозаписей образцов полевого голошения (в т. ч. голошения на кукушку, во время жатвы и пастьбы; из них по Гдовскому району – 38 звукозаписей из 13 деревень). Для сравнения отметим, что в архиве Фольклорно-этнографического центра содержится всего 163 звукозаписи образцов сольного голошения из этих мест (включая похоронные, поминальные, свадебные и полевые голошения), то есть полевые голошения составляют одну треть всех записанных образцов. В ходе экспедиций было установлено, что в Гдовском районе распространен термин «лелёканье», «лелёкать» по отношению к полевым голошениям.

Полевые голошения, окликания-зовы могли звучать во время полевых работ: пахоты, боронования, жатвы, уборки льна, по дороге с поля домой (в том числе и с сенокоса), а также во время пастьбы, заготовки лыка, березовых веников и др. В основе полевых голошений лежат обращения к силам стихий и явлениям природы (ветру, солнцу, реке, кукушке), обращения к умершим родителям, воинам. Используемый термин «полевые голошения» условно обозначает традиционный характер приуроченности – весенний и летний периоды полевых работ; место исполнения – поле – открытое пространство за пределами деревни; функции голошений – плач с особым посылом голоса, окликание. Совокупность перечисленных признаков определяет специфику данной жанровой группы причитаний, их отличие от других календарных форм причитания. Формы полевых плачей, окликаний, голошений относятся к архаическим разновидностям жанра причитаний, имеют культовую (обрядовую) функционально-смысловую направленность и в связи с этим заслуживают пристального внимания.

Как показывают экспедиционные материалы, собранные в Псковской области, голошения на кукушку звучали в поле на протяжении всего весенне-летнего сезона и особенно интенсивно в период от Егорьева до Петрова дня – во время колошения зерновых. Именно этот период (от Егорьева до Петрова дня) отмечен в народных представлениях также и как время кукования кукушки.

Исполнение плачей и голошений по умершим близким родственникам непосредственно в процессе полевых работ косвенно свидетельствует о возможном покровительстве или соучастии в полевых работах душ умерших («родителей»). В северных районах Псковской области и в соседних деревнях Лужского района Ленинградской области до настоящего времени сохранились поверья о кукушке как о воплощенной душе или вестнице мира родителей: «кукушка принадлежит к покойнику» (Пл., 4148-05);1 «у меня дочка умёрши, вот кáжну вёсну и встречáю: «Прилятéла моя серая кукушечка, прилятéла моя милая дόчинька, принёслá мне печáльнаю вéстачку...»» (Гд., 4656-41).

В полевых голошениях к кукушке обращаются как к родному человеку, жалуются, просят «развести горюшко», кукушке дают «наказы»:

«Ай, ни кукýй-кы-ся, ай, в пόли сéрыя кукýшичка,

Ай, ни давáй-кы-ся моёму гόрюшки досáдушки,

У! У! Ух!

Ай, пажалéй-кы-ся миня́, ты моя рόдненькыя мáмушка»

(Луж., 4158-13).

«Ни кукуй-ка, серая кукушеч(и)ка,

Лети-ка в дáльнию сторонушку,

Унеси моё великая горюшка»

(Пл., 4175-30).

«Ой, да пакукýй-ка ты, любимая серая кукушечка,

Ой, ды как папрашý я у тибя́, у тибя́, серая кукушечка,

Ох-ти, как ты летáишь по éтыим, по éтым чи́стым пόлюшкам,

Ой, ды как(ы) ни встретишь ли ты маю́ удáлаю, удáлаю головушку?2

Ой, как пыраздяли́-ка ты со мной моё вяли́ка горюшка»

(С.-К., 3148-29).

«Папрашý я тебé, сизакры́лая кукушечка,

Што ты залётала б на крýтую-та маги́лушку,

Да разбуди́ла бы маёва рόннава-та батюшку»

(С.-К., 3146-29).

«Я папрашý тебя, любимая кукушечка,

Слетай на дальнюю стороначку,

Поклонись моёму ми́ламу детёначку ут сирати́начки низёшинька,

Расскажи́ про моё вяли́кая гόрюшка,

Што дажидáю я, побéдна сирати́начка, в своё тёплая гнéздышка

те(б)я с чýжий сторόнушки»

(С.-К., 3146-88).

Рассказы о голошениях-плачах в поле на кукушку убедительно свидетельствуют о том, насколько сильна вера в возможность общения с душой умершего или находящегося на чужбине близкого человека:

«В поле робόтаишь, баранýишь или там што дéлаишь, и голόсят. Кукушка приляти́т, и вот што эта – как-бýдта свой чиловéк прилетел посмотреть, как робόтаишь да все. А анá сваи́м горем жáлитца ямý, éтый кукушке, што вот:

Прилетела сéринькая кукýшичка,

Матушка мая́ (или там - детушки маи́). <...>

Расскажу я тибé всё пра себя́, сиротушку бедную,

Такое-та мне горюшка случи́лася. <...>

Как тижелό мне, сирόтушки, с мáленькиим дéтушкам,

«Рόдненькая матушка»

(Гд., 3299-05).

Когда была девушкой, пахала в поле, кукушка прилетела и закуковала: «...как заплáчу! Пришла мама: «Ты што доченька?» – «Мама, эта татка ко мне прилетел – пахать миня́ учит!» Ну, я так наплáкылась!» (Гд., 3116-83).

В детстве мама говорила: «Дόчинька, я памрý, – гавари́, – пуголόсьте, расскажите про своё всё вяли́кая гόрюшка». А когда вот пόмерла, пахарани́ли, погόниссе в поле или тáк где-та, и вот – кукушка приляти́т: «Ку-ку! Ку-ку!» – «Ой! – я гаварю́, – эта мама прилетела!» Ну, и начинáишь, и начинáишь плакать...» (Гд., д. Заклинье).

Связь кукушки с миром предков объясняет многое: ее способность предвещать или предупреждать неурожай, горе и смерть, ее сакральность: кукушка – «какá-та божéствинная птица, яю́ ня бьют, вить вот устальны́х пти́чик всё бьют, а кукушку не бьют» (Пл., 4148-02); ее пребывание в плаче: кукушка – «плакýщая птичка» (Луж., 4143-33), «скучнáя птица» (Пл., 4152-27), «жалобная птица» (С.-К., 3114-19), «кукушка кукýе, так янá – по своём гόрю, так и люди – по своём гόрю голόся» (Гд., 4660-21).

Мифологический образ кукушки сложен и неоднозначен. В быличках кукушка наделяется дополнительными характеристиками, позволяющими проводить аналогии с нечистыми силами, населяющими природное пространство 3:

В Гдовском, Печорском и других районах распространено представление о кукушке как о проклятой дочери: «Вот эта вот, гаваря́ть, в стари́нныи годы мать праклялá дόчку: «Быть ты прόклита!!!». И ета дόчка вы́литила в трубу. И абразавáлась кукýшкуй. Вот тяпéрь с вéку вякόв, эта тáк вот и гаваря́ть, што вот эта кукушка – прόклитая. Ты плáчишь, и анá, гаваря́ть вот, кукýе и плáча. Ну, правда. Вот – стань плакать, и анá ни улятáя. И всё прычитáишь, пиряплáчисся всей! И всё кукýя, и сиди́ть, и кукýя. Вот - точна, точна, янá – аби́жиная птица» (Опоч., 2166-02).

В Гдовском районе в единичном варианте записано мифологическое предание о происхождении кукушки: «...Удав или кто – был Вадинόй. Он в вадé – Царь, а судá выхади́л как Уж. И вот аднáя вышла зáмуж за невό. А мать ни хатéла. Уже дети бы́ли. Он астáлса там, пад вадόй, а анá пришла дамόй. Врόди и мальчик был, да – Салавéй, Салόвушка нáзвана. Ну вот. Пакáмест ани́ спали, мать пашлá, евό вызвала: «Уж, Уж, выйди вон, вазьми́ меня́!». Он вышел. Анá взялá – ему тапарόм галавý атруби́ла! Анá [дочка] встала, паéли, пашли́. Смотрит – вся вадá кровью нали́вши! Што такое?! Мать ни признáлася. И вот анá сделалась самá кукýшичкый, эта невеста, а мальчик сделалса салόвушкый... Эта – мама гавари́ла, вот так кукýшичка бедная и есь. Да сих пор – как кукует, я и плáчу тоже» (Гд., 4662-19).

Несмотря на то, что изложенные поверья встречаются в Псковской области редко, они включаются в общую систему и позволяют понять, почему кукушка – одинокая птица, почему кукование напоминает плач, и, наконец, почему принято приголашивать на кукушку. Кроме того, образ кукушки оказывается в одном ряду с Русалкой (проклятое дитя, появляется в момент колошения ржи и др.), с Ужом-Водяным царем, т. е. мифологическими персонажами общеславянского фонда4, что позволяет говорить о принадлежности данных представлений к раннему пласту верований.

Обращения к кукушке, ветру, солнцу встречаются в отдельных районах Псковской области в голошениях, исполняемых во время пастьбы. По описаниям носителей традиции, в прежние годы в поле причитали и «покликали» («лелёкали») дети, которым приходилось с малых лет наниматься в пастухи. Мальчики и девочки таким образом посылали голос в деревню к родителям или перекликались между собой, если пасли на разных полях. Приведем образец поэтического текста пастушеского причитания (Приложение, аудио, № 6), в которых присутствуют заклинательные формулы – обращения к стихиям:

«Бывáла, ў пόлях – кагдá или пасу в όчиредь, или работаю, всё равно, я бывáла сичáс же найду и галашéння – какό горя, так и галόсишь <...>. Бывала - у-у-у! – вéтры – ву-у-у! – бью́тца, рвуть! Я и загалашý»:

И што вы бьéтесь, бýйныи витярόчки?

И вы бушýити тёмныи лясόчки,

И вы валнýити сини́и мόрюшки,

А што вы ни развéити пячáльныи маи́ думушки?

«И вы ни рассéити пячáль маю́ дасáдушку па чистόму полюшку?»

(Нев., 1961-59).

Ключом к пониманию основной смысловой направленности звукового ряда служит наименование самого действия – «голόсить», «лелёкать» – плакать и причитать, «пускать голос». В народных традициях Гдовского района термином «лелёкание» объединяются и развитые образцы полевых голошений, и элементарные формы плачей-зовов-окликаний, имеющие вид интонируемых возгласов. В таких жалях-зовах текст может полностью отсутствовать или замещаться междометиями, в том числе используется возглас – «лелё!», от которого, по всей вероятности, и происходит наименование действия – «лелёкать».

Производность терминологии от основного возгласа-междометия отмечена и в традициях других народов: в сербской традиции встречается сходное наименование мужского плача – «лелек», которое связано с междометием «лёле!», «лелé!» – «увы, горе! беда» (Черногорский регион); в северной Сербии причитание именуется «кукаэ́е» от междометия «куку» – «ох! ах! увы!».5 Созвучные псковским «лелёканиям» детские пастушеские «песенки-жалобы», переклички и зовы пастухов, жатвенные песни, включающие характерные возгласы, распространены у народов Балтии: в Южной Эстонии и в Сетумаа записаны жатвенные песни и пастушеские переклички «хеллетузед» с припевами-возгласами «hella», «alleaa», «leeli», «leloo»; 6 литовские детские пастушеские песни имеют наименование «ралявимай», производное от припева-возгласа «ралё!»;7 латышские зовы пастухов основаны на вариантах возгласа «lęllo». 8 Возникающие балканские и балтийские параллели имеют первостепенное значение для оценки исторической глубины псковских традиций полевых причитаний.


1. В краткой форме дается отсылка на Собрание экспедиционных материалов Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова: указывается район и номер фонограммы. Принятые сокращения в наименованиях районов: Гд. – Гдовский, Новорж. – Новоржевский, Печ. – Печорский, Пл. – Плюсский, Пушк. – Пушкиногорский, С.-К. – Струго-Красненский, Луж. – Лужский (Ленинградской обл.).


2. «Удалая головушка» - формульный эпитет - обращение к мужу.


3. Ср. Д. К. Зеленин высказывает предположение о том, что «по своему происхождению кукушка близка к русалкам или к заложным покойникам» (Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. С. 284). См. также: «кукушка - вещая птица», «кукушка - оборотень», «кукушка - носительница сакральной силы» - в исследовании Т. А. Бернштам (Бернштам Т. А. Обряд «крещение и похороны кукушки» // Материальная культура и мифология. Л., 1981. С. 195).


4. Ю. И. Смирнов указывает на архаичность сюжета «Муж-уж», представляя его как «самый яркий пример былого балто-славянского фольклорного единства» (Смирнов Ю. И. Восстановление общеславянского эпического репертуара // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: IX Междунар. съезд славистов: Докл. сов. делегации. М., 1983. С. 245).


5. Микитенко О. О. Сербские тужбалицы: география и архаические особенности // Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М., 1985. С. 145.


6. Тампере Х. Эстонская народная песня. Л., 1983. С. 31, 39, 49-53, 121


7. Чюрлионите Я. Литовское народное песенное творчество. М.-Л., 1965. С. 102.


8. Mühlenbach K. Latviešu valodas vardnica. Riga, 1923.

ВИДЕО

Аудио

01 Причитание на кукушку «Не кукуйте вы, серые кукушечки» в исполнении М. И. Куличковой из д. Калдобино Великолукского р-на Псковской обл. Правовая информация

02 Причитание на кукушку «Зязюлечка моя, шерая кукушечка» в исполнении В. И. Фролёнок из д. Глембочино Себежского р-на Псковской обл. Правовая информация

03 Причитание на кукушку «Покукуй, моя любимая сизая кукушечка» в исполнении А. Ф. Кабошиной из д. Морозово Пустошкинского р-на Псковской обл. Правовая информация

04 Причитание на кукушку «Ай мои детки любимые» в исполнении А. И. Горшкалёвой из д. Носиковой Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

05 Похоронное причитание «Разольются скоро все быстрые речушки» в исполнении В. П. Бугаевой из д. Руцелёво Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

06 Причитание на кукушку «И што вы бьётесь, буйные ветерочки» в исполнении В. И. Нарбут из д. Наричино Невельского р-на Псковской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть