Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Свадебный обряд деревень Захарьино и Владычино Волоколамского района Московской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: русский, наречие — среднерусское
Паспорт объекта

Деревни Захарьино и Владычино расположены вблизи города Волоколамска, на западе Московской области. Близость к столице и тесная связь с укладом столичной жизни отразились на музыкальной культуре и певческой традиции подмосковных деревень. Свадьбы на старинный лад в Волоколамском районе перестали играть уже в начале 1920-х годов, и детали обряда сохранились только в памяти сельских старожилов. Напевы местных свадебных песен типичны не только для свадьбы междуречья Оки и Волги, но и для калужско-тульского пограничья, и восточных районов Смоленщины. Соединяя в себе черты севернорусского и южнорусского обрядов, свадьба деревень Захарьино и Владычино Волоколамского района Московской области включала следующие этапы: сговор, сватовство, осмотр дома жениха, рукобитье, подготовку даров, девичник, сборы к венцу, венчанье, застолье после венца, укладывание молодых, второй свадебный день.


Свадьбы в деревне Захарьино играли чаще всего зимой.


Сговор. Сначала между собой сговаривались родители молодых.


«Встретятся, бывало, в компании с друзьями, товарищами — ведь знали, у кого сын есть, у кого дочка — и начнут сговариваться:


— Вот у тебя сынок есть, а у меня дочка. Давай породнимся?


И дети больше слушались родителей, редко им противились. За кого родители захотят, за того и отдадут, нравится ли, не нравится молодым».


Сватовство. Проходило сватовство в доме невесты. Жених с родителями и близкими родственниками заходили в дом и начинали разговор: «У вас товар есть, а у нас покупатель есть». Тогда их приглашали войти в дом и усаживали за стол. Пока сваты присматривались к невесте да к хозяйству, молодые имели возможность свидеться с глазу на глаз. Жених с невестой отходили в сторонку, за занавеску и там разговаривали. Гости выходили в сени и «шептались», а по возвращению заводили диалог:


— Нам невеста ваша понравилась.


— И нам жених понравился.


Все садились за стол, невеста разливала чай, а родные жениха смотрели — умеет ли девушка чай разливать? Потом обсуждали приданое. Если приданого мало было, то на этом могли и разойтись.


А если сестру за первого жениха сватали, то брат спрашивал:


— Любк, ну как?


А невеста могла противиться. Тогда и разговор другой с гостями заводили:


— Наша невеста никак не запрягается!


— Ну, тогда нам уж нечего и чай пить.


Сваты уезжали. Это называлось — сватать ездили.


По сведениям А.А. Скворцовой из соседней деревни Владычино, невеста после просватанья ходила к женщине постарше, которая знала причёт, и та учила её. Причитала невеста, когда ей косу расплетали.


Подготовка даров. Дары невеста начинала готовить после просватанья. Сколько родственников у жениха, столько и полотенец ткала невеста. Дальним родственникам дарили покупной ситец. Одаривание происходило после венца.


Осмотр дома жениха. Отец и мать невесты с близкими родственниками ехали к жениху дом смотреть. Там им накрывали стол и угощали. За столом договаривались о дне свадьбы и о рукобитье, которое обязательно должно было проходить в воскресенье.


Рукобитье. В дом невесты приезжал жених со своей роднёй. Весь вечер родственники молодых гуляли и пели плясовые песни («В саду ягода малинка», «Горы золотые»).


Вечер с гостинцами. Через несколько дней молодёжь собиралась в доме жениха и в доме невесты по отдельности. Родные готовили им гостинцы: конфеты, орешки, продукты, вино.


Приготовление ёлки. Накануне свадебного дня родственник невесты шёл в лес ёлку рубить. Ёлку ставили на стол и наряжали бусами, бантиками, ленточками.


Девичник. Утром свадебного дня у невесты собирались её подружки и родные. Привозили наряженную ёлку и ставили её на стол. Невеста встречала их и всё время плакала. Она была одета в праздничное платье и покрыта шалью. Родители с иконой в руках благословляли невесту. Она кланялась отцу и матери в ноги, целовала их, не прекращая плакать. Потом все садились за стол вокруг ёлки и пели песни, дожидаясь поезжан:


Сборы вы, сборы, сборы девичьи,

Сбирала сборы красна девица,

Ко батюшке во дом, к матушке в терём

Сажала подруг за дубовой стол,

Сама садилась она выше всех,

Склонила головушку ниже плеч,

Задумала думушку крепче всех:

— Ну как же мне быть, в чужих людях жить?

Ну как же мне быть, свёкора назвать?

Назову я свёкора батюшкой,

А свекровью-то своей матушкой.

Назову я деверя братцем,

А золовушку сестрицей.

[аудиопример 01]


По свидетельству А.А. Скворцовой, в деревне Владычино на девичнике самая близкая подруга невесты расплетала ей косу и накрывала голову чёрным подшальничком (тонким платком). Невесту наряжали в чёрное траурное платье, и в таком одеянье она сидела до приезда жениха.


Проводы жениха. Свадебный поезд. Перед тем как отправиться к невесте, жениха благословляли его родители. Жених целовал икону, кланялся матери и отцу, целовал мать.

Гости отправлялись к молодой на санях, украшенных с задней стороны ковриками. Сколько гостей, столько снаряжали и саночек. С женихом ехали дружок и сваха.


У невесты перед венцом. Как только поезжане подъезжали к дому невесты, гости вылезали из-за стола и уходили из избы. В доме оставались только самые близкие родственники. Жениха в дом пускали только после того, как дружок давай выкуп.

В деревне Владычино, завидя поезжаньев, гости невесты пели песню «Не в тереме свечка», и только потом выходили из-за стола:


Не в тереме свечка неярко горит.

Из яркого воска вытаивает.

Что долго-долгенько сокол не летит?

Погодя маленько сокол прилетел.

А он во двор всходит — весь двор осветил.

А он в сени входит — сени ломятся.

А он в избу входит — Богу молится.

Со всеми родными он здоровится.

— Здорово, хозяин да хозяюшка!

А ещё здорово, красная девица!


Невеста в это время сидела одна (во Владычино ей подстилали вывернутую шубу). Место рядом с ней занимали двое подростков или девушка. Жених и дружка должны были сторговаться за это место. Дружок давал деньги, и жених садился рядом с невестой. «Посидят немного за столом жених с невестой, да поедут в церковь венчаться».


Венчанье. Невесту везли в церковь с накрытою головой, в довенечном платье, а уже в церкви, перед самим венчанием, переодевали в белое свадебное платье. Голову покрывали длинной фатой.


К венцу подводили сначала невесту, потом жениха. Священник начинал обряд венчания: читал молитвы, пел, обводил молодых вокруг аналоя, надевал жениху и невесте кольца. Всё это время шафера держали над головами новобрачных короны, невесте придерживали фату.


Коробья. Пока молодые были в церкви, родные невесты везли в дом жениха коробья (приданое). В деревне Владычино за сундук с приданым требовали выкуп, а то отказывались везти его. В это же время стелили постель молодым.


Застолье после венца. От венца невесту привозили накрытую шалью. Всем было интересно: «Какая она?». Подруги невесты начинали величать молодых и всех присутствующих гостей. Пели величальные песни, ходили с блюдцем (за песни им в блюдце клали деньги). Затем начиналось свадебное застолье.


Через некоторое время открывали невесту (снимали шаль). Она уходила в горницу и надевала другое платье. «За вечер кто три, кто пять платьев переодевали. Смотришь, уже идёт в другом, в голубом».


На гулянье невеста одаривала родных жениха полотенцами, ситцем и другими подарками.


Сваха провожает молодых спать. Сваха провожала молодых в горницу, укладывала их: заплетала им ноги и заставляла обниматься, чтобы они спали в таком положении. Иногда сваха оставалась с молодыми на ночь.


Мудрование над молодыми. Утром невесту заставляли пол подметать, воду носить. Затем молодых клали на пол и смотрели — какие они? Их стыдили и приговаривали: «Ой, горбатые! А у невесты одна нога кривая!» Это действие называлось сыр молить.


Перегащивание. А в это время невестины родные и гости собирались овцу искать: наряжались кто козлом, кто гусем, делали лошадь, устраивали небольшое представление. Затем невестины гости приезжали к жениху.


— Вот мы приехали по какому делу: у нас пропала овца. Нет ли у вас?


— Нет, нет.


— А нам сказали, что овца наша у вас.


— Нет, да что вы? У нас никаких таких нету.


Потом «овцу» всё-таки находили и продолжали гулять, отправляясь на веселье в дом невесты. Это называлось перегащивание.

Фото

Аудио

01 Свадебная песня «Сборы вы, сборы» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из деревни Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

02 Причёт невесты «Ты, подруженька моя милая» в исполнении А.А. Скворцовой и Е.Г. Руммо из д. Владычино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

03 Свадебная песня «Ехал зять мимо тестева двора» в исполнении А.А. Скворцовой 1905 г.р. и Е.Г. Руммо 1904 г.р. из д. Владычино Волоколамского р-на Московской обл Правовая информация

04 Свадебная величальная песня «Ну кто ж у нас холостай?» в исполнении А.А. Скворцовой и Е.Г. Руммо из д. Владычино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

05 Свадебная величальная песня «У голубя, у голубя золотая голова» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

06 Свадебная величальная песня «Пойду-пойду, молодёшунька» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

07 Свадебная величальная песня «Ельничек частовой» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

08 Свадебная корильная песня «Сидит дружка на рябине» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть