Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Свадебный обряд деревень Захарьино и Владычино Волоколамского района Московской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: русский, наречие — среднерусское
Паспорт объекта

Деревни Захарьино и Владычино расположены вблизи города Волоколамска, на западе Московской области. Близость к столице и тесная связь с укладом столичной жизни отразились на музыкальной культуре и певческой традиции подмосковных деревень. Свадьбы на старинный лад в Волоколамском районе перестали играть уже в начале 1920-х годов, и детали обряда сохранились только в памяти сельских старожилов. Напевы местных свадебных песен типичны не только для свадьбы междуречья Оки и Волги, но и для калужско-тульского пограничья, и восточных районов Смоленщины. Соединяя в себе черты севернорусского и южнорусского обрядов, свадьба деревень Захарьино и Владычино Волоколамского района Московской области включала следующие этапы: сговор, сватовство, осмотр дома жениха, рукобитье, подготовку даров, девичник, сборы к венцу, венчанье, застолье после венца, укладывание молодых, второй свадебный день.


Свадьбы в деревне Захарьино играли чаще всего зимой.


Сговор. Сначала между собой сговаривались родители молодых.


«Встретятся, бывало, в компании с друзьями, товарищами — ведь знали, у кого сын есть, у кого дочка — и начнут сговариваться:


— Вот у тебя сынок есть, а у меня дочка. Давай породнимся?


И дети больше слушались родителей, редко им противились. За кого родители захотят, за того и отдадут, нравится ли, не нравится молодым».


Сватовство. Проходило сватовство в доме невесты. Жених с родителями и близкими родственниками заходили в дом и начинали разговор: «У вас товар есть, а у нас покупатель есть». Тогда их приглашали войти в дом и усаживали за стол. Пока сваты присматривались к невесте да к хозяйству, молодые имели возможность свидеться с глазу на глаз. Жених с невестой отходили в сторонку, за занавеску и там разговаривали. Гости выходили в сени и «шептались», а по возвращению заводили диалог:


— Нам невеста ваша понравилась.


— И нам жених понравился.


Все садились за стол, невеста разливала чай, а родные жениха смотрели — умеет ли девушка чай разливать? Потом обсуждали приданое. Если приданого мало было, то на этом могли и разойтись.


А если сестру за первого жениха сватали, то брат спрашивал:


— Любк, ну как?


А невеста могла противиться. Тогда и разговор другой с гостями заводили:


— Наша невеста никак не запрягается!


— Ну, тогда нам уж нечего и чай пить.


Сваты уезжали. Это называлось — сватать ездили.


По сведениям А.А. Скворцовой из соседней деревни Владычино, невеста после просватанья ходила к женщине постарше, которая знала причёт, и та учила её. Причитала невеста, когда ей косу расплетали.


Подготовка даров. Дары невеста начинала готовить после просватанья. Сколько родственников у жениха, столько и полотенец ткала невеста. Дальним родственникам дарили покупной ситец. Одаривание происходило после венца.


Осмотр дома жениха. Отец и мать невесты с близкими родственниками ехали к жениху дом смотреть. Там им накрывали стол и угощали. За столом договаривались о дне свадьбы и о рукобитье, которое обязательно должно было проходить в воскресенье.


Рукобитье. В дом невесты приезжал жених со своей роднёй. Весь вечер родственники молодых гуляли и пели плясовые песни («В саду ягода малинка», «Горы золотые»).


Вечер с гостинцами. Через несколько дней молодёжь собиралась в доме жениха и в доме невесты по отдельности. Родные готовили им гостинцы: конфеты, орешки, продукты, вино.


Приготовление ёлки. Накануне свадебного дня родственник невесты шёл в лес ёлку рубить. Ёлку ставили на стол и наряжали бусами, бантиками, ленточками.


Девичник. Утром свадебного дня у невесты собирались её подружки и родные. Привозили наряженную ёлку и ставили её на стол. Невеста встречала их и всё время плакала. Она была одета в праздничное платье и покрыта шалью. Родители с иконой в руках благословляли невесту. Она кланялась отцу и матери в ноги, целовала их, не прекращая плакать. Потом все садились за стол вокруг ёлки и пели песни, дожидаясь поезжан:


Сборы вы, сборы, сборы девичьи,

Сбирала сборы красна девица,

Ко батюшке во дом, к матушке в терём

Сажала подруг за дубовой стол,

Сама садилась она выше всех,

Склонила головушку ниже плеч,

Задумала думушку крепче всех:

— Ну как же мне быть, в чужих людях жить?

Ну как же мне быть, свёкора назвать?

Назову я свёкора батюшкой,

А свекровью-то своей матушкой.

Назову я деверя братцем,

А золовушку сестрицей.

[аудиопример 01]


По свидетельству А.А. Скворцовой, в деревне Владычино на девичнике самая близкая подруга невесты расплетала ей косу и накрывала голову чёрным подшальничком (тонким платком). Невесту наряжали в чёрное траурное платье, и в таком одеянье она сидела до приезда жениха.


Проводы жениха. Свадебный поезд. Перед тем как отправиться к невесте, жениха благословляли его родители. Жених целовал икону, кланялся матери и отцу, целовал мать.

Гости отправлялись к молодой на санях, украшенных с задней стороны ковриками. Сколько гостей, столько снаряжали и саночек. С женихом ехали дружок и сваха.


У невесты перед венцом. Как только поезжане подъезжали к дому невесты, гости вылезали из-за стола и уходили из избы. В доме оставались только самые близкие родственники. Жениха в дом пускали только после того, как дружок давай выкуп.

В деревне Владычино, завидя поезжаньев, гости невесты пели песню «Не в тереме свечка», и только потом выходили из-за стола:


Не в тереме свечка неярко горит.

Из яркого воска вытаивает.

Что долго-долгенько сокол не летит?

Погодя маленько сокол прилетел.

А он во двор всходит — весь двор осветил.

А он в сени входит — сени ломятся.

А он в избу входит — Богу молится.

Со всеми родными он здоровится.

— Здорово, хозяин да хозяюшка!

А ещё здорово, красная девица!


Невеста в это время сидела одна (во Владычино ей подстилали вывернутую шубу). Место рядом с ней занимали двое подростков или девушка. Жених и дружка должны были сторговаться за это место. Дружок давал деньги, и жених садился рядом с невестой. «Посидят немного за столом жених с невестой, да поедут в церковь венчаться».


Венчанье. Невесту везли в церковь с накрытою головой, в довенечном платье, а уже в церкви, перед самим венчанием, переодевали в белое свадебное платье. Голову покрывали длинной фатой.


К венцу подводили сначала невесту, потом жениха. Священник начинал обряд венчания: читал молитвы, пел, обводил молодых вокруг аналоя, надевал жениху и невесте кольца. Всё это время шафера держали над головами новобрачных короны, невесте придерживали фату.


Коробья. Пока молодые были в церкви, родные невесты везли в дом жениха коробья (приданое). В деревне Владычино за сундук с приданым требовали выкуп, а то отказывались везти его. В это же время стелили постель молодым.


Застолье после венца. От венца невесту привозили накрытую шалью. Всем было интересно: «Какая она?». Подруги невесты начинали величать молодых и всех присутствующих гостей. Пели величальные песни, ходили с блюдцем (за песни им в блюдце клали деньги). Затем начиналось свадебное застолье.


Через некоторое время открывали невесту (снимали шаль). Она уходила в горницу и надевала другое платье. «За вечер кто три, кто пять платьев переодевали. Смотришь, уже идёт в другом, в голубом».


На гулянье невеста одаривала родных жениха полотенцами, ситцем и другими подарками.


Сваха провожает молодых спать. Сваха провожала молодых в горницу, укладывала их: заплетала им ноги и заставляла обниматься, чтобы они спали в таком положении. Иногда сваха оставалась с молодыми на ночь.


Мудрование над молодыми. Утром невесту заставляли пол подметать, воду носить. Затем молодых клали на пол и смотрели — какие они? Их стыдили и приговаривали: «Ой, горбатые! А у невесты одна нога кривая!» Это действие называлось сыр молить.


Перегащивание. А в это время невестины родные и гости собирались овцу искать: наряжались кто козлом, кто гусем, делали лошадь, устраивали небольшое представление. Затем невестины гости приезжали к жениху.


— Вот мы приехали по какому делу: у нас пропала овца. Нет ли у вас?


— Нет, нет.


— А нам сказали, что овца наша у вас.


— Нет, да что вы? У нас никаких таких нету.


Потом «овцу» всё-таки находили и продолжали гулять, отправляясь на веселье в дом невесты. Это называлось перегащивание.

Фото

Аудио

01 Свадебная песня «Сборы вы, сборы» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из деревни Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

02 Причёт невесты «Ты, подруженька моя милая» в исполнении А.А. Скворцовой и Е.Г. Руммо из д. Владычино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

03 Свадебная песня «Ехал зять мимо тестева двора» в исполнении А.А. Скворцовой 1905 г.р. и Е.Г. Руммо 1904 г.р. из д. Владычино Волоколамского р-на Московской обл Правовая информация

04 Свадебная величальная песня «Ну кто ж у нас холостай?» в исполнении А.А. Скворцовой и Е.Г. Руммо из д. Владычино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

05 Свадебная величальная песня «У голубя, у голубя золотая голова» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

06 Свадебная величальная песня «Пойду-пойду, молодёшунька» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

07 Свадебная величальная песня «Ельничек частовой» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

08 Свадебная корильная песня «Сидит дружка на рябине» в исполнении А.Д. и М.Д. Лебедевых из д. Захарьино Волоколамского р-на Московской обл. Правовая информация

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Трагикомедия Карена Шахназарова

30 лет фильму "Курьер"

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть