Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Творческое наследие плясуньи Валентины Николаевны Абрамовой из села Ножкино Чухломского района Костромской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта

Старинная пляска повсеместно бытует в Чухломском районе и по сей день. Так же, как и во многих других районах Костромской области, в Чухломе любят и умеют плясать.


Обычно пляшущие поют частушки с характерными для того или иного вида пляски текстами и напевами. Исполнение плясок и частушек носит импровизационный характер. Основу плясовых движений составляет дробь. Для местной манеры исполнения плясок характерно четкое, сильное выбивание дробей при довольно статичном, невысоком положении рук и прямом корпусе. Мастерство в исполнении пляски всегда ценилось чрезвычайно высоко.


Впервые пляску Валентины Николаевны Абрамовой нам удалось увидеть в январе 1992 года на многолюдном районном празднике «Чухломская кадриль». Её хореографическое мастерство было очевидно не только для местных жителей, но и для фольклористов — исполнителей и исследователей, наблюдавших выступление на сцене клуба в селе Ножкино. Отсутствие видеозаписывающей аппаратуры не позволило зафиксировать тогда пляску В.Н. Абрамовой, как и многие другие образцы местной хореографической традиции.


В 1993 году участникам совместной экспедиции московского фольклорного ансамбля «Слобода» (руководитель А.И. Шилин) и Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (руководитель А.И. Шилин) посчастливилось заснять на видеокамеру исполнение пляски В.Н. Абрамовой.


С видеосъёмкой были связаны определенные трудности. Так как превосходство В.Н. Абрамовой в хореографическом мастерстве над другими местными плясуньями было очевидным, участницы видеозаписи не пригласили её на сеанс, чтобы избежать конкуренции в пляске. Организаторам пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы съемка пляски Валентины Николаевны состоялась.


Женскую сольную пляску в деревнях Чухломского района нам доводилось наблюдать и записывать неоднократно. Это позволило сравнивать мастерство исполнения Валентины Николаевны с другими плясуньями.


Благодаря характеру и определённым физическим данным В.Н. Абрамовой в её пляске присутствуют как типичные черты, характерные для местной хореографической традиции, так и яркие индивидуальные особенности. Небольшой рост, худощавое телосложение, хорошая координация движений позволяли Валентине Николаевне легко и стремительно двигаться по площадке. Делая большое количество сложных плясовых движений, она при этом «не сбивала» дыхания, что давало ей возможность не только продолжительно плясать, но и исполнять большое количество частушек. По сравнению с Абрамовой другие исполнительницы двигались не так стремительно, и их манера была более сдержанной и степенной.


Мы наблюдали пляску Валентины Николаевны в 1993 году в повседневном платье и в 1994 году в сценическом костюме. Стоит отметить, что тяжёлый сценический сарафан не позволял ей двигаться так же свободно, как в обычной одежде. По этой причине некоторые сложные движения, требующие большей свободы, она не исполняла.


Композиция её пляски включала разнообразные элементы: различные проходки, трюки (колена), частушки. Начиналась пляска всегда с проходки, основу которой обычно составляют переменные шаги. Так же, как и у других чухломских плясуний, пляска Абрамовой была обращена не только к зрителям, но и к гармонисту. При этом она передвигалась в пространстве слева направо, по часовой стрелке. Среди наиболее характерных хореографических приёмов (колен), исполняемых Валентиной Николаевной, отметим следующие:


·  па-де-баск с отходом назад спиной; иногда этот приём исполняется с продвижением вперед;

·  горох — мелкие равномерные дробные выстукивание каблуком и всей стопой;

·  двойные удары с соскоком одной ногой и поочерёдно, то правой, то левой;

·  эффектное движение ножницы с чередованием отскока на две ноги и на одну ногу с отведением свободной ноги назад; иногда это движение исполняется с поворотом вокруг себя.

Каждая отдельная плясовая часть начинается с более простых движений, далее хореографическая лексика усложняется. Перед частушками исполняются наиболее сложные колена.

Помимо сольной пляски В.Н. Абрамова была одной из основных участниц местной традиционной женской кадрили «Кузовок».

ВИДЕО

Фото

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть