Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиция духовных стихов в Муромском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие, старообрядчество
Язык: Русский, восточные среднерусские окающие говоры, Владимирско-Поволжская группа
Паспорт объекта

В населенных пунктах Муромского района в начале 2000-х годов записано с голоса и скопировано из рукописных тетрадей значительное число духовных стихов.


Современная традиция духовных стихов — явление сложное, сочетающее в себе художественный опыт разных эпох и стилей. Исследователи выделяют несколько жанровых разновидностей этого вида музыкально-поэтического фольклора — эпические, лироэпические и лирические духовные стихи. Важнейшей их особенностью была и остается нацеленность на книжное знание. Сюжеты имеют своим источником книгу — Библию, жития святых, поучения отцов Церкви. Кроме того, знания, аккумулированные церковной книжностью, попадают в фольклорную среду и опосредованно, благодаря воздействию богослужебной практики (литургического чтения и пения) и икон. Это определяет специфический сюжетный и образный строй духовных стихов, а также обусловливает использование церковнославянской лексики и синтаксиса.


Духовные стихи имеют также в своей основе фольклорные источники. Особенно заметное влияние на судьбу жанра они оказали во второй половине XIX — начале ХХ века, когда произошла явная смена эстетики духовного стиха. Так, например, лирическая религиозная поэзия немало почерпнула из народной песенной и романсовой лирики (цитата из поэтического текста песни и романса нередко становится отправной точкой в развитии лирического сюжета духовного стиха). Кроме того, велико влияние и авторского творчества: стихи, которые заучивали по хрестоматиям церковно-приходских школ, постепенно входили в фольклорный репертуар. Со временем духовные стихи литературного происхождения, изначально не имевшие или утратившие в процессе бытования своего автора, составили основу народно-религиозного музыкально-поэтического репертуара.


Общей темой, которая объединяет весьма неоднородные по происхождению и структуре тексты, является изложение и толкований событий христианской истории, наставление человека в религиозных истинах. Стихи на ветхозаветные, евангельские и житийные сюжеты, как правило, напоминают и разъясняют важнейшие эпизоды Священного Писания и Священного Предания. Назидательные стихи являются своего рода проповедями, зовут человека к духовному самоотречению и покаянию. Особой любовью всегда пользовались молитвенные стихи, которые воспринимаются как прямое обращение к Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу, ангелу-хранителю. Среди явных предпочтений современных исполнителей духовных стихов нельзя не отметить поэтические размышления на тему смерти и малого апокалипсиса, суда, который каждая душа проходит после смерти. Они формируют достаточно стабильную в современном репертуаре группу стихов, которые бытуют в традиции как поминальные. В обряде они выполняют вспомогательную функцию: их поют, когда отдыхают, в перерыве между чтением молитв и канонов. Среди поминальных стихов имеются и такие, в которых религиозная составляющая сведена к минимуму. Наиболее красноречивым примером в этом плане является любимый местными жителями стих «Мама», в котором все внимание сосредоточено на земном прощании и невосполнимости утраты. Будучи по сути стихом поминальным, он не может квалифицироваться как религиозный стих.


Одной из ярких черт фольклорной традиции Муромского края можно считать почти повсеместное распространение групп певчих, поющих на похоронах. Наиболее заметной фигурой, лидером в каждой из таких групп обычно является читалка, без которой невозможно совершение обряда. Она отвечает за исполнение предписанных церковной традицией текстов. Остальные участники заупокойных молений, как правило, сопровождают ее, помогая в пении молитв и духовных стихов. Долгое время отпевание проводилось именно такими сельскими коллективами. В настоящее время, когда у многих появилась возможность пригласить священника, значение деревенских певчих не уменьшилось. Однако теперь участницы народных отпеваний все чаще сравнивают свои знания с тем, что видят и слышат во время церковной службы. Вхождение в состав певчих регламентировано традицией: важно не только желание, но и возраст, социальный статус — обычно в это женщины шестидесяти-семидесяти лет, как правило, вдовы.


Характеризуя современную традицию исполнения духовных стихов, необходимо отметить, что она предполагает неразрывную связь устной и письменной форм бытования этого жанра. Как правило, тексты стихов записаны в тетрадях, и пение по тетради — основная форма их исполнения. Лишь самые любимые стихи женщины поют по памяти.


Облик тетрадей, в которые переписываются тексты, нередко весьма красноречив. Прежде всего, это касается жанрового состава текстов. Иногда стихи соседствуют с чинопоследованиями молитв, иногда с заговорами и приметами. Тетрадь как нельзя лучше показывает отношение владельца к фольклорному репертуару, свидетельствует о его интересах и предпочтениях. Именно тетрадь позволяет судить о том, как в сознании носителя соединяются разные пласты фольклорной традиции. Тетрадь «профессионального» исполнителя духовных стихов является по преимуществу моножанровым и монотематическом собранием, однако некоторые тетради превращаются в «территорию» постоянных межжанровых взаимодействий, влияющих на судьбу духовных стихов самым неожиданным образом (к примеру, возможны их контаминации с заговорами).


Представленный в записях репертуар духовных стихов Муромского района тесно связан с репертуаром соседнего Гороховецкого района Владимирской области и в еще большей степени — западных районов Нижегородской области. Данные материалы свидетельствуют об извечной двойственности народных религиозных текстов, обязанных своим происхождением книжной и устной традиции, развивающихся под влиянием фольклора и литературы, бытующих в устной и письменной формах, в непрерывном взаимодействии с обрядовыми и необрядовыми жанрами.

Фото

Аудио

01 Поминальный стих «На всех солнце светит» в исполнении З.М. Маряхиной из д. Михайлово Муромского р-на Владимирской обл. Правовая информация

02 Духовный стих «Миру заступница, Матерь всепетая» в исполнении Л.К. Новожиловой из д. Петраково Муромского р-на Владимирской обл. Правовая информация

03 Духовный стих «Мама милая, прости» в исполнении Л.К. Новожиловой из д. Петраково Муромского р-на Владимирской обл. Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть