Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Песенное наследие Андрея Ивановича Каргальского из станицы Каргальской Цимлянского района Ростовской области

Этнос: Казаки
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие — южнорусское
Паспорт объекта

Богатейший музыкальный фольклор Юга России и, в частности, мест расселения казачества — огромная часть отечественного культурного наследия. Донские, кубанские, черноморские, терские казаки, казаки-некрасовцы на протяжении нескольких веков создавали и хранили уникальные традиции, составляющие славу отечественной народной культуры. Особой ценностью обладают записи, отразившие непосредственную связь с традициями ушедших поколений, когда певческая культура казачества находилась в полном расцвете. Замечательным хранителем и наследником этих традиций был Андрей Иванович Каргальский — представитель семьи Каргальских-Чеботарёвых, от которых записывал песни на рубеже XIX–XX веков выдающийся собиратель казачьего музыкального фольклора А.М. Листопадов.


Андрей Иванович Каргальский родился в 1904 году в станице Каргальской области Войска Донского (ныне — Волгодонский район Ростовской области). В возрасте чуть более 20 лет он покинул родную станицу, отслужил в армии и с 1928 года постоянно жил в Ленинграде, работал на заводе литейщиком.


Выйдя на пенсию, Андрей Иванович увлекся литературным творчеством, стал писать, сочинять рассказы, что и привело его в литературный кружок одного из ленинградских домов культуры, которым руководил литературовед и фольклорист В.С. Бахтин. По просьбе Бахтина Андрей Иванович начиная с 1971 года стал записывать тексты донских песен. Затем, в 1972–1973 годах, его пение записал Б.М. Добровольский. Копии этих фонограмм из личного собрания В.С. Бахтина были переданы в фольклорный архив Ленинградской консерватории. В 1977 году записи от А.И. Каргальского осуществил в Ленинградской консерватории А.М. Мехнецов.


Сам Андрей Иванович так рассказывал о своем приобщении к песенной культуре: «Родился и детство провел я на Дону. Там у нас все поют. А моя семья и на Дону не была последней. Родители, дедушка, бабушка, дяди, тетки были известными певцами. После окончания полевых работ наступали долгие осенние вечера. К нам собирались родственники и старики, которых теперь уже нет в живых. И пели они старинные песни про князя Владимира, про Наполеона, Петра Первого и многих других. А я где-нибудь лежу, на печке или за перегородкой, и слушаю. Часто так и засыпал под песни. Но, видно, крепко они во мне засели, если и сегодня почти все помню». Эти слова А.И. Каргальского записал В.С. Бахтин, встреча с которым позволила проникнуть в сокровищницу памяти Андрея Ивановича.


Природная одаренность Каргальского — тонкий музыкальный слух и великолепная память — позволили ему вспомнить около 70 песен, слышанных им на родине. 29 из них включены в сборник «Песни донских казаков, напетые А.И. Каргальским», составленный А.М. Мехнецовым и В.С. Бахтиным и вышедший в свет в 1979 году. Автор музыкальных записей А.М. Мехнецов просил Каргальского вспомнить, как звучали песни в «артельном», хоровом звучании, обязательном в казачьих традициях, и эксперимент с записью исполнительской версии путем наложения на уже зафиксированный вариант прекрасно удался благодаря уникальным способностям народного певца.


Жанровый состав песен, которые сохранились в памяти А.И. Каргальского, полностью отражает структуру местной певческой традиции. Наибольшую ценность представляют собой песни былинные и исторические.


Герои былинных песен — князь Владимир, Илья Муромец, Садко, Дюк (Дей) Степанович. Былинные песни в казачьих традициях Юга России имеют совершенно иной характер, чем былины Севера. Благодаря длительным, протяженным распевам сюжет развивается очень медленно и часто ограничивается лишь одним небольшим эпизодом. Песня «Ай, во славном было городе» воспроизводит эпизод похвальбы Садко: он хвалится своим богатством, причем не перед новгородскими купцами, как в известных версиях этого сюжета: в данном варианте отражено соперничество богатого торгового Новгорода с новой столицей Руси Москвой. «У славного у князя Владимира» на пиру сидят Илья Муромец и Дюк (Дей) Степанович, первый хвалится своей «могущей» силой, второй — красивой женой. Если в северных былинах это лишь первые строки повествования, здесь же вся песня ими и ограничивается. Былинные песни в местной традиции обязательно исполнялись на любом большом застолье, а песней «У славного у князя Владимира» открывался свадебный пир.


В исторических песнях поется о Петре Первом, который «захаживал» в избушечку, построенную для него на берегу тихого Дона («Ай, да по край моря» — фрагмент предания о Петре Первом), Наполеоне, который пишет письмо православному русскому царю Александру Первому («Ай, да что пишет-то пишет»). Песня «На речке было Камышинке» — о гребенских и яицких казаках, уходящих от грозного царя Ивана в дальнюю Сибирь под предводительством Ермака Тимофеевича. Стенька Разин — еще один излюбленный герой казачьих песен, известен и сюжет о «сынке» Разина («Ай, да появился в Астрахани»).


Особое место занимает песня «Ай, уж ты Дон, ты наш Дон, Дон Иванович» об участии казаков в Отечественной войне 1812 года, ставшая на Дону гимном казачества. В репертуаре Каргальского много песен о казачьих походах, войнах, в них встречаются имена адмирала Ушакова, казачьих атаманов.


Тематика лирических песен, записанных от Андрея Ивановича, связана в основном с судьбой казака-воина, с расставанием его с родными («Ай, да ты свети же, скажем, просвети», «Ай, да шли да прошли», «Конь боевой с походным вьюком»). Репертуар Каргальского включал также хороводные и плясовые песни, романсы.


Индивидуальный стиль и манеру исполнения А.И. Каргальского охарактеризовал автор записей А.М. Мехнецов: «Поёт А.И. Каргальский сильным, ярким по тембру звуком. Его голос, особенно в верхнем регистре, можно было бы назвать “смелым”. Некоторую “лихость” исполнению придают и особые приёмы атаки и завершения звука, напоминающие своеобразное “йодлирование”, что характерно для казачьих песен».


Исполнительскому стилю А.И. Каргальского, так же как и казачьей исполнительской традиции в целом, свойственна манера речитативного в характере рубато произнесения зачинных разделов песен, подготавливающая момент хорового вступления. Этим объясняется и обычная смена темпов при переходе от одного из разделов композиции к другому».


Песни в исполнении А.И. Каргальского, зафиксированные как в одноголосных, так и в двухголосных (записанных путем наложения) вариантах, полностью соотносятся с местной певческой традицией. Долгая жизнь в городе, к счастью, не изменила исполнительской манеры певца. Его песни звучали в передачах ленинградского радио и телевидения, певец выступал перед научной и творческой общественностью — фольклористами и композиторами. Примечательно, что именно голос Каргальского звучал в радиопостановке по «Донским рассказам» М.А. Шолохова.

Фото

Аудио

01 Былинная песня «Ай, во славном было во городе» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

02 Былинная песня «У славного у князя» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

03 Историческая песня «На речке было на Камышинке» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

04 Историческая песня «На речке было на Камышинке» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

05 Историческая песня «Ай, да появился в Астрахани» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

06 Историческая песня с комментариями «Ай, да по край-то было моря» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

07 Историческая песня «Ай, да што пишет-то, пишет» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

08 Историческая песня «Ай, уж ты Дон, наш Дон, Дон Иванович» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

09 Историческая песня «Ай, да ты свети же, скажем, просвети» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

10 Историческая песня «Ай, да что приехали ко мне нонечи братцы» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

11 Историческая песня «Ай, да что летал там, братцы, залетал» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

12 Лирическая песня «Ай да шли да прошли» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

13 Лирическая песня «Конь боевой с походным вьюком» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

14 Лирическая песня «Ай, прошла моя молодость» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

15 Лирическая песня «Ай, прошла моя молодость» в исполнении А.И.Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл. Правовая информация

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Выставка «Лаврушинский, 17» проходит в Государственном музее А.С. Пушкина до 29 января 2017-го.

Подробнее

Под конец Года кино обрел свой дом Государственный центральный Музей кино.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть