Показать
Ростовская область, Целинский район, хутор...
Традиционные технологии

Традиционная праздничная одежда духоборов Целинского района Ростовской области

Этнос:
Конфессия:
духовные христиане, самоназвание «духоборы»
Язык:
Русский
Показать

Духоборы — сектантское течение духовных христиан, возникшее в России во второй половине XVIII века. Отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество. Отрицая все таинства православной церкви, духоборы создали собственную форму богослужения — обряд поклонения. Это особое действо, выражающее одну из главных религиозных идей духоборов — присутствия Бога в каждом человеке. Обряд поклонения в прошлом совершался в соответствии с христианским календарем и был основной частью еженедельных молений.

Духоборская праздничная одежда тесно связана с религиозной практикой. На собрания-моления духоборы надевали специальные праздничные одежды.

Одежда духоборцев, по словам бывшего председателя союза духоборцев России А.М. Кинякина, формировалась вместе с развитием их религиозного верования и перемещениями по российской земле. Она многое взяла от костюмов других народов, костюмов людей, которые объединялись с духоборческой верой. Одежда духоборцев имела не только практическое назначение, но и являлась средством самовыражения людей духоборческой веры. Создание особой одежды имело целью  показать единство и равенство всех братьев и сестер и в то же время внешне выделить их среди других христиан и соседних народов.

В бабушкиных сундуках и в музее хутора Петровки до сих пор бережно сохраняется неповторимая по красоте, нежности и сочетанию цветов старинная женская одежда — плисовые и голосеевые корсеты, домотканые суконные юбки и занавески, расшитые гарусом, вышитые шелком «махрёные» платки.

В состав женского праздничного костюма входила юбка, рубаха, фартук (занавеска), корсет, платок, карман.

Юбки ткали из натуральной шерсти, они могли быть однотонными (белыми или черными), а также полосатыми или клетчатыми в два-три цвета.

Рубахи шили из натуральных тканей, свободного кроя, с вышивкой по рукавам и воротнику.

Занавеска по низу украшали цветочным орнаментом, вышитым гарусом, цветной полосатой каймой, к которой пришивали связанное на спицах кружево с зубчатым краем. Цветовая гамма занавесок очень широкая: они могли быть салатовыми, кремовыми, розовыми, голубыми.

Еще одной важной деталью духоборского костюма является корсет — жилетка с вышитым на планках цветочным узором, обрамленным разноцветными лентами. Проймы, горловина и низ корсета оторачивались цветной лентой.

Обязательным атрибутом женской праздничной одежды был карман — вышитая цветами небольшая сумочка, в которую складывали необходимые вещи.

На ноги надевали связанные особой вязкой (скворцовкой) чулки и обували черевички.

Женский головной убор называется чепчик. Женщины мазали коротко постриженную челку («чуб») маслом, затем надевали чепчик, застегивая его под подбородком. Поверх повязывали белый платок с цветами, вышитыми гладью.

Особый интерес представляет женская духоборческая шапка («кабардинка», как ее стали называть на Кавказе). Шапка состояла как бы из двух половинок — левой и правой (шов шел от темени к затылку), и в верхней ее части изнутри по шву делалось небольшое утолщение из шерсти. Шили шапку из шелка голубых, зеленых, сиреневых цветов на шерстяной подкладке. По низу шапки шла полоса черного плиса, над которой спереди нашивалась полоска золотого позумента. Выше позумента нашивались разноцветные ленты, верх шапки венчал цветок из  кусочков разноцветного шелка, называвшийся «пучком».

Шапка интересна своей символикой. Существует разные варианты ее объяснения. Две половины шапки символизировали два полушария земли, черный плис — землю,  позумент — духоборческий путь или солнце, ленты — реки или дороги, голубая лента — небо, к которому надо стремиться, а пучок — расцветшие на земле цветы или символ единства разных народов, входивших в духоборческую веру

Мужской костюм состоял штанов, рубахи и корсета (жилетки). Мужские жилетки на подкладке шили из сатина или шелка. Они были длиной до талии и, как и женские, украшались по планке лентой с вышивкой. В них делали прорезные карманы, края которых оторачивали лентой, вышитой гарусом. На шею особым образом повязывался шейный платок.

Детская одежда копировала наряд взрослых духоборов, подчеркивая присутствие святого духа в каждом человеке.

Традиционный духоборческий костюм, единый для всех, поражает своеобразным, подчас странным сочетанием различных элементов, яркими цветами, обилием вышивки. В духоборской вышивке в основном используются цветочные орнаменты. Их эскизы придумывали сами, рисовали на бумаге, а потом переводили на ткань.

Костюм в мировоззренческой системе духоборцев играл очень большую роль. Духоборческий костюм был создан в соответствии с социально-политическими взглядами и религиозным мировоззрением, сложившимся в общине, и это обстоятельство определило его большую смысловую нагрузку. В современном обряде поклонения духоборский праздничный костюм представлен условно. Так, во время празднования Петрова дня в 2012 году из всех элементов праздничного костюма духоборки надели лишь расшитые занавески и махрёные платки.

Аудио

01 Рассказ Н.А. Василенковой из х. Петровка Целинского р-на Ростовской обл. о духоборской традиционной одежде
01 Рассказ Н.А. Василенковой из х. Петровка Целинского р-на Ростовской обл. о духоборской традиционной одежде
Место фиксации:
Ростовская область, Целинский район, село Хлебодарное
Год, собиратели:
2012 — Т.С. Рудиченко, А.В. Зернина
Место хранения:
Архив лаборатории народной музыки Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, 2012/VI/2 Au. STE–003

Смотрите также

Чувашская вышивка в костюме