Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Певческие традиции Новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви

Этнос: Русские
Конфессия: Старообрядцы
Язык: Русский
Паспорт объекта

История Новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви насчитывает более 100 лет. По сведениям епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна, приход белокриницких старообрядцев действовал в поселке Новониколаевском (ныне — город Новосибирск) уже в 1890-х годах. Тогда значительную часть прихожан составляли принявшие старообрядчество беглые крестьяне или старообрядцы-беспоповцы, примкнувшие к Белокриницкой иерархии. В 1895–1896 годах, практически сразу после образования поселка Новониколаевского, в нем была заложена первая старообрядческая церковь. 21 февраля 1907 года, в ответ на ходатайство прихода, Томское губернское управление приняло решение о регистрации «Новониколаевской старообрядческой общины Рожества Пресвятой Богородицы». В 1908–1910 годах была реконструирована и расширена церковь Рожества Пресвятой Богородицы. Службы в ней  совершались ежедневно. В разные годы настоятелями храма были о. Петр Черёмухин (1907–1912), о. Даниил Суворов (1912–1918), о. Павел Колосов (с 1918 года). В 1910–1920-х годах в приходе служили о. Андрей Захаров из села Вознесенского Пермской губернии, о. Иоанн Кабанов, о. Иосиф Слюсарев, о. Михаил Немкин.


В 1930-е годы  общине пришлось перейти на нелегальное положение. Здание церкви было отобрано, многие прихожане репрессированы, о. Даниил Суворов и о. Феоктист Третьяков — расстреляны. Но литургическая жизнь прихода не угасла: старообрядцы тайно собирались на богослужения по большим праздникам. Совместные моления в храме возобновились только после Великой Отечественной войны. Тогда община получила место на правом берегу реки Ельцовки. Прихожане вскладчину купили два дома, один из которых перестроили в церковь.

В 1978 году старообрядцам выделили новый участок с двумя домами в Заельцовском районе Новосибирска. В 1990 году было освящено место под строительство нового храма. Через 9 лет, 19 сентября 1999 года, возведенный «всем миром» храм Рожества Пресвятой Богородицы освятил митрополит Московский и всея Руси Алимпий (в миру — Александр Капитонович Гусев).


Сейчас храм является кафедральным собором образованной в 1992 году Новосибирской и всея Сибири епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Возглавляет епархию епископ Силуян (в миру — Симон Афиногенович Килин). Настоятелем общины с 1981 года служит протоиерей Михаил Задворнов.


Сведений о состоянии богослужебного пения в самый ранний период существования общины не сохранилось. Отсчет его истории принято начинать с 1910 года. Тогда общее собрание Новониколаевской старообрядческой общины обратилось к купцу-старообрядцу А.И. Морозову с прошением о направлении в приход учителя пения. Представитель знаменитой династии, владелец Богородско-Глуховской мануфактуры А.И. Морозов был любителем крюкового пения и покровителем знаменитого старообрядческого Морозовского хора. В Новониколаевске находился в те годы филиал мануфактуры. По решению Морозова в общину выехала солистка женского Морозовского хора Антонина Савватьевна Архипова. Назначение на этот пост учительницы, а не учителя вызвало недоумение у некоторых прихожан. Но уже вскоре после приезда Архиповой, 15 августа 1910 года, хор под ее руководством был приглашен для участия в закладке храма Томской старообрядческой общины. Вот первое свидетельство о пении Новониколаевского хора: «…Как при богослужении в храме, так равно и на закладке храма все песнопения исполнял хор, приглашенный из г. Новониколаевска, состоящий из 15 человек мальчиков и девочек, собранный благодаря энергии и трудам о. Петра Черемухина (первого настоятеля прихода — И.Д.), умело руководимый учительницей Антониной Савватьевной Архиповой, приехавшей от А.И. Морозова. Стройное, мелодичное и нежное пение женских и детских голосов привлекало слух присутствующих, среди которых была масса и иноверных, и располагало молящихся к умилению» [См. Библиографию №4]. Переехав через два года в Барнаул, А.С. Архипова продолжала там преподавать знаменное пение. Один из ее учеников, Никола Дмитриевич Тимофеев, стал впоследствии уставщиком и головщиком Новосибирской и Барнаульской старообрядческих общин. Благодаря его трудам и служению головщиков — Ирины Федоровны Пинаевой, Анны Демидовны и Андрея Федотовича Долговых, в Новосибирске передавались из поколения в поколение традиции Морозовской певческой школы.


Никола Дмитриевич Тимофеев оставил потомкам уникальное свидетельство богослужебной певческой практики новосибирского хора середины XX века. В обычной «общей» тетради знаменной нотацией он зафиксировал бытовавшие в общине в то время варианты письменной редакции песнопений, их устную версию (напевку), особенности репертуара. Некоторые разделы рукописи и отдельные песнопения автор снабдил комментариями. Со сборником, хранящимся в личной библиотеке головщика Новосибирской общины А.Н. Емельянова, нам удалось ознакомиться в 2014 году в ходе экспедиции Государственного республиканского центра русского фольклора.


Певческие традиции общины периода 1980–1990-х годов описаны в дипломной работе студентки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки Е.Г. Викуловой. По ее сведениям, в те годы количество поющих на каждом клиросе не превышало 7–8 человек. Оба хора (правый и левый) были смешанными: высокие женские голоса и 1–2 мужских. На клиросах пели семьи Думновых, Долговых, Устиновых.  Левым хором руководил Владимир Андреевич Долгов, правым — Федор Александрович Устинов.


Богослужебное пение и чтение входили в программу занятий воскресной школы. Методика преподавания была традиционной: под руководством опытных певцов и головщиков сначала заучивались на память основные попевки гласов, затем — самогласны и подобны из певческой книги «Обиход» и несложные песнопения. Только после того, как ученики овладевали начальными навыками осмогласия, преподаватели переходили к разбору отдельных знаков нотации по азбуке.


Накануне больших праздников проводились спевки или «сходы», на которых оговаривался порядок богослужения, разбирались и пропевались праздничные песнопения, репетировались чтения молитвословий.


В наши дни число клирошан возросло. Состав хора достигает 30-ти человек. Правый клирос — мужской. Руководит им головщик и уставщик Александр Николаевич Емельянов. Левый клирос — смешанный. Его возглавляет Галина Сергеевна Зяблицкая. К певческим династиям Долговых и Устиновых присоединились семьи Емельяновых, Бекреневых. В методике учебной и репетиционной работы существенных изменений не произошло.


По своим характеристикам культура богослужебного пения Новосибирской старообрядческой общины представляет собой классический образец российской традиции (по классификации исследователя старообрядческой певческой культуры Н.Г. Денисова) [См. Библиографию №3]: все клирошане владеют крюковой нотацией, руководство хором осуществляется указкой, песнопения исполняются смешанным хором, в среднем темпе, динамически ровно. Пение хоров отличает строгий унисон, манера звукоизвлечения, приближенная к академической, четкая дикция. Регистр пения стабилен. По сравнению с другими приходами, принадлежащими к российской традиции, в Новосибирске принят средний «тон службы». В общине существует высокая культура литургического чтения с четкой дифференциацией погласиц. Богослужебный репертуар реализуется всеми способами: по знаменной нотации, на глас, по устной версии — напевкой.


Как уже поминалось, хор Новосибирской старообрядческой общины является наследником и продолжателем Морозовской певческой школы. Это один из немногих приходов, где в число основных письменных источников входят морозовские певческие книги — «Круг церковного древнего знаменного пения», изданный А.И. Морозовым под эгидой Императорского Общества любителей древней письменности в 1884–1885 годах.  В богослужебной практике используются морозовские «Ирмосы», «Октай» и «Обиход».


Хор Новосибирской общины не раз демонстрировал свое мастерство перед широкой аудиторией. Концертная деятельность его началась в 1996 году. Хор выступил на научной конференции в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Тогда же было положено начало многолетнему сотрудничеству хора общины с этим знаменитым учебным заведением. 8 марта 2000 года по приглашению творческого объединения «Музыкальный фольклор» коллектив под управлением В.А. Долгова выступал в зале Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (сейчас Российская академия музыки им. Гнесиных). В том же году хор принимал участие в фестивале «Musica Antiqua Europae Orientalis» в Польше (г. Быдгощ). Певчие прихода неоднократно выступали на «Вечерах духовных песнопений», проходивших в рамках научных конференций. В 2007 году 100-летие общины было отмечено юбилейным концертом хора под управлением В.А. Долгова в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. Глинки.


В настоящее время клирошане кафедрального собора Новосибирской и всея Сибири епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви составляют основу Хора певчих старообрядческих приходов Сибири.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 На всенощном бдении «Господи, благослови», «Приидите, поклонимся», псалом 103 с припевами — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

02 На Всенощном бдении стихиры на Господи воззвах 6-го гласа — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

03 На Всенощном бдении антифоны степенные — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

04 На Всенощном бдении ирмос 1-й песни «Яко по суху ходив Израиль» (пение) и тропарь (чтение, погласица) Воскресного канона 6-го гласа — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику. Правовая информация

05 На Всенощном бдении чтение канона и катавасия «Креста начертав» 8-го гласа — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы Правовая информация

06 На Литургии псалом 102, ектения малая — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

07 На Литургии Трисвятое — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

08 На Литургии задостойник Рожеству Пресвятой Богородицы, глас 8 — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть