Предсвадебные обряды кумских ногайцев

Этнос: НогайцыКонфессия: мусульмане-суннитыЯзык: Ногайский

У ногайцев издавна существовали разные формы заключения брака: по сватовству, сговору (айттырып алув), умыкание без согласия девушки (акашув), умыкание с согласия девушки, но без согласия родителей (разылыкпан акашув). В настоящее время умыкание без согласия девушки не практикуется. Иногда девушку «умыкают» с ее согласия, но без родительского одобрения. В некоторых случаях, чтобы избавиться от части материальных тягот, связанных с проведением свадьбы, невесту умыкают с согласия девушки и ее родителей.

В ногайских селах большинство свадеб справляется поздним летом или осенью. В это время заканчиваются главные полевые работы, фрукты и овощи поспевают для свадебного стола.

Обряды, связанные с проведением свадьбы, можно разделить на предсвадебные, свадебные и послесвадебные. Рассмотрим предсвадебные обряды кумских ногайцев при заключении брака по сватовству, которые включают в себя переговоры (кыз айттырув), примирение (ярасув) и выкуп невесты (калым). Согласно обычаю юноша сообщал жене своего старшего брата (енъге) о намерении жениться, а та, в свою очередь, извещала об этом родителей. В случае отсутствия невестки молодой человек мог обратиться к старшему брату или к матери. Узнав о желании сына жениться, глава семьи собирал семейный совет (кенъес), который выбирал невесту, или, при наличии девушки, обсуждал ее кандидатуру. Юноша на совете не присутствовал. К выбору невесты подходят тщательно. Важным условием считают отсутствие близкородственных отношений с нею. В ногайской терминологии родства имеется четкое разграничение потомков по мужской и женской линии. Из людей, имеющих общего предка, только потомок-мужчина в седьмом колене (шоьпшеке) может жениться на своей родственнице в седьмом колене (тувналет). Значимым также является соответствие в социальном и материальном отношении семьи невесты семье жениха, родовитость, красота, здоровье, ум и хозяйственность девушки.

Следующим этапом являются переговоры (кыз айттырув). Со стороны жениха выбирают трех-пятерых посредников (элшилер), в число которых входят мулла, дяди юноши по матери (нагаш акасы) и по отцу. Посредники стараются прийти в первой половине дня, обычно в четверг или пятницу, и начинают речь со слов: «Элшиге оьлим йок» («Посредника не казнят»). Дипломатическое искусство посредников решало многое. Хозяин дома, даже если он был намерен отказать, обязан был проявить гостеприимство. Положительного ответа при первом визите не дают, а назначают день следующего визита. При первом приходе гостей их не принято было  угощать. Только в случае согласия (ярасув) устраивают небольшое застолье.

Родители девушки также собирают семейный совет и обсуждают кандидатуру юноши. Если они согласны, при повторном визите достигается договоренность о величине калыма. В знак согласия сторона невесты преподносит белги — отрезы тканей, обернутые пятью белыми платками. С этого времени девушка считается просватанной (нышан салынган). Сторона жениха отныне может называть девушку невесткой (келин), а сторона невесты — юношу зятем (киев). В следующий визит сторона жениха приносит калым (суьт акы). Назначается день свадьбы. Родители невесты устраивают небольшое застолье и одаривают гостей платками, отрезами тканей. Эти подарки в народе называют шайтан кирмес («шайтан не пройдет»). Верят, что выполнение всех предсвадебных обрядовых действий сделает союз двух семей таким крепким, что даже шайтан не сможет его разрушить.

Киев коьргистуьв (показ жениха) — это обряд знакомства жениха с родственниками невесты. С момента проведения обряда шайтан кирмес до киев коьргистуьв жених не должен встречаться и разговаривать с родителями невесты, ее старшими братьями и дядями по отцовской и материнской линии.

Подготовка к свадьбе — дело нелегкое. Как правило, в этом принимают непосредственное участие родственники и соседи. Повсеместно, если в семье есть юноша, которого хотят женить, или девушка на выданье, специально откармливают бычка для свадьбы. Такая заготовка мяса в сельской местности оправдана еще тем, что в нужное время вряд ли найдется требуемое количество мяса по сходной цене. К тому же, праздничная национальная кухня ногайцев состоит преимущественно из мясных блюд.

У кумских ногайцев по сей день совершаются все перечисленные обряды. Однако если раньше они проходили в течение года, то в настоящее время справляются в один день. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ С.Ш. Байрамакаевой и М.Э. Джамбулатовой из с. Канглы Минераловодского р-на Ставропольского края о предсвадебных и свадебных обрядах
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна