Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиционные технологии в кузнечном ремесле Селивановского района Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: русский, говор — среднерусский
Паспорт объекта
Кузнецы в Селивановском районе, как и во многих других владимирских селах, всегда были в большом почете. Они играли большую роль в сельском быту, без них в крестьянском хозяйстве было не обойтись. Они изготавливали сельскохозяйственный инвентарь, используемый во время косьбы, сева и уборки, необходимую утварь для содержания скота и коней, которые были так важны в земледельческом хозяйстве. Кузнецы делали и различные инструменты, необходимые для традиционных ремесел. Наконец, они создавали и работы художественного характера, участвовали в оформлении строившихся сельских храмов, общественных и больших хозяйственных построек.

Интересно и совершенно по своему исполнению все то, что создали местные кузнецы, например, при украшении нового храма Владимирской Божией Матери в селе Тучково. Он был построен в 70-е годы XIX века на месте деревянной церкви XVII века. Желание создать постройку более масштабную и богатую, но сохраняющую при этом связь с местной владимиро-суздальской архитектурной традицией, определило выбор не только строительного образца, но и определенных эталонов декоративно-прикладного искусства. Наверное, неслучайно предметы церковной утвари, решетки на окнах этого храма, кованые напольные плиты при входе в него сделаны в духе памятников XVII века. Особенно красивы в тучковском храме кованые подсвечники и паникадила, отличающиеся совершенством кузнечного мастерства.

О том, что в кузнечном деле селивановские мастера преуспевали, работая в разных направлениях, свидетельствуют и памятники, которые создавались для здешних кладбищ. Прежде всего, это, конечно, кованые кресты, завершавшие собой каменные надгробия, а также фигурные могильные решетки. К сожалению, и те и другие почти не сохранились, поскольку их целенаправленно уничтожали. Однако и то, что дошло до нашего времени в единичных образцах и во фрагментах, удивляют своим мастерством.

Сохранилась, к примеру, оригинальная по замыслу и художественному исполнению кованая ограда на одной из могил кладбища в деревне Курково, которую вполне можно считать характерным образцом решетки конца XIX — начала XX века, выполненной в стиле модерн.

Крест — неотъемлемая часть любого надгробного памятника во все периоды русской истории, вплоть до начала XX века. Он является одновременно и символом Страстей Христовых, напоминающим о той жертве, которая была принесена во искупление грехов человеческих, и вместе с тем символом его Воскрешения и Вечной жизни, которая ждет человека в Царствии Божьем. Крест на могиле умершего мог быть и отдельно стоящим (из дерева, камня или металла), и начертанным на плите погребальной стелы или каменного голбца, напоминающего придорожные кресты и часовни с иконой Спасителя, Богородицы или Николая Угодника.

Фрагменты сохранившихся старых чугунных крестов на местных кладбищах немногочисленны. Высоким художественным качеством отличается, например, обломок чугунного креста, стоящий на низком чугунном постаменте на одной из заброшенных могил в селе Тучково. Когда-то, видимо на рубеже XIX и XX веков, это был равносторонний крест на чьей-то известной могиле. Его поверхность причудливо покрыта сложным плетением из крупных растительных элементов, выполненных в очень высоком рельефе.

Еще один интересный памятник на кладбище в селе Тучково имеет скульптурное завершение — литое чугунное изображение плакальщицы, скорбящей женской фигуры в длинных складчатых одеждах. Она помещена на высоком постаменте и сопровождается эпитафией, начертанной с левой его стороны. На этом же могильном участке есть еще одно надгробие. Это постамент из розового гранита в виде тумбы, на котором был укреплен, по-видимому, высокий чугунный крест. Имена умерших ни на одном из памятников, относящихся к концу XIX — началу XX века, к сожалению, не сохранились.

Большие трудности, которые кузнечное ремесло испытывало в первой половине XX века, объяснялись главным образом тем, что оно сохраняло лишь функциональную сферу применения. Возрождение кузнечного дела началось только в 1970–80-е годы, когда стали проводиться первые эксперименты по восстановлению старых ремесел и по возвращению разных видов обработки металлов и забытых технологий. Этот процесс продолжается в разных местах и в наше время.

Наверное, нельзя утверждать, что селивановские мастера, работающие с металлом, добились очень ярких результатов. Однако интерес к их произведениям и используемым ими технологиям возвращается.

Фото

От Бузыкина до Косого

Кто, что и как переводил в советском кино

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Фотовыставка, организованная Центром имени Грабаря, проходит в московском парке «Сокольники».

Подробнее

VI Международный фестиваль «Казачья станица Москва».

Подробнее

1 октября пройдет Фестиваль музыкальных коллективов старшего поколения «Веков связующая нить».

Подробнее

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть