Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Празднование Троицы у татар-кряшен деревни Ильтень-Бута Альметьевского района Республики Татарстан

Этнос: Татары-кряшены
Конфессия: православие, частично язычество
Язык: волжско-татарский, кряшенский диалект
Паспорт объекта
Татары-кряшèны рассматриваются этнографами как этно-конфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, как неисламские группы татар. Они фигурируют в фольклористике, этнографии, да и миссионерской литературе как «крещеные татары». Сами себя они так не называют, их самоназвание — кряшèн, с соответствующим самосознанием. Считается, что они крещены в православие в XVI–XVII веках, хотя есть предположение о более ранней их христианизации. Календарные праздники кряшен определяются датами православного календаря, но несут в себе признаки дохристианских аграрных культов, что видно из ритуальных действий четырехдневного празднования Троицы.

У кряшен деревни Ильтень-Бута Альметьевского района Татарстана Троица — престольный праздник. В настоящее время празднование Троицы в этой деревне не имеет аналогов у кряшен Татарстана. Все действия совершаются не напоказ, не по просьбе собирателей. В этой деревне празднование Троицы происходит издавна, и, по словам местных жителей, оно не прерывалось никогда. Главная хранительница троицкой традиции («березкина тетушка») утверждает, что как-то пару лет в селе не совершали ритуальных действий, так все стало не ладиться, и праздник возобновили. Главные участники обряда — 10–15 женщин, постоянно живущих в деревне; они же являются знатоками обрядовых песен. На праздник съезжаются родственники жителей села Ильтень-Бута, уехавшие в соседние города в поисках работы, а также пожилые уроженки деревни, живущие в районном центре. Все они органично присоединяются к праздничному пению и шествию в главный праздничный день.

Раньше накануне Троицы прикрепляли к воротам ветки клена, березы, ими же украшали окна домов — втыкали их в наличники. После праздника их нельзя было выбрасывать, как мусор, можно было только сжечь или пустить на банные веники. Кстати, ломать березу на веники разрешалось только после Троицы.

Празднование Троицы у кряшен деревни Ильтень-Бута продолжается с четверга по воскресенье (по дате церковного календаря, каждый год меняющейся) и включает посещение кладбища; меченье и кормление березы в лесу; родственные застолья; молодежное игрище и троицкий хоровод; срезание меченых берез и шествие с ними из леса через деревню к реке; бросание деревьев в реку. При этом главной целью обряда является вызывание дождя, поскольку просьба о дожде, наряду с другими пожеланиями, составляет основу текстов троицких песен, молитв и пожеланий.

Как известно, Троица входит в круг великих православных праздников. Кряшены, молясь, крестясь и совершая ритуальные действия в этот день, произносят «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» по-татарски. Но известно также, что многие православные праздники оказались приуроченными к жизненно важным аграрным обрядам, существовавшим у разных народов. Поэтому Троица стала также одним из главных аграрных праздников, входящих в систему весенне-летней обрядности, нацеленной на сохранение будущего урожая.

Троица движется вместе с Пасхой, попадая в период с конца мая до конца июня, то есть на период цветения злаков, когда в Среднем Поволжье жарко; не редка и засуха. Поэтому вызывание дождя стало актуальной многовековой традицией и слилось с празднованием Троицы у кряшен.

Музыкальные жанры троицкого периода у кряшен — православные молитвы на татарском языке, которые звучат на кладбище, а затем в лесу вокруг избранной березы перед ее кормлением и в момент ее срезания; песни застолья; а также чрезвычайно редкая обрядовая песня: Троицкий напев — «Тройсын кюе», который поется только в этот день. Последние два вида песен относятся к традиционному обрядовому интонационному слою фольклора кряшен, и шире — к обрядовому мелосу народов Поволжья. Православные молитвы у кряшен представляют собой дословные переводы русских православных канонических текстов на татарский язык, осуществленные миссионерами. Они перешли в устную традицию кряшен через церковно-приходские школы, церковные богослужения, но при этом своеобразно переинтонированы. Важно отметить, что в деревне Ильтень-Бута и молитвы, и традиционные обрядовые песни запевала одна и та же женщина.

Православные молитвы, звучащие в ключевые моменты троицких дней, содержат обращения к Иисусу Христу, Богоматери Марии, упоминается и Святая Троица — Отец, Сын и Дух Святой. Но, как отмечалось выше, наряду с этим целью всех ритуальных действий является вызывание дождя. Об этом говорится в молитвах, обращенных к предкам, а также в тексте троицкой обрядовой песни, где постоянно повторяется просьба «Ах, пролился бы дождь!»

Празднование длится с четверга перед Троицей и по воскресенье. Накануне производится полная уборка в доме. В среду с вечера ставят тесто, чтобы утром печь пироги и булочки.

В четверг перед Троицей, с утра происходит всеобщее посещение кладбища, расположенного недалеко от деревни, на небольшой горе. Там происходит поминовение умерших родственников, которое кряшены называют Симек/Симет. Заходя на огороженную территорию кладбища, каждый должен сказать: «Мы пришли» и трижды прикоснуться к земле. Пришедшие убирают могилы, ставят на них еду и питье, разговаривают с покойником. Затем следует поминальная трапеза, включающая принесенную с собой традиционную обрядовую пищу: части вареной курицы (голова, шея, левая лапа, потрошки), крутое яйцо, воду, айран (смесь простокваши с родниковой водой). Позднее стали приносить и другие продукты. Иногда на Троицу на кладбище приезжал священник, который на русском или татарском языке читал молитвы и освящал поминальную пищу. Пищу на кладбище не оставляют, отдают бедным одиноким людям.

Уборка могил и поминовение продолжаются в течение двух часов. Затем женщины, которые знают молитвы, выстраиваются в ряд за оградой лицом к кладбищу и молятся за всех. Звучат православные молитвы: «Отче наш», «Молитва Ко Пресвятой Троице», «Достойно есть», а также их фрагменты на татарском языке.

Во время молитвы «Достойно есть», упоминая Матерь Божью, женщины трижды прикасались руками к земле, говоря «амин». Как они сами поясняли, тем самым выражается почтение Матери-Земле. Уходя с кладбища, также полагается трижды прикоснуться к земле руками и сказать, обращаясь к покойным предкам: «Мы уходим. Зла не творите, помогайте нам. Благословите нас. Если вы по нас тоскуете, так мы не тоскуем». Затем все идут домой, где также совершается поминальная трапеза.

В этот же день днем жители села идут в лес, чтобы пометить красной лентой березы и осуществить ритуальное кормление одной из них. Деревья выбирают в лесу со стороны ржаного поля, поскольку все действия с деревьями направлены на будущий урожай. Предпочтение отдается «пáрной» березе (двум деревьям, растущим из одного корня), так как парность в природе у кряшен считается залогом благополучия и жизненной гармонии.

Березу метит и кормит «березкина тетушка» (каен жингэсе), которая делает это много лет. Ее сопровождают три женщины. Говорят, что прежде, в 40–50-е годы ХХ века, с «березкиной матушкой» ходила неженатая молодежь.

«Березкина тетушка» выкапывает ямку под березой и кладет туда по очереди крутое яйцо, хлеб, соль, поливает родниковой водой, сопровождая все это просьбами о дожде, благополучии и мире во всем мире («Не за себя одних просим, за весь мир»). После этого присутствующие поют православные молитвы, также прикасаясь к земле после молитвы о Божьей Матери.

Затем «березкина тетушка» повязывает красными лентами две березы с учетом, того, чтобы вокруг дерева было удобно водить хоровод. После этого происходит условная поминальная трапеза в лесу — совместная трапеза с березой, основу которой также составляют крутое яйцо, специально испеченные булочки и родниковая вода. Во время еды все крестятся, повторяя «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». При этом произносят пожелания: «чтобы мир стоял спокойно», «чтобы дождь был». Кусая булочку, говорят: «чтобы предки на том свете не были обездолены».

В деревне в четверг, пятницу, субботу устраиваются семейные застолья, сопровождающиеся специальными песнями. В них восхваляются хозяева и приготовленное ими угощение, гости, а также воспевается счастье и ценность родства.

За столом вновь поминают умерших.

В прежние годы в субботу поздно вечером происходило молодежное гуляние у реки, продолжавшееся при большом стечении народа до утренней зари; здесь молодые парни и девушки присматривали будущих женихов и невест. Собравшиеся водили большой хоровод под медленную песню. Рассказывают, что раньше во время гуляния было так тесно, что люди еле двигались в хороводе. Сейчас, поскольку молодежь уехала в города и не живет постоянно в деревне, такого гуляния уже нет, и традиция хороводных песен прервана.

В воскресенье происходят главные события — срубание помеченных берез, шествие с ними из леса через деревню к реке, сбрасывание деревьев в реку.

С утра празднично одетые люди с гармонью, песнями и плясками собирают жителей деревни для того, чтобы пойти в лес и срезать две помеченные березы.

Придя в лес, женщины выстраиваются вокруг помеченной березы, поют православные молитвы, а затем сразу же — обрядовую песню, под которую начинают водить хоровод вокруг одной из берез. После этого обе березы спиливает мужчина, а женщины одевают березы — навязывают на них платки, произнося пожелания. Затем шествие выходит из леса с пением троицкой обрядовой песни: впереди двое мужчин с наряженными березами, за ними — все присутствующие.

У края деревни шествие останавливается, и по пути через деревню к реке таких остановок бывает несколько. В это время начинаются пляски под гармонь с частушками (такмак); жители выходят из домов и угощают участников шествия родниковой водой, обливают их; люди хлещут друг друга березовыми ветками с пожеланием благополучия и здоровья.

Когда шествие подходит к реке, наряженные березы устанавливаются в центре поляны на берегу, и все водят вокруг них заключительный хоровод под обрядовую песню, при исполнении которой участники ритуала воспроизводят жесткий, прямолинейный тембр кряшенского обрядового интонирования. Затем деревья бросают в реку, а за ними — и березовые ветки, принесенные из лесу. Самая старая и уважаемая из присутствующих женщина спускается к воде и, обращаясь к Богу (которого она называет Ходай, Алла, Христосушка), произносит слова благодарности и просьбы о всеобщем благополучии, первая из которых — просьба о дожде.

Традиционные платья, в которых местные жительницы выходили на праздник, в деревне почти не сохранились. Старожилы села, знающие традиционные песни, в последние годы стали ездить с выступлениями на концерты и фестивали, проходящие в различных городах и селах Татарстана. В связи с этим для них были сшиты новые костюмы, к сожалению, одинаковые и далекие от местной традиции.

Празднование Троицы для всех жителей села — очень желанный, долгожданный православный праздник, сохраняющий отголоски древних слоев культуры, в том числе связанные с культами предков, растительности, земли и воды, а также главный обрядовый напев, хотя и в трансформированном, модернизированном виде. Важны и необходимы все детали этого многодневного ритуала, важно, что люди очень нуждаются в нем, и празднуя его, ощущают свою жизнь гармоничной.

ВИДЕО

Фото

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

24 сентября на площади перед Театром Российской армии пройдет театральный фестиваль.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть