Искусство игры на балалайке Антонины Ивановой из деревни Лисьи Горки Поддорского района Новгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: русский, западный среднерусский (новгородский) говор
Новгородские народные музыканты издавна славились своей игрой на гуслях, гармониках разной конструкции, балалайках, мандолинах, рожках. Гусли упоминаются в русском фольклоре; самый известный пример — былина, главный герой которой, новгородский купец Садко, обладает удивительным даром игры на гуслях, способным покорить подводное царство. Несмотря на многовековые запреты церкви, гонения на скоморохов, попытки искоренения «отсталой» крестьянской культуры в советское время, народное искусство продолжало жить, участвуя во всех событиях жизни крестьянской общины. Даже в сложные 1920–30-е годы в деревнях не умолкали песни, звучали гармошки, балалайки, сохранялись в домах дедовские гусли, на которых умели играть дети и внуки деревенских музыкантов.
«Всё это было до войны…» — говорят местные жители. Игра на музыкальных инструментах всегда считалась приоритетом мужского населения, а после Великой Отечественной войны на новгородских землях его почти не осталось. Экспедиционная работа второй половины ХХ века свидетельствует о том, что инструментальная традиция находилась в то время в угасающем состоянии. Однако тщательные поиски приводят исследователей к встречам с народными музыкантами, которые продолжают традиции своих родителей. Так, в 1986 году в Поддорском районе Новгородской области состоялось знакомство ленинградских фольклористов с богатой инструментально-певческой традицией. Были записаны наигрыши на гармониках и балалайке, исполняемые на гуляньях, праздниках, молодежных вечеринках, а также песни, которые поются под эти традиционные наигрыши. Выявлена очень развитая здесь традиция пения «под язык», когда в отсутствие инструмента наигрыш на нем имитируется голосом.
Одна из замечательных представительниц новгородской инструментально-певческой традиции — Антонина Алексеевна Иванова, с которой собиратели познакомились в деревне Лисьи Горки Белебёлковского сельсовета Поддорского района. От Антонины Ивановой были записаны не только наигрыши на балалайке, сопровождавшиеся частушками и пением «под язык», но и рассказы о старинных гуляньях и праздниках.
В 1986 году Антонина Иванова была приглашена в Ленинград, где участвовала в концерте в Малом зале им. А.К. Глазунова Ленинградской консерватории. В дни пребывания в Ленинграде от исполнительницы также было записано множество наигрышей. В 1992 году участники экспедиции Санкт-Петербургской консерватории повторно посетили Лисьи Горки, где продолжили знакомство с искусством выдающейся балалаечницы. В 1993 году в цикле Санкт-Петербургского радио «По заветам старины» вышла в эфир программа «Певица из Лисьих Горок», посвященная творчеству Антонины Ивановой (автор — Е.А. Валевская).
Лисьи Горки — небольшая деревня, каких много на Северо-Западе России, расположенная на проезжей дороге. Название ее местные жители объясняют так: раньше здесь была большая сопка, на ней водились лисы, но сопку срыли, так как потребовался песок на строительство дороги, название же осталось. Старики вспоминают повседневный быт и праздники прежнего времени. Осенью организовывали «капустки», «капустные вечера» — собирались поочередно у разных хозяев, рубили капусту, закладывали ее в бочки. По окончании работы устраивалось гулянье с угощением, песнями и плясками под игру на музыкальных инструментах. На другой день шли к другому хозяину, потом к третьему. Совместная работа обеспечивала возможность всем без исключения членам крестьянской общины получить помощь соседей.
Другой вид деревенских трудовых посиделок — «супрядки», на которых девушки и женщины пряли лен и шерсть в течение всего осенне-зимнего периода. Вечерами приходили парни, начинались игры, пляски, пение частушек. Святочные «вечёрки» отличались особым праздничным настроением, на них приходили ряженые. Озорство, игры, пляски продолжались весь период зимних святок. Плясали кадриль в шесть фигур под гармонь, под балалайку, могли собирать ансамбль из этих инструментов. А если не было музыкантов, то плясали и пели «под язык».
Пели частушки под игру «Страдания» — две девушки становились друг против друга, одна из них пела, а вторая отвечала. Под «Залётку» плясали тоже вдвоем: одна поет частушку, другая приплясывает, стоя на месте; затем обе частушечницы идут по кругу, потом вторая поет, как бы отвечая первой, и все повторяется.
Один из самых любимых праздников на Новгородской земле — Масленица — отмечался с особым размахом. Весной, когда начинался ледоход, молодежь устраивала гулянье на берегу реки. Целую неделю девушки и парни ходили на речку, жгли костры, пекли картошку, пели песни, играли на гармошке, на балалайке.
В течение всего календарного года отмечались престольные праздники, собиравшие народ из всех окрестных деревень — на «я́рманку». И здесь роль музыкантов была очень значительной. В округе праздновали «Зи́мнюю Нико́лу» и «Летнюю Нико́лу», «За́говены», «Еги́тру» (праздник иконы Божией Матери — Одигитрии). В престольные праздники гуляли три дня: ходили вдоль деревни парами или партиями по несколько человек, играли на гармони, на балалайке, пели припевки (короткие песни), приплясывали. Во время ярмарочных гуляний происходили драки парней. Парни из других деревень ходили на ярмарки артелями (до двенадцати человек) для того, чтобы «если кто забушева́л — победа штоб наша была». С этой ситуацией связана особая форма наигрыша — «на задор», «под драку». В современной деревне праздники не отмечаются с таким размахом: «Теперь все убито, невесело стало жить», — говорят в деревне.
Осенью гуляли «некру́тики» — призывники. Ходили по деревне, отправлялись и в соседние, и в дальние деревни. А «некрута́» из тех деревень приходили сюда, в Лисьи Горки. Проводы в армию сопровождались обязательным участием музыкантов — балалаечников и гармонистов. Гулянье проходило под звучание наигрышей и мужских частушек «под задор», устраивались вечерки с плясками и танцами. Все гармони в деревне местные жители знали по голосам, отличали «своих» и «чужаков»: «И тут гармо́нят, и там…».
Антонина Алексеевна Иванова родилась в 1930 году, еще девочкой она застала живую традицию повседневной и праздничной деревенской жизни. Дед прекрасно играл на гармони, бабушка пела. Будучи совсем маленькой, лет пяти, Антонина Алексеевна запомнила их игру и пение. «Я с детства уже понимала всю музыку», — вспоминала она. Прекрасный музыкальный слух, безупречная интонация, замечательная память, острое чувство ритма, а главное — проникновенная музыкальность — вот главные черты ее исполнительского искусства.
Основу репертуара Антонины Ивановой составляют наигрыши «под песни» (исполняемые большей частью «на проходке», во время шествий по деревенским улицам, на ярмарках) и «под пляску». Они относятся к корневому историко-стилевому пласту инструментальной музыки и определяют облик местной традиции. К этой группе относятся два наигрыша под общим названием «Новгородского» — «как девушки пели» и «как парни пели». Под эти наигрыши поются разные частушки — на обычных гуляньях, при проводах рекрутов и «под драку». Исполняя мужские припевки, певица воспроизводит стилистику мужского пения — декламационность, резкость, включает характерные возгласы по окончании припевки. К этой же жанровой группе относится и «старинная игра» — имитация гармонных наигрышей.
Из традиционных наигрышей «под пляску», распространенных в данной местности, А.А. Иванова особенно часто исполняет «Русского» и «Залётку». В ее репертуаре есть и наигрыши общерусского распространения — «Соло́ма» («Цыганочка»), «Страдания», «Семёновна».
Иванова играет на балалайке фабричного производства. Инструмент настроен по звукам мажорного трезвучия: ре-бемоль — фа — ля-бемоль (первой октавы), такой строй называется «гитарным».
Балалаечница исполняет наигрыши сидя. Постановка инструмента отличается от академической и является типичной для народной традиции игры на балалайке. Инструмент расположен горизонтально (линия от нижнего порожка до лопатки), корпус опирается на бедро правой ноги музыканта. Верхний угол балалайки находится между плечом и предплечьем, основание корпуса упирается в локтевой сгиб, а правая рука как бы обхватывает инструмент чуть выше места крепления струн. Такая постановка правой руки обычно используется народными исполнителями при игре стоя или на ходу. Постановка левой руки не отличается от общепринятой в современной исполнительской практике.
Антонина Иванова мастерски владеет различными приемами звукоизвлечения на балалайке. Основными приемами игры правой рукой являются бряцание (например, в наигрыше «Новгородского» под пение девушек), сочетание двух видов удара — одиночного удара сверху и двойного удара сверху вниз и снизу вверх (в наигрышах «Русского», «Солома», «Залётка»), «дробь», выполняемая всеми пальцами правой руки, кроме большого, при движении кисти вниз (этот прием встречается почти во всех наигрышах). К специфическим способам звукоизвлечения можно отнести прием «набивания» (наигрыш «Новгородского» под пение парней) — удар по струнам сверху вниз. Удар указательным пальцем при «набивании» выполняется более резко и концентрированно. Для этого большой палец лежит на указательном пальце — как бы «придерживает» его сверху, кисть округла, пальцы собраны в неплотно зажатый кулак, тогда как при обычных ударах и бряцании кисть расслаблена, более распластана, а большой палец приподнят кверху. Движение кисти при игре «набиванием» сдержаннее и резче, в отличие от более широкого, «размашистого», свободного движения при бряцании и технике исполнения ударов. «Набивание» выполняется либо по отдельным струнам, образуя мелодический рисунок наигрыша, либо по двум или всем струнам, что встречается преимущественно при исполнении припевки или игры «под язык». В наигрыше «Новгородского» под пение парней, при основном способе игры приемом «набивания», встречаются и другие исполнительские приемы — «двойной удар», «дробь».
В исполнительской технике игры левой рукой в качестве игровых используются четыре пальца: все, кроме мизинца. Важной особенностью игры левой рукой является исполнение только в одной (первой) позиции на протяжении всего наигрыша.
Мелодизированная игра с использованием приема «набива́ние», зафиксированная от Антонины Ивановой, обнаруживает параллели с «игрой на вы́бор», которая встречается у исполнителей-мастеров новгородской и псковской балалаечных традиций. Данный исполнительский прием, а также игра в одной позиции, указывают на родство с традицией гусельной игры.
Под балалаечную, гармонную, гусельную игру всегда звучали короткие песни, называемые обычно припевками или частушками. Частушечные традиции Псковской и Новгородской областей относятся к наиболее представительным и ярким в России, что подтверждает инструментально-певческое творчество Антонины Ивановой
Все свои наигрыши Антонина Иванова сопровождает исполнением частушек. Она с легкостью воспроизводит манеру и особенности как женского, так и мужского пения. Голос исполнительницы легкий, но в то же время тембрально насыщенный, богатый призвуками, дающий возможность играть флажолетами (столь типичными для женского пения). Все это в сочетании с высокой тесситурой пения создает неповторимый, уникальный звуковой образ. Особой пронзительностью наполнены моменты, когда исполнительница показывает, как в старину пела ее бабушка, а дед играл на гармони. Что касается мужской традиции петь «под задор», «под драку» с соответствующими текстами частушек, здесь Иванова может поспорить с исполнителями-мужчинами, передавая истинно мужской темперамент, боевой, залихватский характер пения.
Яркой особенностью новгородской традиции, распространенной в деревнях Поддорского района, является пение «под язык» — имитация голосом звучания музыкального инструмента — гармоники или балалайки. В ряде деревень были записаны прекрасные образцы такого рода пения. Антонина Иванова виртуозно владеет этим искусством, что добавляет ее исполнительскому стилю неповторимые индивидуальные черты.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Наигрыш на балалайке «Новгородского» (как девушки пели) с пением «под язык» в исполнении А.А. Ивановой из д. Лисьи Горки Поддорского р-на Новгородской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна