Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Лирические песни на Мезени в Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Диалект северного наречия русского языка
Паспорт объекта
Жители мезенских сел и деревень постоянно подчеркивают «растяжность» местных лирических песен: «Нынче бабы поют на одношовку, а мы-то растягаем, сколько колен выведем!» (деревня Лебское); «Растяжно таки песни пели... Надь яе вытягать, да еще перегибы делать» (деревня Кысса). В верховьях «русской» Мезени — в деревнях выше Лешуконска по течению реки — их обозначали еще и как продольные. В низовьях (Мезенский район), среднем течении Мезени и на Вашке исполнители, подчеркивая развернутость поэтических текстов, лирические песни определяли как длинные.

Протяжные песни на Мезени исполнялись в различных ситуациях. Многие из них постоянно звучали на различных гуляньях и посиделках в крестьянских домах: в компании, за пирами, в беседе, в гостьбах; в некоторых деревнях верховьев их могли называть застольными, избными. Такие песни не имели строгой закрепленности за местом и временем исполнения, то есть не приурочивались к какому-либо календарному сезону или празднику, обрядовым ситуациям, определенным видам работ. Неприуроченной в местной традиции в большинстве населенных пунктов оказывается примерно половина лирических песен.

Вместе с тем значительная часть протяжных песен на Мезени была закреплена за конкретными праздниками или сезонами народного календаря. В верхнем и среднем течении реки и на ее притоке Пёзе зафиксированы песни зимней приуроченности: их пели, когда ездили на лошадях зимой, гуляли о заговенье зимой, на заговенье встречали и провожали горку («Горку встречали и спровожали, когда снег выпадает: на горке играли и катались на санях» (деревня Лебское), сижа поют зимой от заговенья до заговенья: «Зимой молодежь катается, сделают горку; на взвозах заходят и поют песни... На конях катаются, посадят три-четыре жёнки и поедут, жёнки поют на конях» (деревня Калино). Самые распространенные зимние протяжные песни на Мезени — «Чтой на горке-то было, на пригорке» и «Ты раздуй-развей да погодушка», на Пёзе — «Размолоденьки молодчики».

Широко на Мезени, за исключением ее верховьев, бытовали вёшние песни. Их начинали петь во время ледохода, на Благовещение или Николу вёшнего, а заканчивали летом — на Иванов или Ильин дни: «Благовещенье — первый вёшний праздник... и песни вёшние поют. В другие праздники тоже можно — всю весну, до Петрова или Ивана-дни» (деревня Русома). На Вашке и в среднем течении Мезени (реже — в низовьях) весенние песни нередко связываются с определённым местом и временем исполнения: сижа на дерёвах весной («Весной в праздник бабы сидят на дерёвах и песни поют» (деревня Кеслома), весной на горке / на отмыске, когда река идёт («Когда река выйдет весной, то выйдут на горку и поют» (село Олема). К началу ледохода на Вашке были приурочены песни «Разливалась мати вёшная вода» с соответствующим событию поэтическим текстом и «Пойду схожу с горя я на речку», а на средней Мезени и на Пёзе — лишь первая из них: «Выйдем на угор, лёд несёт по реке, и поём «Разливалась мати вёшная вода»» (деревня Сафоново).

Повсеместно протяжные песни пели весной на качелях (катилах, качулях), на которых девушки качались с Пасхи до Вознесения: «На Пасху катило (качули) повесим... Катались, пока не засеются. Как на поле пошёл хлеб — нельзя качаться, нельзя землю топтать. На катилах песни протяжливы пели» (село Олема); «Качули на Пасху на повети повесят, на качулях пели долги. В первый день качули не вешали: Христа повесят, Христа прокатил — сажей замарают» (деревня Калино).

Общераспространенным на Мезени было исполнение долгих песен во время движения в лодках по реке: «За реку в лодке поедешь — всю реку пеёшь» (деревня Чулоса). Обращает на себя внимание, что эти песни являются яркими образцами «мужской» лирики: «Вниз по матушке-речке по Волге», «Ой, детинушка, горький сиротинка», «Полё, ты, полё, поле чистое». Причем на Пёзе их же пели во время рыбного промысла и называли запобедными: «Запобедны песни — долгие, растяжливые, на озерах пели, невода закидывали» (деревня Лобан); «Те песни — на озерах, рыбу чистят (чтобы не дремать), в компаньи, другие песни — на взвозах» (деревня Мосеево).

Среди календарно приуроченных песен местные жители особенно выделяли те, что пелись на весенне-летних съезжих праздниках (петровщинах). Такие праздники, на которые съезжались жители деревень, относящихся к одному, а иногда и к нескольким смежным церковным приходам, были связаны с празднованиями престолов. Уличные гулянья на них включали медленные хороводы-шествия — застенки (на Вашке — ходить в расхожу), сопровождаемые пением протяжных песен, называемых иногда в верховьях «застенощны», в других зонах — «вёшные». Положение застенков в «сценарии» праздников могло быть различным. В верховьях именно эта форма движения открывала гулянье: «Начинали гулять застенком девки и первогодки-молодухи. Молодухи девок звали: подойдет, поклонится девке и поведет» (село Койнас), на средней Мезени обрамляла хореографическое действо, а в низовьях реки, как и на Вашке, его завершала. В верховьях Мезени в каждом населенном пункте зафиксировано около 10 застеночных песен, в других зонах их количество уменьшается до 4–6. Бóльшая часть таких песен — «В хороводе девушки на лужку», «Из-за лесу, лесу тёмного», «Я нигде дружка не вижу», «Распремилы девушки» и др. — распространены на всей обследованной территории. Некоторые же музыкально-поэтические тексты, такие как «Вот цвели-то, цвели в поле цветики», «Размолоденьки молодчики», бытовали преимущественно в верхнем течении реки.

В верховьях Мезени хождение в застенках было не только основной составляющей весенне-летних съезжих праздников, оно включалось и в проводные рекрутские ритуалы: «Кто уходит, тот и зовёт девок. Когда много ребят уходит в армию, то каждый в один из дней собирал, играли каждый вечер целую неделю. Играли не дома, на повети. Ходили застенком» (село Вожгора).

На мезенских съезжих праздниках существовала еще одна хореографическая форма, связанная с пением протяжных песен. Так, в низовских деревнях и на Вашке молодежное гулянье начиналось с хождения девушек в крýгах: «Песни в крýгах пели только девки. Придут, остановятся, в круг ходят — долги песни пели в кругу-то» (село Олема). Причем исполнялись в крýгах те песни, которые в верхнем и среднем течении Мезени пелись в застенке.

Приуроченные к съезжим праздникам лирические песни выполняли не только календарную, но и важную социально-обрядовую функцию, поскольку уличные традиционные гулянья являлись своеобразной ярмаркой невест и именно во время хождения в застенках и кругах местные жительницы присматривали будущих жен для своих сыновей: «здесь примечали, засматривали невест»; «бабы и парни глядят на девок, выбирают невест».

К песням социально-обрядовой функции можно отнести и рекрутские, которые пели, когда провожают в солдаты / в армию, и протяжные, приуроченные к свадебному обряду. В каждой мезенской деревне записано 2–3 рекрутские песни. Две из них — «Край пути было, край дорожечки» и «По дорожечке, ой, да по широкой» — звучали при проводах в армию практически повсеместно, а вот песни «Склался, собрался миленький во котомочку» и «Отлетает наш соколик» в низовьях Мезени меняли рекрутскую приуроченность — пелись в застенке, завершая уличное традиционное гулянье. Отметим также ограниченное территориальное бытование рекрутской «Кого нету, того больно жаль» — она распространена только в верховьях.

Приурочение лирических музыкально-поэтических текстов к свадьбе характерно лишь для деревень, расположенных в среднем и верхнем течении Мезени. Таких песен две — уже упомянутая рекрутская «Отлетаюшко» и «Ты не пой-ко, не пой, соловьюшко», которые пелись при увозе невесты к венцу.

Среди мезенских лирических песен доля музыкально-поэтических текстов если не повсеместного, то довольно широкого распространения, безусловно, велика. Это «В хороводе девушки на лужку», «Из-за лесу, лесу тёмного», «Я нигде дружка не вижу», «Край пути было, край дорожечки», «Сядем, ребятушки, во единый круг», «Отлетает наш соколик», «Склался миленький, собрался» и многие другие. Все они известны и далеко за пределами мезенского бассейна.

На Мезени и ее притоках записаны и долгие песни, бытовавшие лишь в некоторых населённых пунктах. При этом многие из них известны на других русских территориях. Так, песни «Кого нету, того больно жаль», «Ты не пой, не пой, соловьюшка» и «Запевай-ко се, моя любезная» записаны преимущественно в верховьях Мезени, «Ты прости-прощай, моя милая» и одна из самых популярных на Русском Севере протяжных «За Невагою» — в верхнем и среднем течении реки, а последняя еще и на Вашке. Долгие «Как у столбышка было у точеного» и «Эко сердце» фиксировались только в средней части мезенского бассейна; «Разливалась мати вёшная вода» — ниже Лешуконска и на Пёзе, а широко известные «Горы Воробьёвские» — в низовьях.

Лирические песни на Мезени записаны преимущественно в исполнении женских коллективов. Зафиксированные образцы совместного мужского и женского пения единичны. Исполнялись лирические песни в плотной гетерофонной фактуре. На Мезени протяжные песни было принято петь одновременно в разных регистрах — тонкими (высокими) и толстыми (низкими) голосами. На Пёзе исполнители специально указывали на то, что долгие песни нужно исполнять, по возможности, тонким голосом: «Тонкúе голоса, толстые голоса — бесконечные песни... Тонкúми пели долгие песни; новá [одна] может и толстым, и тонким, а новá [другая] не может» (деревня Ёлкино); «На качулях пели долгие песни, тонкúми и пели — кто как может» (деревня Сафоново).

Певицы подчеркивали особую важность двухрегистрового звучания в долгих песнях. Их пение на голосах/языках/ясаках [1], то есть тонкими и толстыми голосами, считалось необычайно красивым: «Долгие песни на языках хорошо петь. Надо на ясаках подымать» (с. Олема); «На ясаках-то баска песня [о песне «Ты Россия, мать российская земля»]» (деревня Чуласа); «На ясак пели, они ладят, чтобы на ясаках [о песне «Снежки-ти белые, белые пушисты»]» (деревня Русома); ««Здесь построился Еруслан-город» — долгая, на ясаках красива песня» (деревня Кысса); «Тяжелые песни, они придуманы вместе петь, на голосах» (деревня Мосеево).

Изучение мезенского песенного репертуара, бытования протяжных песен и особенностей их напевов показало, что при всем единстве местной традиции лирической песенности можно выделить несколько узколокальных зон. Это верховья «русской» Мезени, куда вошли деревни, расположенные выше Лешуконска, а также на Мезенской Пижме, среднее течение Мезени — от Лешуконска до Азаполья, вашкинский субареал (Лешуконский район) и нижняя Мезень (Мезенский район). Традиционная культура деревень на Пёзе имеет различную ориентацию: традиция верховских деревень близка верхнемезенской, низовских — нижнемезенской.

Неоднородность мезенской традиции осознается и местными жителями, причем в основе такой характеристики лежат прежде всего музыкально-стилевые особенности протяжных песен. Так, на средней Мезени говорили: «Уже вот Пылемы пойдёт [выше Лешуконска] — это верховьё. У нас подольше разводят...» (деревня Малая Нисогора); «Тиглява один мотив, Палуга — говоря протяжливее и песни не так поют» (деревня Защелье); «В верховье и люди другие, и поют с тонкими голосами» (деревня Ценогора); «Выводка [напев] така же, а в Мезенском районе — немного не так» (деревня Палуга). Низовцы считают, что «внизу поют с выводом, вверху круче заворачивают» (деревня Козьмогородское), а верховцы — «ниже по Мезени тянут» (деревня Родома); в верховьях Пёзы отмечали: «В Бычьем завёртывают, здесь растягивают» (деревня Баковская).

Ареальная структура мезенской традиции протяжных песен, вероятно, во многом определяется особенностями заселения этого края. Освоение Мезени осуществлялось и разными путями, и в разные исторические периоды: ранее всего новгородцами была заселена нижняя Мезень, в XV–XVI веках верхневолжская волна колонизации охватила ее среднее течение и верховья, а также Вашку (причем земли в верхнем течении Мезени и Вашки осваивались лишь с середины XVI века). Формирование зон лирической песенности, видимо, произошло не ранее XVIII века, уже после окончания активных миграционных процессов на средней Мезени в первой половине XVII века и значительного прироста русского населения в ее верховьях и на Вашке во второй половине XVII века. К этому времени в мезенском бассейне сложились определенные зоны контактов местного населения, обусловленные как церковно-приходской принадлежностью и административным подчинением деревень, так и семейно-родовыми связями крестьян. Эти зоны контактов, возможно, и послужили основой ареальной структуры мезенской лирической традиции.


[1] Ясак в местной традиции — голос. В некоторых низовских деревнях пение на ясаках означает многоголосное, ансамблевое исполнение.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Лирическая песня «Вниз по матушке по Волге» в исполнении жительниц с. Ценогора Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

02 Лирическая песня «По дорожечке было по широкой» в исполнении жительниц д. Засулье Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

03 Лирическая песня «Красно солнышко из-за лесу да светёт» в исполнении жительниц д. Кысса Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

04 Лирическая песня «Запевай-косе, моя любезная» в исполнении жительниц д. Лебское Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

05 Лирическая песня «Кого нету того больно жаль» в исполнении жительниц д. Усть-Кыма Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

06 Лирическая песня «Как на горке-то было, на пригорке» в исполнении жительниц с. Вожгора Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

07 Лирическая песня «Цвели-то цвели в поле цветики» в исполнении жительниц д. Малая Нисогора Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

08 Лирическая песня «Только не за реченькой было за Невагою» в исполнении жительниц д. Малая Нисогора Лешуконского р-на Архангельской обл. Правовая информация

09 Лирическая песня «Уж мы сядем-ко, ребятушки, во единой круг» в исполнении жительниц д. Кильца Мезенского р-на Архангельской обл. Правовая информация

10 Лирическая песня «Разливалась мати вёшная вода» в исполнении жительниц д. Сафоново Мезенского р-на Архангельской обл. Правовая информация

11 Лирическая песня «Край пути было, край дорожечки» в исполнении В.Н. Окулова из д. Сафоново Мезенского р-на Архангельской обл. Правовая информация

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть