Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Святочные обходы дворов в Судогодском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор – среднерусский
Паспорт объекта
Святками называется период народного календаря от праздника Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января). В Судогодском районе Владимирской области до настоящего времени Святки осознаются как период некого безвременья, когда определенные магические действия способны повлиять на будущую судьбу как отдельного человека, так и всего традиционного социума. Святки являются наиболее значимым периодом народного календаря, характеризующимся высокой концентрацией обрядов, магических действий, обычаев, поверий, запретов и примет. Мифологическое значение Святок определяется их пограничным положением – в это время по народным представлениям «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз», начинает прибывать световой день («Святки свету к дню притачали». Именно во время Святок заканчивается старый и начинается новый год, на этот период приходится празднование рождения Спасителя, а Крещение, по мнению исполнителей, «на весь год порядок наводит» и превращает хаос безвременья в упорядоченный мир.


В Судогодском районе Святки насыщены обходами дворов и домов односельчан. Целью этих обходов были определенные магические действия, призванные повлиять на благополучие жителей деревни, обеспечить богатый урожай, здоровье людей и животных. Обходы домов в Судогодском районе представлены множеством форм и вариантов, различающихся по составу участников и производимым ими действиям, по целям визита и ряду других характеристик.


В рамках суточного времени различались ночные (вечерние) обходы, в которых участвовали по преимуществу взрослые исполнители, и утренние, участниками которых были дети и подростки. В вечерних обходах могли быть ряженые, в то время как их участие в дневных обрядовых обходах строго запрещалось.


Первым ритуальным обходом можно считать обычай обходить дома и «славить Рождество». Утром, после церковной службы, маленькие дети бегали по домам и с разрешения хозяев исполняли христославие – песнопения, повествующие о сущности праздника Рождества. В их основе – ирмос первой песни рождественского канона «Христос рождается» («Христос рождается, славите! / Христос с неба срящите. / Хритос на земле возноситеся. / Пойте Господеви вся земля, / И веселием воспойте, людие, / Яко прославился), тропарь «Рождество Твое, Христе Боже Наш» (Рождество Твое, Христе Боже Наш. / Возсия мирови свет разума. / В нем бо Звездам служащии, звездою учахуся / Тебе кланяемся, солнце правды. / И Тебя ведете с высоты востока. / Господи, слава Тебе) и кондак Рождества Христова «Дева днесь Пресущественного рождает» (Дева днесь Пресущественного рождает. / И земля вертеп Неприступному приносит. / Ангелы и пастырьми славословят, / Волсви же со звездою путешествуют, / Нас бо ради родитеся отроча младо / Превечный Бог).


В народной традиции в единый текст были объединены различные элементы молитвенных песнопений. Иногда в народной версии объединяются части всех трех текстов, но значительно чаше это либо переделка одного текста с небольшими вкраплениями других, либо соединение ирмоса и тропаря. Однако в связи с тем, что церковная служба ведется на старославянском языке, многие непривычные слова, а иногда и целые предложения переделываются на более привычные. В народной среде бытует большое число вариантов этих текстов.


Роль христославшиков заключалась не только в том, чтобы просто спеть песню о Рождестве. Считалось, что если по какой-то причине они не придут в дом, то в нем «счастья не будет весь год», поэтому хозяева следили, чтобы дети обязательно зашли к ним, и даже выходили на улицу, зазывая в дом припозднившихся певцов. Когда в советское время дети в силу идеологических причин перестали ходить по домам и «славить Христа», довольно долго эту функцию брали на себя пожилые люди, которые так же как и в детстве собирались группами и ходили по домам. Исполнение христославия на Рождество гарантировало достаток в доме, здоровье домочадцев, обильный приплод скота и т. д. Кроме того, считалось, что если «Христа прославили», то во время жатвы у жниц не будут болеть руки и спины.


Особый всплеск христославий пришелся на войну, когда по домам опять стали ходить дети, так как стали говорить о том, что в дом, куда зайдет ватага христославшиков, не принесут похоронку. В настоящее время дети не ходят славить Христа, однако пожилые люди соблюдают обряд, правда, они обходят не все дома деревни, а только родных и друзей. Их вера в то, что если на Рождество «Христа не пославить – счастья весь год не будет», сохранилась.


Славильщики заходили в дом и, повернувшись к иконам, исполняли христославие, за это благодарные хозяева наделяли детей пирожками, козульками (обрядовым печеньем), конфетами, а иногда и мелкой монеткой.


К «славлению Рождества» примыкает и другой обычай – «славить Богородицу». О нем упоминали многие исполнители, но записать удалось только один текст, также связанный с приходом в дом ребятишек, исполнением ими песни и получением угощения. Исполнители «славы Богородице» были желанными гостями в каждом доме, так как считалось, что их пение оберегает от происков нечистой силы и обеспечивает благополучие дома в наступающем году. Говорили, что если в доме «Богородицу пославили», то летом в лесу человека не будет манить, то есть он не столкнется там с нечистой силы.


Другие обходы домов сопровождались исполнением традиционных календарных песен — овсеней и колядок. За это в Судогодском районе награждали ребятишек особым обрядовым печеньем — козульками (конурки, колядки, коляды). Оно представляет собой объемные или плоские изображения коровок. Вероятно, первоначально пекли фигурки и других домашних животных – коз, овец, поросят, – но в настоящее время сохранились воспоминания лишь о коровках.


С колядками обычно обходили дворы в рождественский Сочельник. Колядовшики в дом не заходили и пели под окнами, их чаше всего благодарили специально выпекаемыми для ребятишек козульками и другими угощениями. Хозяйки передавали угощение через окно, причем считалось, что его нельзя подавать голой рукой (счастье из дома отдашь), поэтому женщины оборачивали руку фартуком и протягивали угощение через форточку. Говорили, что не угостить колядующих – значит обречь свою семью на нищету в будущем году. Даже в самые голодные годы колядующих одаривали едой (реже – деньгами), так как в противном случае грядет голод и неурожай.


Наряду с колядками пели овсени или таусени, однако колядки пели обычно в первые дни Святок, а овсени — на протяжении всего святочного цикла. Колядовали только дети, а с овсенями ходили подростки и молодежь, к которым могли присоединиться и дети. Самые пожилые исполнители помнят, что овсенщиков угощали специальным обрядовым печеньем баусенькой. Оно было плоским и имело форму птицы. Считалось, что баусеньки нужно дать всем поющим, сколько бы их не пришло в дом, в противном случае хлеба в доме не хватит до нового урожая.


Сохранился в Судогодском крае и еще один святочный обход домов – с приговором, «Сею-вею-посеваю». Во время его исполнения посыпали пол принесенным с собой зерном разных сортов. Это обрядовое действие совершалось обычно в канун Старого Нового года. Если славили и колядовали обычно маленькие дети и молодежь, то посевать могли и взрослые. Причем посевальщики, в отличие от других обходов, обычно ходили по одиночке.


Основной целью обряда посевания было обеспечение хорошего урожая зерновых. Более того, по его завершении хозяева еще и гадали на урожай. После ухода посевальщиков хозяева могли встать на колени, с закрытыми глазами собрать пять зерен и положить их на стол. По найденным зернам примечали, каким будет урожай в текущем году. Если первым было найдено пшеничное зерно, то верили, что самым богатым будет урожай пшеницы. Зерно, найденное пятым, свидетельствовало о неурожайности именно этой культуры. Существовал и другой способ гадания с «посевальными» зернами. Хозяйка с закрытыми глазами подбирала зерна в два приема: по первым судили об урожае озимых, а по вторым – о яровых.


На протяжении всех Святок молодежь, а нередко и взрослые рядились. Ряженые также холили по домам, они пели частушки, шуточные песни и танцевали. Основными персонажами ряжений были барыня, жених и невеста, цыгане, курочка и медведь. Часто девушки наряжались парнями, а парни — девушками. Иногда надевали старую одежду и закрывали лицо платком или марлей. Появления ряженых в домах ждали, стараясь обеспечить им щедрое угощение. Верили в то, что если к ряженым отнестись неуважительно, то «в доме счастья не будет».


Поведение ряженых было необычным: они шумели, мусорили, воровали утварь или сельскохозяйственные орудия, старались испугать хозяев своим видом, бегали и приставали к девушкам, разговаривали неестественными голосами или, наоборот, сохраняли молчание. Все эти действия были призваны обеспечить защиту домочадцев от нечистой силы, удачное замужество и плодовитость. Ряженые как бы брали на себя функции представителей «иного» мира, которые способны повлиять на плодовитость и растений, и человека. Поэтому угощение символических представителей «иного» мира должно было принести счастье и удачу в семью.


Иногда они разыгрывали сценки, в которых ряженое животное умирало или его умерщвляли. Многие пожилые исполнительницы отмечали, что их родители очень ждали сценок с ряженой козой или лошадью, которых сначала убивали, а затем они воскрешали, так как считалось, что это обеспечивает приплод скота в наступающем году.


Наконец, еще одним типом обходов можно считать святочное озорство молодежи, которое имело весьма устойчивые формы и может быть отнесено к элементам обрядового «антиповедения», позволительного в определенные календарные сроки. В отличие от всех предыдущих форм обходов, молодежное озорство было направлено не столько на благополучие в целом, сколько на обеспечение добрых семейных отношений, удачного брака и т. п.


Самыми популярной в Судогодском районе формой озорства было засыпание дорожек золой от дома парня к дому девушки. Считалось, что та пара, которой односельчане сделали дорожку, в течение года сыграет свадьбу. Когда после войны в деревнях стало много незамужних, дорожка из золы приобрела другой смысл. Ее прокладывали от дома мужчины к дому незамужней или вдовой женщины с целью обнародовать их близкие отношения, тем самым либо пресечь незаконную связь, либо вынудить мужчину к браку.


Были и другие формы озорства. Так, многие вспоминают установку стукалок — различных предметов, дерганье которых за веревку вызывало стук в дверь или окно. Обычно их устанавливали на домах одиноких людей, тем самым отмечая их особый статус. Многие рассказывали о том, что раньше стукалки ставили и на домах, где были незамужние девушки. Считалось, чем больше деревяшка стучит в окно, тем больше у девушки шансов быть сосватанной. Со временем стукалки стали устанавливать только на домах пожилых одиноких людей. И в этом случае некоторые отмечают определенное магическое действие стукалки: «чем длиннее нитка, тем лучше лен».


Были и другие действия, связанные с озорством молодежи: обливание крыльца водой, замораживание двери, затыкание трубы навозом или еловыми ветками, затаскивание саней на крышу бани и т. д. Надо отметить, что в обрядовом озорстве отсутствует характерный для обрядовых обходов момент одаривания участников. Однако большинство исполнителей уверены о том, что озорничающая молодежь обязательно что-то должна была забрать со двора, тем самым унеся с собой беды и неприятности хозяев. В этом случае хозяева не ругали озорников, а украденные вещи переходили в их пользование и могли рассматриваться как дары.


Одной из разновидностей молодежного озорства на Святки было и подшучивание парней над гадающими девушками. Они во время гадания вступали в контакт с представителями «иного» мира, а парни имитировали действия такого персонажа: стучали, свистели, лаяли, но чаще дотрагивались до девушек, чем приводили их в состояние ужаса. Иногда парни оставляли на предметах гадания следы присутствия потусторонних сил: волосы или шерсть животных, мокрое полотенце и т. д.


В Судогодском районе отмечены и обходы дворов, совершаемые с особой целью – выявления ведьм. В разрушенном виде этот некогда широко бытовавший обычай сохранился до настоящего времени. Если существовало подозрение, что в деревне или селе есть ведьма, одного из молодых парней одевали в тулуп с завязанными рукавами и воротом. Другие парни таскали своего приятеля по деревне с криками и смехом, стараясь создать как можно больше шума. Женщину, которая выходила из дома на этот шум и начинала ругаться, деревенская общественность безоговорочно признавала колдуньей.

Фото

Аудио

01 Рассказ о колядовании и колядка в исполнении К.И. Романовой из д. Заястребье Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

02 Рассказ об исполнении овсеней и овсень в исполнении Н.В. Морозовой из д. Горки Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

03 Рассказ Е. Беловой из с. Мошок Судогодского р-на Владимирской обл. об обычае посыпать дорожки от жениха к невесте золой. Правовая информация

04 Рассказ о посевальном обряде и посевальная песня в исполнении Т.А. Сорокиной из с. Мошок Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

05 Рассказ о христославье и христославье в исполнении З.В. Карповой из д. Овцыно Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

06 Рассказ А.В. Анисимовой из д. Суховка Судогодского р-на Владимирской обл. о ряженье. Правовая информация

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть