Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Певческое искусство некрасовской казачки Лукерьи Захаровны Васютовой из поселка Новокумского Левокумского района Ставропольского края

Этнос: Казаки-некрасовцы
Конфессия: Православие, старообрядчество
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Лукерья Захаровна Васютова — одна из тысячи возвратившихся на историческую Родину в 1962 году казаков-некрасовцев и поселившихся в Левокумском районе Ставропольского края, в винодельческих совхозах «Левокумский» и «Бургун-Маджарский». Она принадлежала среднему поколению переселенцев, которому в момент переезда было уже около 40–50 лет. После переселения некрасовцев из Турции в Ставропольский край, в переживаемый ими период социальной травмы, фольклористами были предприняты экспедиции в новые места их проживания. Всеобщий интерес к традиционной культуре какзаков-некрасовцев, как составляющей этнической идентичности, проявившийся в те годы, вызвал в их среде определенный подъем. В записях 1960-х годов нашло отражение мастерство певцов, чье становление происходило в естественных бытовых условиях еще в Турции. Следующее поколение певцов — Ирина Федотовна Пушечкина, Анна Иларионовна Рамзаёва, Ирина Абрамовна Беликова, Елена Кондратьевна Гулина, Варвара Михайловна Горина и другие — сформировалось в известной мере под влиянием организованного сценического исполнительства, так как лучшие певцы оказались вовлеченными в созданный в 1978 году фольклорно-этнографический ансамбль.


Уже первые поездки фольклористов в Ставропольский край к казакам-некрасовцам обеспечили Лукерье Захаровне известность. О ней как знатоке исторических песен упоминает в статье по следам экспедиции Московской консерватории 1963 года Ирина Константиновна Свиридова. Лукерья Захаровна стала одной из героинь скульптурных портретов ростовского скульптора Евдокии Бражниковой (1928–2013).


Васютова обладала разнообразными знаниями о быте, обрядах, фольклоре некрасовцев во время их проживания в Турции. Она хорошо представляла себе условия, в которых звучали песни, комментируя почти каждое свое исполнение. Например, в записи Е.Т. Аракельяна 1973 года Л.З. Васютова поясняет обстоятельства исполнения песни «Ой, удовушка, удовинушка»: «А мы кали подём к невести, понесём дары невести от жаниха, до́рить свякро́вя, стакан подно́сить невесте, и заставляить: «Дитя моя, нявестушка, завяди мне песню». Она заводить свякрови [если] он удовкин сын, «Ой, удовушка, удовинушка».


Ею Е.Т. Аракельяну предоставлены сведения о музыкальных инструментах, использовавшихся некрасовцами на свадьбах, праздниках и в пастушеской практике, таких как кавал (вид продольной флейты, изготовлявшийся из бузины) и его уменьшенная разновидность — кавалик. Она нередко высказывала свое отношение к исполненным песням: «Эта песня-та хорошия, неплохая [о]`т старах людей…» (о песне «В чистом поле стоит груша зеленая»).


Л.З. Васютова родилась в 1915 году, проживала на острове Мада, и, присоединившись к основной партии некрасовцев, вернулась вместе с ними на историческую родину. Это важный факт биографии, выделяющий ее из массы некрасовцев майносской ветви. Он также отчасти объясняет некоторые особенности ее исполнительского стиля, говора и репертуара, преимущественно сольный характер ее исполнительского искусства.


Певица воспринимала репертуар и особенности исполнительской традиции в семье и соседской общине в Турции и России. По ее словам, некоторые песни «об Игнате» переняла от бабушки Аграфены Харитоновкиной, «которой было больше 60 лет». Бабушка была «очень большого ро́ду» Бандерских [Бандеровских] <…> «много ходила по свадьбинках».


Записи ее пения еще в 1963 году, то есть практически сразу после приезда в Россию делала Ирина Константиновна Свиридова, 1965-1971 годы — Федор Викторович Тумилевич; в 1970 и 1973 году — Егише Тачатович Аракельян. Среди первых записей были песни исторического содержания, относимые самими некрасовцами к циклу «об Игнате», в частности «Не спалось бы ли мне красной девочке», «Во Евре, Евре, Евре во Евреюшке», «Вдоль по речке по реке». Эту последнюю певица слыхала от Матрены Кралевой (Королевой).


В некрасовской среде сложилась своя «классификация» жанров песенного фольклора. Мужские по своему происхождению песни группируются, исходя из их содержания. Песни собственно некрасовские об их истории, в которых запечатлелись отзвуки преданий о подавлении Булавинского восстания, об уходе с Дона и другие события, составляют группу «об Игнате» [атамане И. Некрасове]; связанные с историей России – «под Игната»; воинские, как и на Дону, именуются «служивыми». В другой части репертуара разграничение основано на признаке приуроченности к обрядам (свадебные, на масляную) хороводам (крыловые, карагодные), беседам.


Несмотря на прослеживающееся в наименованиях жанровых групп противопоставление частей репертуара, в том числе по гендерному признаку (мужские/женские) на деле такого устойчивого разграничения нет в исполнительской практике. Женщины поют «мужские» исторические и «служивские» песни, а мужчинами, как правило, прекрасно освоены свадебные и хороводные.


Поэтические тексты часто складываются из типизированных сюжетно-поэтических мотивов, относящихся к целому ряду песен, но выступающих в каждой из них в устойчивых сочетаниях (например, мотивы древа в поле, могилы, убитого воина, вороного коня). Как правило, они имеют аналоги в текстах русского фольклора (преимущественно в южнорусском), в том числе в донских песнях.


Как показал опыт работы с казаками-некрасовцами, при опросе информантов следует исходить из репертуара Среднего Дона (в пределах бывшей войсковой территории). Он в значительной части совпадает в обеих традициях. При этом в большей мере соответствия наблюдаются в поэтических текстах и в меньшей — в напевах. Мелодические совпадения единичны и относятся к песням широко известным, имеющим устойчивые напевы на обширной территории.


В репертуаре Л.З. Васютовой были собственно некрасовские песни, отражающие события их истории («об Игнате»): «Вдоль по речке по реке лёгка лодочка плывёт», «Во Евре, Евре, Евре во Евреюшке» (более известная с зачином «Не заря, заря занималася»), «Не спалось бы ли мне красной девочке», свадебные — «На желтом песочку стоят три садочка», «Ой, удовушка, удовинушка», «Пили, ели, да врозь полетели», «Туман, туманочек», «служивые» — «В чистом поле стоит груша зеленая», хороводные и лирические бытовые песни. Основную часть репертуара составляют песни, широко распространенные на русской этнической территории и на Дону.


Пение Васютовой отличают свобода движения голоса и орнаментальная прихотливость мелодических изгибов. Помимо распева со свойственным ему несимметричным ритмом, затейливым узором украшающего каждую исполняемую ею песню, поражает не сохранившаяся в наши дни в некрасовской среде традиция «высокого» пения (на Дону его характеризуют как пение «тонким голосом»). Такое впечатление создается благодаря преимущественно «головному» резонированию, хотя поет она часто в среднем регистре. Интересно, что такая манера пения была распространена до конца XX века в районах предполагаемого исхода казаков-некрасовцев (соответствует территории вокруг Цимлянского водохранилища).


Лукерья Захаровна широко использовала различные приемы украшения пения, такие как перебрасывание голоса (как в песне «Не спалось бы ли мне красной девочке», «Ой, удовушка, удовинушка») перерывания звука гортанной смычкой и жесткая атака при подхвате, известные на Дону, в отличие от некрасовской, в мужской, а не женской исполнительской традиции. Ее пение отличается значительной вариативностью, использованием затейливых орнаментальных оборотов в начальной и заключительной частях напева. Эти обороты значительно усложняют ладовую структуру, обогащая ее разнообразием вариантов ступеней («На желтым песочку»). Характерно использование начинающихся с гласной «наигрышных» запевов-вокализов.


Практически все песни поются ею в подвижном темпе, что может быть обусловлено именно сольным исполнением, так как ансамблевые варианты упомянутых выше песен звучат в умеренных темпах. Еще более высокая скорость исполнения сольного репертуара характерна для Ивана Мефодьевичеа Бандеровского.


Большой удачей для фольклористики стало то, что записи этой певицы были сделаны в разные годы; (через три и 11 лет после возвращения). Среди них есть одни и те же песни: «Во Евре, Евре, во Евреюшке», «На желтым песочку», «Не спалось бы ли мне красной девочке», «Ой удовушка, удовинушка». Благодаря этому можно сравнивать особенности исполнения в разные годы, с одной стороны, с точки зрения адаптации традиции в новых условиях, с другой — с точки зрения изменений манеры, соотношения стабильных и мобильных элементов исполнительства, вариантности поэтического текста и напева.


Подобное сопоставление показало достаточную устойчивость высоты и темпа звучания песен, в то время как наиболее изменяемыми компонентами оказались импровизируемые запевки и орнаментальные, украшающие напев мелодические обороты, а также вокальный строй, отражающий относительную нестабильность высоты опорных звуков лада.


Любопытный материал для изучения лингвистами представляет речь Л.З. Васютовой, отличающаяся от современной особенностями просодии. В приводимом нами фрагменте записи 1965 году, она говорит высоко, с неестественно «дробным» пословным членением речевого потока и такой же необычной с точки зрения современного русского языка падающей интонацией, отличающейся и от говора современных казачек-некрасовок. На фонограмме 1973 года слышны изменения напевов, приобретшего ярко выраженный волновой характер, отличающийся, однако, краткостью и отчетливым разграничением словестных групп (речевых колонов), резкими перепадами высоты от ударных к безударным слогам. Можно также говорить о тонированности, мелодичности речи, практически утраченной современными носителями русского языка. Это могло быть обусловлено речевой изоляцией и окружением, говорящим на турецком языке.


Есть основания полагать, что Лукерье Захаровне удалось сохранить в новых условиях свойственную ей индивидуальную манеру пения. В записях фольклористов некрасовский репертуар в ее исполнении представлен во многих случаях в сольной интерпретации. На распространенность у казаков-некрасовцев сольного пения в свое время обратила внимание И.К. Свиридова. Лукерья Захаровна пела в дуэте с невесткой Анисьей Захаровной Васютовой, а также с Анной Мефодиевной Бокачевой. Семь исполненных ею песен в расшифровках Е.Т. Аракельяна опубликованы в сборнике «Песни казаков-некрасовцев» (2014). Певческое искусство Лукерьи Захаровны Васютовой, благодаря его индивидуальной неповторимости, обогащает наше представление о традиции казаков-некрасовцев.

Фото

Аудио

01 Протяжная песня «об Игнате» «Не спалось бы ли мне, красной девочке» в исполнении Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1965 г. Правовая информация

02 Протяжная песня «об Игнате» «Не спалось бы ли мне, красной девочке» в исполнении Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1973 г. Правовая информация

03 Частая историческая песня «об Игнате» «Во Евре, Евре, во Евреюшке» в исполнении Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1965 г. Правовая информация

04 Частая историческая песня «об Игнате» «Во Евре, Евре, во Евреюшке» в исполнении Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1973 г. Правовая информация

05 Протяжная историческая песня «об Игнате» «Вдоль по речке, по реке» в исполнении Л.З. и А.З. Васютовых из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1965 г. Правовая информация

06 Свадебная песня «На желтым песочку» в исполнении Л.З. и А.З. Васютовых из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1973 г. Правовая информация

07 Свадебная песня «Ой, удовушка, удовинушка» в исполнении Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1973 г. Правовая информация

08 Беседа с Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края о песне «Вдоль по речке по реке». 1965 г. Правовая информация

09 Беседа с Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края о песне «Ох, удовушка, удовинущка». 1973 г. Правовая информация

10 Свадебная песня «Туман, туманочек» в исполнении Л.З. Васютовой из пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. 1973 г. Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть