Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Наследие сказителя Федора Андреевича Конашкова из деревни Семеново Пудожского района Карелии

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Федор Андреевич Конашков (1860–1941) – представитель обонежской эпической традиции. Обонежье, частью которого является Пудога, издавна славилось как «былинный край», «Исландия русского эпоса», где сказительское искусство сохранялось вплоть до 40-х годов XX в. В 1960-х годах здесь была зафиксирована уже угасающая эпическая традиция. Последние записи напевов былин были сделаны в 1980-х годах экспедициями Института русской литературы (Пушкинского Дома).


Ф.А. Конашков – представитель семейной династии сказителей. «Ста́рины в нашем дому лет триста – после Ивана царя Грозного. Дедко пел, дядя Василий Степанович  /…/. Из роду в род в нашем роду»,[1] – рассказывал Федор Андреевич. Рано осиротев, Конашков воспитывался в доме дяди, брата отца.  Былины, сказки, духовные стихи он слышал с самого раннего детства. Его дед, судя по всему, был известным сказителем, его репертуар перенял дядя. «К нам ходили на беседу, – вспоминал Конашков. – Про былины далеко молва шла. Осенью ловцёв тридцать к нам ходили на беседы»[2].


Позже молодой Конашков сам начал исполнять ста́рины: «Былины я пел, как бревна рубил купцам. В лесных фатерках[3] спевал былины. Наберется много возчиков, по триста лошадей ходило на вывозку в каждый день, – тут и слушали. На ловище, когда рыбу ловил, пел былины. Тут люд разный в фатеру наберется. С пароходов найдет слушать народ. /…/ Тут и узнали меня, певца»[4]. «За Конашкова соглашались работать, лишь бы он пел былины, – вспоминал его рассказы Ю.М. Соколов. – “Я любитель петь. Сидишь, как в гармонь играешь”»[5].


После встречи в 1928 году с экспедицией братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых, его стали приглашать для исполнения былин в Москву и Ленинград, а в 1939 году именно за свою деятельность в качестве сказителя, он был награжден орденом «Знак почета» и стал получать персональную пенсию. Когда в 1937 году после кратковременного ареста на фоне всеобщей истерии «охоты на ведьм» пенсия у него была отобрана местными властями, он всеми силами старался восстановить справедливость, т.к. назначение ему пенсии расценивалось односельчанами как государственное признание его высокого общественного статуса сказителя. По-видимому, эта борьба за свое доброе имя подкосила не по годам бодрого и неунывающего сказителя: в 1940 году он стал стремительно угасать, и в 1941 году его не стало.


Основным жанром в творчестве Конашкова являлись былины. Кроме того, он был известен как свадебный дружка (по местной терминологии «вéршник»). Знал он и духовные стихи «Книга голубиная», «Вознесение», «Жена милосердная», «Страшный суд» («Архангел Михаил»), баллады «Уж вы кудри мои, кудри» (Вдова не узнает мужа-воина), «Как у вдовушки и да у Пашеньки» (Братья-разбойники и сестра). Конашков постоянно в разговоре, и в «прúсказнях» свадебного вершника, цитировал былины, что делало общение с ним незабываемым. Цитаты из былин можно найти даже в письмах к братьям Б.М. и Ю.М. Соколовым, которые под диктовку сказителя писали грамотные члены семьи. В последние годы жизни он активно сочинял былины и сказки-новины, используя в них свой богатый запас былинных «словесных формул». В 1939 году от него были записаны также сказки, загадки, былички, необрядовая лирика, исторические песни. Тогда же он напел несколько свадебных песен и рассказал о свадебном обряде с приговорами дружки.


Исполнение Конашковым былин поражало слушателей контрастом внешней невозмутимости и выразительности самого пения. Человек богатырского роста, с могучим низким голосом, он обычно «усаживался на стул, медленно перебирая вспухшими от простуды пальцами край деревенского пошива пиджака, пел без передышки, не останавливаясь даже для того, чтобы набрать в себя воздух»[6]. Вместе с тем, его исполнение отличалось особо тонкой выразительностью музыкальной декламации, позволявшей передавать разнообразные оттенки речи и характеров персонажей, драматизм или, наоборот, комизм ситуации. Характеризуя пение сказителя, В.В. Коргузалов в антологии «Былины» писал: «Ф.А. Конашков обладал редким даром конкретной тембровой и «штриховой» иллюстрации сюжетных коллизий. (…) Помимо голосовых средств, артистизм Ф.А. Конашкова ни в чем внешне не проявлялся»[7]. Мелодическую линию в былинах Конашков расцвечивал мелкими призвуками, украшениями, микрораспевами, придававшими напеву особую выразительность. В его исполнении часто присутствовало высотное варьирование второй и третьей ступеней лада, передающее тонкие оттенки речевой интонации. Сохранившиеся звукозаписи дают представление о сдержанном и неярком по тембру, но проникновенном голосе мастера, который умел держать аудиторию в напряжении на протяжении нескольких часов (сказитель не любил, чтобы его прерывали во время исполнения).


Конашков обладал огромным эпическим репертуаром, в который входило большинство известных в Обонежье сюжетов. Его излюбленный «рапсодический», по определению В.В. Коргузалова, напев является близким вариантом основного напева Рябининых – известного сказительского рода Заонежья.


Ф.А. Конашков считал свой былинный репертуар своеобразной «интеллектуальной собственностью», был убежден в его высокой духовной ценности: «Пою, так муха бы не летала, чтобы не розговаривали»[8]. Ведь исполнение ста́рин (былин) придавало сказителю высокий общественный статус в крестьянской общине. Недаром, по свидетельству собирателей, Конашков так ревниво относился к творчеству своего давнего знакомого, тоже известного «ста́ринщика» Г.А. Якушова из деревни Мелентьевской[9]. Интересна также особая установка сказителя на слушателя, которой он строго придерживался, исполняя одни былины для мужчин, другие – для женщин, третьи – для женатых, четвертые – для холостых. Былину «про туров-золоторо́гов» (сюжет «Василий Игнатьевич и Батыга») он предназначал детям. Убеждение Фёдора Андреевича в своей значимости для общества особенно укрепилось, когда его стали приглашать для исполнения былин в Москву и Ленинград.




[1] Летописи: Онежские былины / Подбор былин и научн. ред. текстов Ю.М. Соколова. Подгот. текстов к печати, примеч. и словарь В. Чичерова. Под общ. ред. В. Бонч-Бруевича. М., 1948. С. 343 – 344.
[2] Летописи: Онежские былины. С. 344.
[3] «Лесная «фатерка» – низенькая, темная без окон избушка, где вокруг очага проводят большую часть зимних суток крестьяне-древорубы, служит той исключительно благодатной обстановкой, где сказитель были ны или даровитый сказочник являлся до сих пор незаменимым дорогим членом артели». Соколов Б. В стране былин // Неизданные материалы экспедиции Б.М. и Ю.М. Соколовых: 1926 – 1928: по следам Рыбникова и Гильфердинга: в 2 т. М.: Наука, 2011. Т. 2: Народная драма. Свадебная поэзия. Необрядовая лирика. Частушки. Сказки и несказочная проза. Творчество крестьян. Приложение I. С. 505.
[4] Сказитель Ф.А. Конашков. С. 11.
[5] Летописи: Онежские былины. С. 344.
[6] Сказитель Ф.А. Конашков / Подгот. текстов, вводная ст. и коммент. А.М. Линевского. Под ред. А.М. Астаховой. Петрозаводск, 1948. – С. 21.
[7] Былины: Русский музыкальный эпос / Сост. Б.М. Добровольский, В.В. Коргузалов. М., 1981. – С.  523, стлб. 1.
[8] Там же, Ф. 1456. Оп. 1. Ед. хр. 33. Тетр. 1., Л. 74 об.
[9] Соколов Б. Два сказителя. С. 311.

Фото

Аудио

01 Баллада «Братья-разбойники и сестра» в исполнении Ф.А. Конашкова из д. Семеново Пудожского района Карелии. Правовая информация

02 Былина «Добрыня и Алеша» в исполнении Ф.А. Конашкова из д. Семеново Пудожского района Карелии. Правовая информация

03 Былина «Добрыня и Алеша» в исполнении Ф.А. Конашкова из д. Семеново Пудожского района Карелии. Правовая информация

04 Былина «Добрыня и Алеша» в исполнении Ф.А. Конашкова из д. Семеново Пудожского района Карелии. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть