Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Волочёбная традиция северо-западных районов Смоленской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
На северо-западе Смоленской области – в Велижском, Демидовском и Руднянском районах – экспедиции Российской академии музыки им. Гнесиных 1980–1990-х годов зафиксировали развитую в прошлом традицию пасхальных обходов дворов.

В пасхальный период здесь было принято обходить дворы и поздравлять хозяев домов с праздником, исполняя специальные песни. Обходивших дома называли <em>волочёбниками</em> или <em>волочевниками </em>[1], а исполняемые ими песни – <em>волочёбными</em> (<em>волочебницкими</em>) или <em>христославскими</em>.


В роли волочёбников могли выступать представители разных половозрастных и социальных групп. Часто участниками обряда являлись мужчины: «Ходили, ходили… Волочёвнички – так их называли – мужуки. Не-е, бабы не ходили у нас. Парни ходили. Днём, утром на Паску» (Демидов, Терешины). Обходить дворы могли также женщины или молодёжь – парни и девушки: «На Святый неделе после Паски ходили. Ну, собирались – подростки, молодёжь, есть и женатые. И парни ходили, девушки, женщины» (Демидов, Евсеевка).


В некоторых сёлах обходы дворов совершали несколько групп волочёбников. Так, в деревне Евсеевка Демидовского района, помимо молодёжи и женщин, дворы обходили также лесосплавщики (сплáвщики, гонкóвщики, схóдашнаи) из чужих деревень. Местными жителями называли их пóмирщиками и говорили, что таким образом они добывали себе пропитание: «Раньше же ходили на гонкáх, схóдашнаи. И, бувало, мужчины тады ходють [по дворам]. Гоняють гонкú – ну, лес. [А они местные?] Нет, нет, чужие»; «Ходили, пели. И по деревне ходили. Там большинство мужчины ходють. Даже незнакомые какие-то, помню… Ходють, бувало, как вон на сплав… Я помню, сплáвщики. Ходили так на Паску» (Демидов, Евсеевка).


Обряд мог совершаться неоднократно на протяжении всего пасхального периода, начиная с Пасхи и до Егорьева дня. Начинали ходить волочёбники обычно в первый день Пасхи: «Ходили, ходили… Волочёвнички – так их называли… Днём, утром на Паску» (Демидов, Терешины). Иногда обходы дворов ограничивались только днем празднования Пасхи, но чаще основными днями обходов считались первые три дня пасхальной недели: «Волочёбники, ну, ня ’дин день, яшо сколько ходили – три дня» (Демидов, Бакланово). Последний раз обходили дворы на третий день или в завершение пасхальной недели, реже – в Егорьев день.


Волочёбники обходили дворы утром или днём. В селе Будница Велижского района утреннему хождению волочёбников предшествовал ночной обход со звездой, во время которого песен не пели: «Ну, это на Паску – волочёбники: «Идуть-брядуть волочёбнички!» Ну, они идуть ў воскресенье, ў это жа воскресенье! Как яички посветють, тада с утра ходять… А так – со звяздой – ў ночь ў пасхальную, бывало, ходють да поють. Тада не поють. Тады уже днём или утром».


Если хозяин приглашал поздравителей, они могли зайти в дом, где пели песни, чаще всего стоя у порога: «Про Христа пели, когда сама Паска – волочебнички эти. Ходили по хатам. Вот придуть – у пороге – поздравють со Святый Христовой Паской» (Велиж, Будница); «У дом заходили. Ли порога [останавливались]. А коли ёсь иде сесть – сядуть. И поють так» (Демидов, Евсеевка).


В селе Будница Велижского района волочёбники заходили и в церковь, где также пели христославные песни: «Раньше так было: утром раненько идуть по хатам. Тогда плóтють, как ён споёть. Они даже ходили в церковь петь – еты волочёбники».


Волочёбники во время обходов могли рядиться в цыган или надевать старую, изношенную одежду: «На Святый неделе после Паски. Ходили. Ну, собирались – подростки, молодёжь, есть и женатые. Цыгане надевались, цыганскую одежду. И парни ходили, девушки, женщины. Ну, что-то проговόрють – сразу как прúдуть – какий-то стишок. Тады просять дарить. Дарить надо» (Демидов, Евсеевка).


Считалось, что приход и пение волочёбников приносят удачу и благополучие. Вознаграждая за визит и благопожелания, хозяева одаривали их продуктами и деньгами. После обхода волочёбники устраивали совместную трапезу в каком-либо доме: «Ну, пели там «Идуть-брядуть волочёбнички». Ну, тогда заходим, и нас дарять – даёть нам хто что. Хто водки дасть там. Это мы ня пьём да собираемся. Вот, например, собираемся к кому-нибудь и там тада составляем столы, скамейки кладём, стýльля, садёмся, тада ужо выпивають. И гармонь, и всё. У нас ходили, кто моложе так» (Демидов, Евсеевка); «Плотють им – кто как: и яичек давали и деньгами. Чем хочешь, то и давай.


Сыр на тарелке, рюмка горелки,

Христос воскрес, сын Божий!

А в поднúцу пяток яиц!

Христос воскрес, сын Божий!

Это когда уже подходить и стоить на пороге, и поёть так. Прибавка к етому» (Велиж, Будница).


Часто поздравители заканчивали песни просьбой к хозяевам об одаривании:


Дари ж ты нас, не томи ж ты нас.

Ой, сала кусок – чтоб поперь был висок,

Пирога конец – на косматых овец! (Демидов, Мякуры; Аудио 01)


Если волочёбников не спешили угощать, они могли завершить песню корильной концовкой, предсказывающей неприятности и беды хозяевам дома:

Дай тебе Божа кóробом кожа!

Под шубой лежать и всю ночь дрожать! (Велиж, Крутое)

 

Не дашь нам и крошки – подохнуть и кошки.

Не дашь и яйца – дык сдохнеть овца! (Велиж, Городище; Аудио 02)

 

Хто не дасть яечка – ў того сдохнеть овечка.

Хто не дасть блин – ў того сгорить подовин! (Велиж, Будница)

 

Ня будешь дарить – будем Бога просить:

Пошли вам Бог бяду у двор! (Демидов, Мякуры; Аудио 01)


В прошлом в волочёбной артели выделялись 2 ее участника — починáльник и мехонóша. Обычно все стихи песни запевал починальник, а остальные участники пели припев после каждого стиха. Такое антифонное исполнение запева солистом, а рефрена остальными певцами характерно для многих записанных версий волочебных песен (например, Аудио 05, Видео 02, 03).


Мехоноша носил полученные подарки. «По деревне ходили. [Починальник] – который заводить. Да, яны, можеть, токо прикрикнуть «Христос воскрес» там, а ён токо слова таки говорить. Мехонóша – это що нóсить сборы тыи вон: хто хлеб даёть, хто пироги, хто что. А в мяшок [собирали], ну, да чи в сумý какую» (Демидов, Евсеевка).


В группе волочёбников обычно был и музыкант-инструменталист, сопровождавший исполнение песен игрой на скрипке или на гармони: «И дети, бывало, малыи и ўзрослыи! С музыкой ходють – и со скрипкой, и с гармошкой. Играють волочéбницкие» (Демидов, Боярщина); «Ну, мужики ходили, и бабы ходили. А то раньше со скрипкой ходят. Ну, они играли на музыку и подпевали, вот» (Демидов, Бакланово).


Особые участники среди волочёбников нередко упоминаются в песенных текстах:

Дай скомороху мерку гороху,

Запевальничку десяток яец,

Починальничку пирога конец! (Велиж, Городище; Аудио 02)


На северо-западе Смоленщины волочёбный обряд оформлялся одним напевом. Во многих сёлах на него исполнялось несколько поэтических текстов.


Отличительным признаком волочёбных песен являются особые рефрены: «Христос воскрёс, Сын Божий!», «Христос воскрёс на ўвесь век!».


Одну из особенностей волочёбных поэтических текстов составляют устойчивые словесные формулы – приветственные, благопожелательные, просительные и благодарственные и проч., – отражающие связь песен с обрядом.


Их зачины, оповещающие о приходе волочёбников, связаны с его начальным этапом:


Волочёбники, люди добрые,

Волочилися, обмочилися.

К чьему двору припыталися?

К Сашкиному двору припыталися (Велиж, Городище; Аудио 02)


Поэтическая характеристика волочёбников как «людей добрых, великодных», которые «из года в год побывают, раз побывают, Христа ўзвеличают» (Велиж, Крутое, Осиновица; Аудио 03, Видео 01), указывает на совершении волочёбного обряда на Великдень – Пасху.


За традиционным приветствием зачина («Здоров Богу, хозяину!») может следовать описание благоустроенного, богатого хозяйского двора:


А Стёпкин двор на горе стоить.

Кругом двора – каменна стена,

А вереюшки всё точёные,

А колечушки – полужённые. (Велиж, Шумилово; Аудио 04)

Ряд волочёбных текстов включает популярный во всей календарной поэзии мотив «приплода скота»:

Сходи-ка в хлев, хозяюшка,

Погляди-ка там порядочку.

Там десять коров отялилося,

Десять быков народилося. (Велиж, Городище; Аудио 02)


Описание хозяйственного и семейного благополучия чествуемых хозяев составляет величальное ядро волочёбных песен.


В волочёбном корпусе распространены тексты, поэтические композиции которых представляют собой комбинацию следующих эпизодов: хозяйка идёт за водой (на Дунай-реку), вылавливает золото-серебро, приходит домой, будит мужа, призывая его строить церковь (собор); в соборе Пречистая оплакивает распятого Христа, её утешает святой Никола известием о том, что её сын воскрес (Аудио 03, 05, Видео 01).


Волочебнички, добры люди,

Волочилися-намочилися,

К этому двору приключилися.

– Здоров, здравствуй, хозяину хаты!

Хозяюшки дома нету:

Хозяюшка за водой пошла,

За водой пошла на Дунай-ряку.

Замахнула-почарпнула

Почарпнула золота-серябра.

Принесла йна у святлицу,

Поставила на скамьицу,

Стала она мужа будить.

– Устань, мужа, не спи дужа,

Будем думать церкву строить,

Церкву строить, собор новый.

Ай в соборе на престоле

Пречистая Мать слезно плачеть,

Свят Никола унимает:

– Не плачь, не плачь, Прячистая Мать.

А твой жа сыня сёньня воскрес,

Сёньня воскрес с заутреней.

Как ударили во все звоны,

Во все звоны, в колоколы,

Земля-матка вздриганулася,

Людюшки зрадовалися,

С красным яйцом целувалися. (Демидов, Шапы)


Среди волочёбных встречаются тексты, описывающие хозяйский двор, на котором Бог собирает всех святых, среди которых недостаёт Егорья, пасущего в коле коров.

Интересен зафиксированный в деревне Шумилово Велижского района текст, представляющий собой контаминацию нескольких выделенных сюжетных мотивов:


На тот же двор сам Бог узыйшёл,

Христос воскрёс, Сын Божи!

Сам Бог узыйшёл, шатёр распял,

Шатёр распял, усих свят собрал.

Он личиўся, не доличиўся.

Не доличиўся святого Ягорья.

Святый Ягорья у поле бувал,

У поле бывал, коров попасал.

Ён левой рукой, он хлев закрывал,

А правой рукой он хлеб хрястил.

– Хозяюшка, наша панюшка,

Устывай-ка ранёшенько,

Вумувайся бялёшенко,

Вытирайся чистым полотенцем.

– А ты, мужа, ня спи дужа.

Будем-ка мы думу думать,

Думу думыть, церькву строить,

Церькву строить соборныю.

А ў соборе на престоле

Прячистыя Мать слезно плакала.

– Не плачь, не плачь, Прячистыя Мать,

А Ваш жа сын сягодни воскрес,

Сягодни воскрес у заутренки,

У заутренки, у-в обеденки.

Сыра земля ўздриганулыся,

Синя моря ўсколыхнулыся,

Самы звоны зазвенели,

Самы церьквы воссы[еди]нилися,

Самы свечи позатеплились,

Попы, дьяки догадалися,

Усе люди ўзрадувалися,

Один с одным целувалися. (Аудио 04)


Примечательно, что бытование волочёбных песен на северо-западе Смоленщины не ограничивалось рамками пасхальных обходов дворов, поскольку в их поэтических текстах и иные календарные даты – Егорьев и Николин дни. Так, в деревне Шумилово Велижского района их пели в Егорьев день во время обхода стада и ритуальной трапезы в поле: «На Ягорья тады костёр разводють, обыйшёвши три раза скот. “Ягорья” тоже играють, кто уметь. Это на Ягорья. Тады там жарють яешню, горелку пьють. А скот стоить в одно место». А в деревне Козье Велижского района песни звучали в Николин день, когда выводили в ночное коней. Здесь считалось, что на Егорья песни поют коровам, а на Николу – коням.


Песни с посвящёнными Егорью и Николе (Миколе) текстами в этих случаях назывались соответственно егорьевскими (Аудио 06, Видео 03) или микольскими:


– Святый Ягорья, где ж ты был-пробывал?

– У поле был, коров пастил.

А в поля йдуть – помыкывають,

А с поля йдуть – побрыкывають [2]. (Велиж, Козье)

 

– Святый Микола, где ж ты был-пробывал?

– У поле был, коней пастил.

А в поля йдуть – поимкывають,

С поля йдуть – подбрыкывають. (Велиж, Козье)


Функционирование рассматриваемых песен не только в качестве волочёбных, но также и как егорьевских и микольских выделяет смоленский регион в ареале жанра в целом [3].




[1] От глагола «волочиться» в значении идти, брести, шататься.
[2] Обращает на себя внимание связь егорьевских текстов с волочёбными, центральным в которых является эпизод, описывающий отсутствие святого Егорья среди собравшихся у Бога святых.
[3] Основной территорией бытования волочёбных песен является Белоруссия. На русских территориях, помимо Смоленщины, они распространены на Псковщине, в отдельных районах Брянской, Калужской и Тверской областей. Кроме того, волочёбные песни зафиксированы в пограничных с Белоруссией регионах Латвии (Латгалия), Литвы (Дзукия) и Польши (Подлясье).

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Волочебная песня «И шли-бряли волочевнички» в исполнении жительниц д. Мякуры Демидовского р-на Смоленской обл. Правовая информация

02 Волочёбная песня «Волочебники, люди добрые» в исполнении жительниц д. Городище Велижского р-на Смоленской обл. Правовая информация

03 Волочёбная песня «По улице по шурокей» в исполнении жительниц дд. Крутое и Осиновица Велижского р-на Смоленской обл. Правовая информация

04 Волочебная песня «И шли-бряли волочебнички» в исполнении жительниц д. Шумилово Велижского р-на Смоленской обл. Правовая информация

05 Волочёбная песня «Здоров Богу, хозяину!» в исполнении жительниц д. Капосино Демидовского р-на Смоленской обл. Правовая информация

06 Егорьевская песня «Святый Ягорья, где был-побывал?» в исполнении А.И. Сыченковой из д. Евсеевка Демидовского р-на Смоленской обл. Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть