Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиции церковного строительства в Селивановском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор среднерусский
Паспорт объекта
Основная часть культовых построек в Селивановском районе, сохранившихся в богатых селах, относится преимущественно к концу XVIII — началу XIX века либо ко второй половине XIX — началу XX века. Это в основном каменные и отдельные деревянные постройки, созданные в местных традициях строительства. Они позволяют говорить и о особенностях здешних традиций храмового строительства, и о локальной специфике различных архитектурных стилей.

В этом отношении показателен храм Ильи Пророка в селе Ильинское. Его постройка была завершена в 20-е годы XIX века, но начата гораздо раньше, в конце XVIII века. Отсюда проистекает близость к суздальским и ярославским храмам этого времени, проявляющаяся в типе сооружения и его оформлении. Сохранились сам пятикупольный храм и трапезная. Колокольня же, сооруженная в XIX веке, по стилю не согласуется с основной частью, хотя пропорционально с ней соотнесена. К концу XVIII веку относится живописное изображение Спаса на плафоне церкви и ее кованые двери, что может служить аргументами в пользу более ранней датировки этого памятника.


С древними местными архитектурными традициями связана и еще одна культовая постройка — храм Владимирской Божьей Матери в селе Тучково. Он был возведен на месте разрушившейся деревянной церкви XVII века. Строили его на средства жителя этого села, купца Платона Герасимова в 70-е годы XIX века. Желание создать гораздо более богатую и масштабную, чем прежде, постройку определило выбор в качестве образца более раннего памятника. И снова здесь ощущается определенное влияние владимиро-суздальских зодчих — ориентация на храмы XVI–XVII веков. Образцом для тучковского храма вполне мог стать, например, Преображенский собор суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря, где в те годы как раз проводились работы по поновлению росписей XVII века. Внешнее сходство этих построек, действительно, довольно велико. Любопытно также, что кованые подсвечники и паникадила в храме Тучкова, созданные местными мастерами, с большой точностью повторяли образцы XVII века. Возможно, в этом проявлялась связь с предшествовавшей деревянной постройкой и ее утварью. На раннюю традицию ориентировался в своей работе и С.Е. Осипов, мастер из поселка Красная Горбатка, оформивший иконостас в тучковском храме.


Особое место среди культовых каменных построек в Селивановском районе по своему масштабу и качеству исполнения занимают Троицкая церковь (1838) в селе Дуброво и церковь Спаса Нерукотворного (1777) в селе Никулино. Оба являются памятниками классицизма, причем никулинская церковь относится к раннему классическому стилю (70–80-е годы XVIII века). Несмотря на сильную разрушенность храма в селе Никулино, здесь довольно хорошо просматриваются особенности архитектурного решения, позволяющие почувствовать дух произведений В.И. Баженова с отголосками барокко и типовых проектов М.Ф. Казакова (похожая раскреповка антаблемента, скругленные и ступенчатые углы, гурты, окна-люкарны и т. д.). Никулино было владением графов Воронцовых, поэтому предположение о возможном участии в строительстве этого однокупольного храма с трапезной и колокольней кого-то из столичных архитекторов кажется не беспочвенным. О столичном круге художников говорит и сохранившиеся фрагменты росписи фронтона, более поздней по времени. Лучше всего в комплексе никулинского храма сохранилась колокольня, также подтверждающая предположение о влиянии или возможном участии в его создании столичных мастеров.


Вторая классицистическая постройка — церковь Троицы Живоначальной в селе Дуброво — тоже имеет свои особенности. В этой полностью сохранившейся, в отличие от храма в селе Никулино, церкви выделяется характерный портик и необычная роспись на его фронтоне, выполненная на металлических пластинах. Здесь можно говорить о локальных чертах в постройках классического стиля. В архитектуре и оформлении этого храма классические традиции проявлялись в сочетании с чертами иных стилей.


Местные деревянные церкви возводили те же плотницкие артели, что строили деревянные дома. Когда-то таких церквей было немало, теперь же их почти не осталось. Одна из них, вместе с находящейся рядом с ней часовней, была построена в скиту в деревне Матвеевка. Тип обеих построек характерен для церковной деревянной архитектуры и владимиро-суздальских земель, и для Русского Севера, где особенно чтились и сохранялись древнерусские традиции зодчества. Церковь шатровая — четверик в основании и венчающий его восьмерик с шатром и маленькой главкой. Часовня — сруб с двухскатной кровлей и высоко поднятой главкой. Планировка часовни самая обычная — клеть-сруб, планировка шатровой церкви тоже традиционная, крестообразная, по центру — восьмиугольник, являющийся основанием шатра. Часовня отапливается зимой, шатровая же церковь используется как летний храм. Вместе эти постройки составляют небольшой архитектурный комплекс, обнесенный деревянной оградой.


Интересно внутреннее пространство шатровой церкви, в котором находится небольшой деревянный иконостас неканонического типа. В нем есть только местный и праздничный чины, на месте деисусного чина представлено только изображение Христа — икона Спаса Вседержителя. Образы в иконостасе выполнены в духе народной живописи, возможно, в стиле мстерских икон. Мстерская слобода — известный иконописный центр — была расположена довольно близко от Селивановского района и в XIX веке наверняка имела с ним прямые связи. Мстерские мастера, занимавшиеся иконописными работами, выполняли многочисленные заказы на иконы для храмов округи.


Традиция постройки небольших деревянных церквей продолжает бытовать в Селивановском районе и в наши дни. Свидетельство тому — деревянная церковь Спаса Нерукотворного в поселке Красная Горбатка, построенная на месте разрушенного храма Святителя Николая на территории местного кладбища. Новый храм был заложен в 1998 году и выполнен в духе старых построек.

Фото

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть