Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Технологии жилого строительства и домовой резьбы в Селивановском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор среднерусский
Паспорт объекта
Жилая застройка в Селивановском районе, как и в соседних районах, относится к среднерусскому типу. Представленный здесь тип дома-бруса, получивший свое название из-за вытянутых очертаний, поскольку такой дом включал не только объем самой избы, но и примыкающий к нему сзади крытый двор для скота.

Дом-брус существовал, как правило, в двух разновидностях. Первая — небольшая изба с тремя окнами по фасаду, состоящая из входного помещения — сеней, кухни с русской печью и одним окном, большой светлой горницы с двумя окнами по фасадной и двумя окнами по боковой стене. Такой дом чаще всего имеет архаичную двухскатную, самцовую конструкцию перекрытия.


Вторая разновидность — это так называемая пятистенная изба. Ее фасадная часть с пятью (иногда и с шестью) окнами отражает особенности более сложной внутренней планировки. Такой дом состоит из сеней, кухни большей площади с двумя окнами и печью, которая оказывается в центре избы, отделенной от кухни дополнительной пятой стеной большой горницы с тремя окнами по фасадной стене и одним или двумя окнами по примыкающей боковой. Большая изба имеет и более сложную стропильную конструкцию перекрытия на четыре ската, с выступающей вперед по фасаду так называемой светелкой.


Основная часть жилой застройки Селивановского района — дома рубежа XIX–XX и начала XX века. Их поновляют, иногда перестраивают, но в целом чаще всего стараются сохранить прежний облик. Новых, недавно построенных домов немного. Они, как правило, традиционной планировки, но отличаются от старых построек своим оформлением: масштабом широких оконных проемов, обрамляющей их резьбой, решением примыкающей к основному объему дома терраски.


Предпочтение повсюду отдается пропильной резьбе, которую применяют очень широко: не только для оформления наличников (в высоких и сложных очельях, боковинах и подоконной части), но и во фризах, подзорах, встречающихся довольно часто. Чувствуется влияние поволжских традиций, особенно нижегородских, где можно найти множество параллелей этим декоративным решениям.


В домах постройки рубежа XIX–XX веков и первых десятилетий XX века пропильная резьба отличается особой сложностью и тонкостью исполнения, мелкими элементами резного орнамента, из которых складывается причудливое рельефное плетение нарядного кружева. Таково декоративное оформление старых домов в поселках Красная Горбатка и Волосатая, селах Тучково и Ильинское, деревнях Курково и Чертково.


Пропильная резьба в следующий период, в середине и второй половине XX века, имеет свои характерные черты. Крупные пропильные детали декоративных построений этого времени более разрежены, просты в рисунке, точно повторяющем популярные орнаментальные образцы, более плоскостны, но хорошо воспринимаются на цветном фоне. Образцы таких декоративных решений можно увидеть в домах тех же поселков Красная Горбатка и Волосатая, в селе Тучково, деревнях Курково, Большое Угрюмово, Губино. Как правило, и более ранняя, и более поздняя пропильная резьба в этих местах окрашена в ярко-белый цвет, поэтому эффект ажурного плетения, пластичного рельефного или плоскостного, графичного, всегда выражен.


На современном этапе искусство домовой резьбы, представленное в Селивановском районе целыми группами хороших мастеров, возрождается и когда-то очень развитый здесь промысел возобновляется. Интересно, что современные резчики, пользуясь техникой пропильной резьбы, стараются творчески осмыслить и по-новому воплотить то, что сохранила традиция. Они обращаются и к пластичным построениям мелкой сложной резьбы, и к графичным решениям с четкими крупными деталями орнамента. Их работы без труда можно отличить не только по характеру резьбы, но и по особому отношению к материалу. В основном они предпочитают не закрашивать резьбу белым, как это делали прежде, а сохранять фактуру дерева естественной. Дерево остается либо проолифленным, светлым, золотистым, либо тонированным, темным, как это бывает в изделиях из ореха, что придает работам мастеров свою специфику.


Ажурная пропильная резьба вошла в моду в центральных районах России, как известно, только на рубеже XIX–XX веков, когда стали широко использоваться образцы русских орнаментов XVII века, специально разработанные архитектором И.П. Ропетом для деревянной жилой застройки в провинциях. До этого времени в Селивановском районе, как и в других, применяли в основном накладную резьбу, очень строгую, ограничивавшуюся простыми геометрическими мотивами. Отголоски этой традиции мы находим в старых домах в селах Драчёво, Дуброво, Тучково, в деревнях Чертково, Матвеевка, в поселках Красная Горбатка и Волосатая. В декоре их наличников, с прямым или треугольным фронтоном в завершении, использовались разные сочетания: трехчастные композиции — круг (или квадрат) и два треугольника основаниями к центру; вытянутый прямоугольник и два вертикально поставленных ромба; крупный ромб и два квадрата; квадрат по центру и два небольших квадрата по сторонам. Те же элементы в технике накладной резьбы повторяются и в боковинах, и в подоконной части наличника.


Интересно решение наличников в старых домах в поселке Волосатое. В пропорциях высоких окон и характеру их оформления угадывается некоторое влияние классицистической традиции. Простая рама в одном из таких домов имеет вверху часто повторяющуюся в этих местах композицию — накладной квадрат и два треугольника, над ней — выступающая вперед фронтонная часть, украшенная плоскостной зубчатой резьбой. В боковинах между витыми колонками — те же, что и вверху, но поставленные «на угол» квадраты, по два с каждой стороны.


Еще один пример превосходных по мастерству исполнения наличников — дом, находящийся в районе Озера в том же поселке Волосатая. Эти наличники выполнены в той же классицистической традиции. Сложное фронтонное завершение имеет здесь тонкую профилировку, а боковины — красивые колонки с трехгранновыемчатой резьбой.


Пропильная резьба, по-видимому, не сразу заняла доминирующее положение в оформлении наличников в здешних домах. Рассматривая их внимательно, можно увидеть, как постепенно усложнялось их построение. Треугольное, ступенчатое или скругленное фронтонное поле заполнялось сначала традиционными квадратами, ромбами, крестами, полусолнцем или розеттами, а уже потом обрамлялось элементами растительного пропильного орнамента, что делало очелье более нарядным. Пропильной резьбой начали оформлять и боковины наличников, и углы нижней части.


Количество деталей с пропильной резьбой увеличивалось, распространяясь и на плоскость фронтона. Очелья приобретали в результате этого заметный вынос и сложный высокий убор, с причудливыми очертаниями старинного кокошника. Иногда сложную пропильную резьбу обретали не только боковины, но и вся подоконная часть, превращавшаяся в подобие «полотенца». Фризы и подзоры с использованием пропильной резьбы часто были дополнением к богатому наружному убранству дома. Не всегда общее его декоративное решение оказывалось органичным: иногда чувствовалась излишняя перегруженность, пестрота в раскраске, несогласованность отдельных частей.


В Селивановском районе, наряду с просто ремесленниками, имевшими неплохую выучку, всегда особо выделялись настоящие мастера своего дела. Это были народные художники, наделенные от природы и пластическим, и живописным, и оформительским даром. Их хорошо знали в округе и ценили их работу. Удивляет необыкновенная изобретательность и вариативность их решений, совершенство технического исполнения, умение найти цветовые акценты, удачные пропорциональные отношения. Оформленные такими мастерами дома встречаются в разных местах: в поселках Красная Горбатка и Волосатая, в селах Ильинское, Никулино, Дуброво, в деревнях Надеждино, Чертково, Большое Угрюмово, Курково. Здесь фронтонное поле в очельи наличника может иметь разную форму: прямую вытянутую, уступчатую, треугольную, изогнутую дугообразно. И неизменно, благодаря ажурной резьбе на этом поле и над ним, очелье превращается в нарядный кокошник, параллельный плоскости и выдвинутый немного вперед.


В орнаментальной композиции наличников, в оформлении фронтонов, аттиков террас селивановские мастера-резчики постоянно включали и символические образы — прежде всего это солярные и астральные мотивы. Солярный символ использовали и в виде красного круга, и в виде восходящего святила с лучами (так называемое полусолнышко — орнаментальный элемент, напоминающий веер), и в виде цветка — розетты. Звезды изображались шести- и пятилучевые, нередко они являлись центром трехчастной композиции, иногда сочетались с фигурками птиц или рыб с загнутыми вверх завитками хвостов.


Во второй половине XX и начале XXI века в оформлении домов начали использовать и пропильную резьбу с крупными орнаментальными деталями. Она тоже декоративна, но ажурной ее уже трудно назвать.

 

Фото

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть