Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Песенное наследие Михаила Андриановича Адамова из станицы Краснодонецкой Белокалитвинского района Ростовской области

Этнос: Казаки
Конфессия: Православие
Язык: Русский, южнорусское наречие, группа донских говоров
Паспорт объекта
Михаил Андрианович Адамов принадлежит к числу полковых песенников Дона, чье певческое искусство отмечено природной одаренностью и подлинным профессиональным мастерством. Аудиозаписи его пения впервые были выполнены в начале 1970-х гг.

Михаил Андрианович родился в 1894 г. в хуторе Насонтове станицы Екатерининской (ныне Краснодонецкой). Он является представителем одной из династиий песенников и музыкантов Дона. Четыре брата, среди которых был его дед Николай Евдокимович Адамов, по оценке Адамова «хорошо» пели песни.


Дядю – Константина Евдокимовича Адамова (1835 г. р.) – как певца и «рылешника» (исполнителя на «рыле» – колесной лире) записывали в экспедиции 1902–1903 гг. Александр Михайлович Листопадов и Сергей Яковлевич Арефин. Неоднократные упоминания  об этом музыканте содержатся в статье Листопадова «Народная казачья песня на Дону» (1906 г.). Помнил Михаил Андрианович и Афанасия Ивановича Позднышова, бывшего в Насонтове учителем, – сына лучшего, по мнению А. М. Листопадова, рылешника Ивана Осиповича Позднышова. Описание игры на инструменте, фотография исполнителей и нотация песни в сопровождении инструмента впервые опубликованы в первом томе «Трудов Музыкально-этнографической комиссии» в 1906 г. Песни «играли» и родители Михаила Андриановича. Справедливость славы певцов родного хутора и высокой оценки их мастерства была подтверждена нами в экспедиции 1978 г.


Станица Екатерининская, к которой относился хутор Насонтов (основана в 1775 году), входила в 1-й Донской округ Области войска Донского. Казаки этой станицы и ее хуторов призывались в 8-й Донской казачий генерала Иловайского 12-го полк. В этом полку Михаил Андрианович и служил, приняв участие в первой мировой войне, пройдя «от Петербурга до Бухареста». В составе конного казачьего разъезда (в его произношении «разъезда») он патрулировал местность, когда полк стоял на Дунае. В начале 1918 г. был в Белграде.


По рассказам Михаила Андриановича он был эмоциональным и впечатлительным. Память сохранила детские впечатления от пения родственников и станичников, игры и пения «дядюшки» на рыле.


В соответствии с казачьей традицией, казаков приготовительного разряда (от 19 лет до 21 года) при выявлении у них музыкальных способностей отправляли в полк с рекомендацией в «песенники». Михаил Андрианович обладал, помимо прекрасной памяти и знания репертуара, еще и весьма редким для казачьей традиции высоким голосом – «альтом». Поэтому ему самой судьбой было предопределено «дишкантить» – выводить солирующий подголосок в хоре 8-го полка. Он делал это с любовью и удовольствием при всяком удобном случае на протяжении всей жизни, поэтому на вопрос о том, «Дома ли хозяин?» – жена отвечала снисходительно: «Идесь дишкантить».


В начале 70-х годов еще сохранялся принцип «игры» ансамблями, участники которых относились к одному возрастному слою, были ровесниками – «односумами» – служившими в одном полку, а в отдаленном прошлом - кормившимися из одной сумы. Зимой 1974 г., находясь в станице в экспедиции с А. С. Кабановым и разыскивая Михаила Андриановича, мы нашли его в сельской столовой, в составе группы казаков, будто в старину в корчме «игравших» там старинные казачьи песни.


Михаил Андрианович сохранил знание об условиях военного быта, в которых звучала песня. Он, в частности, поделился информацией о многообразии обстоятельств исполнения песен: на переходах в конном строю, на привалах «для разминки ног» и остановке на ночлег, в личное время в казарме, «при чистке оружия и уборке лошадей».


При основании станицы в нее переселяли казаков из станиц Верхнего и Среднего Дона, поэтому репертуар ее жителей был весьма объемным и включал песни и распевы разных традиций. О своем обширном репертуаре Михаил Андрианович говорил: «Я им счета не знаю этим песням, шут их перечислишь!».


Михаил Андрианович разграничивал репертуар, певшийся в станице и в полку («в службе»). Среди песен домашнего быта им выделялись песни с эпическими и лироэпическими сюжетами. Среди них былинные песни «Ай, как все-то друзья товарищи» (Сватовство Ивана Гардиновича), «Ай, летал то бы, летал, млад сизой орел» (о стареющем Орле), «По полю Куликовскому» (о Добрыне), «Как и жил-то был Микита» (о Добрыне), «Не пыль-то кура она в поле подымалася» (Туры златорогие) и  балладные «Случилося младцу мимо саду ехати», «Как жила-то была молодая вдова», «У колодезя было текучего» и другие.


Из песен «в службе» («служивских») с особым душевным участием им пелись повествующие о тяготах военной службы, смерти на чужбине и неволе – «Ой, да ты служба, службица, дюжа нужная», «Ой, как за речкою, ну за речкою было за Кубанушкой», «Ой, да вы туманы», «Ой, да не во поле травушка шатается», «Выше леса, выше темного». Знал и пел он песни исторического содержания: «Как поехал Александра свою армию смотреть», «Ой, ты Рассея, мать наша Рассея», «Ой, да недорого было нашему хозяину пивушка пьяная» (Отчего Москва загоралася). Интересно, что последняя из упомянутых, наряду с другими («Летал то бы летал, сизой орел», «Как и жил-то был Микита», «Как поехал Александра свою армию смотреть»), названы А. М. Листопадовым в числе любимых песен Константина Евдокимовича Адамова.


Возможно детские впечатления от сольного, а не ансамблевого, пения под аккомпанемент рыле послужили импульсом к сохранению М. А. Адамовым традиции сольного музицирования. Сольные варианты его распевов отличаются широтой диапазона, подчеркиваемой взлетами к «воздушной» септиме и «террасными» ниспаданиями; в мелодике преобладают орнаментальные бесполутонные (ангемитонные) обороты-арабески. Он тяготел и к медитативной лирике («Ой, да вы туманы»), и к более открытому переживанию («Случилося младцу мимо саду ехати»).


Как и большинству казаков, Михаилу Андриановичу была свойственна склонность к рефлексии традиции, ее многосторонней характеристике, проницательным замечаниям и оценкам. Наряду с типичными высказываниями («В каждой станице песни играют по-разному») от него можно было услышать и вполне самостоятельные и оригинальные. Одно из важных его суждений касается отличия станичного пения от полкового. Он передал нам много ценных уникальных сведений о песенниках, которых в 1880–90-х гг. в Насонтове записывал А.М. Листопадов, о службе собирателя в хуторской церкви псаломщиком, о разграничении станичного и полкового репертуара, о сотенном пении в строю и возможности пения для себя.


Михаил Андрианович Адамов, осознавая свою одаренность, был открыт в общении и с удовольствием делился своими знаниями. Жена осуждала его за это, сетуя: «Связался с детьми!». Обсуждение с собирателями таких серьезных вопросов как война, революция, военная служба, казачья песня и полковое казачье пение выходило за рамки казачьего этикета. Во-первых, М. А. Адамов разговаривал с посторонними, во-вторых, с женским полом, в-третьих, еще и слишком молодыми. Тем не менее, любовь к предмету обсуждения и осознание важности передачи знания взяли верх.


Михаил Андрианович Адамов, обладая от природы довольно редким в казачьей среде высоким голосом – легким, гибким, ровным по звучанию во всех регистрах, владел виртуозным стилем мастеров казачьего пения. В период расцвета певческой карьеры в полковом хоре он выводил партию «дишканта». В его пении сконцентрирована большая часть выявленных в донском мужском пении приемов: «перерывать», «играть с переливом», «голос наломать».


Благодаря прекрасной памяти он сумел передать нам обширный песенный репертуар, слышанный в родном хуторе в детстве и в полку. Значительная его часть к моменту записи была уже утрачена в быту. Уникальный репертуар и своеобразные своей орнаментальностью мелодические распевы, распространяемые благодаря выступлениям городских фольклорных ансамблей и записям фольклористов, дают специалистам и ценителям казачьей песни представление о малоизвестной певческой традиции Нижнего Дона. Некоторые из записей нашли отражение в сборниках («Донские казачьи песни» – сост. Т. С. Рудиченко, 2006, 2013 гг., «Казачий эпос», 2014, т. 2 – сост. А. Н. Иванов).


Песни в распевах Михаила Андриановича Адамова входили в репертуар фольклорного ансамбля Ростовского музыкально-педагогического института (с 1992 года Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова) «Лествица». Их и сегодня поют ансамбли «Вольница» (Ростов-на-Дону), «Любо» (Новочеркасск).


Пение Михаила Андриановича Адамова может служить для современных исполнителей эталоном подлинного казачьего пения, своеобразного народного «бельканто».

Фото

Аудио

01 Протяжная песня «Ай, на заре то было, ну на зореньке» (Случилося младцу мимо саду ехати) в исполнении М.А. Адамова из ст. Краснодонецкой Белокалитвенского р-на Ростовской обл. Правовая информация

02 Полупротяжная песня «Выше леса, выше темного» в исполнении М.А. Адамова из ст. Краснодонецкой Белокалитвенского р-на Ростовской обл. Правовая информация

03 Строевая песня («1914 года») «Что ж вы братцы приуныли» в исполнении М.А. Адамова из ст. Краснодонецкой Белокалитвенского р-на Ростовской обл. Правовая информация

04 Протяжная песня «Ай, ты служба наша, служба дюжа нужная» в исполнении М.А. Адамова из ст. Краснодонецкой Белокалитвенского р-на Ростовской обл. Правовая информация

05 Протяжная песня «Как за речушкой было за Кубанушкой» в исполнении М.А. Адамова из ст. Краснодонецкой Белокалитвенского р-на Ростовской обл. Правовая информация

06 Протяжная песня «Ой, да вы туманы» в исполнении М.А. Адамова из ст. Краснодонецкой Белокалитвенского р-на Ростовской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть