Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Рекрутский обряд в традиции Средней Сухоны (Вологодская область)

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Призыв на военную службу, как правило, проходил в весенний и осенний периоды. Все парни по исполнении совершеннолетия в назначенный день собирались на призывном пункте, проходили медицинский осмотр, получали повестку с указанием даты отправки на службу. Возвращались в деревню молодые люди уже в статусе рекрута. В традиции среднего течения реки Сухоны призывников называли нéкрут или лéкрут.

Статус рекрута маркировался изменением прически: рекрутам сбривали волосы. Это отражено в поэтических текстах рекрутских частушек: «во солдатушки забрéли», «брат, забрéли, брат, забрéли наши головы с тобой» и т.п.


Весь период от получения повестки до дня отправки новобранцы некрутúлись (лекрýтничали), то есть проводили время в «гулянии», освобождаясь от всех домашних и общинных работ.


В традиции среднего течения Сухоны выделяются следующие этапы рекрутской обрядности:


срок – период от получения повестки до дня проводов – длился от двух недель до месяца, включал гуляния с катанием на лошадях, шествием рекрутов по деревне с пением частушек под гармонь, пивоварение и пирования (застолья) призывников;


– канун прощального дня с застольем в родном доме;


– прощальный день, включавший застолье, прощание с родственниками, одаривание рекрута, родительское благословение, шествие до места сбора.


Коллективность обрядового действа, связанного с отправкой на службу, выражалась в демонстрационных шествиях призывников с товарищами по деревне с пением частушек под гармонь, групповых катаниях на лошадях, совместных застольях, общинных проводах в прощальный день.


Весь период до отправки в домах новобранцев варили пиво и устраивали для них застолья. Рекруты ходили по очереди друг к другу в гости пировать. Во время подобных застолий могли исполняться рекрутские частушки.


Частушки сопровождали и гуляния рекрутов по деревне и дорогам между поселениями. В этих проходках могли принимать участие и девушки, которые исполняли частушки с тематикой расставания, прощания, сиротства. Любимая девушка могла подарить призывнику платочек на память, что также отражено в текстах частушек:


Сероглазая девчонка лучше матери родной,

Подала платóчик в руки ­– утирáйсе, дорогой

(Кокшенская Нюксенского района).


Особо яркие воспоминания местных жителей связаны с катанием рекрутов на лошадях. Для этого специально готовили пару лошадей и тарантас, начищали медную сбрую, украшали упряжь позвонкáми, боркункáми и колокольцáми. При катании призывники «с шиком» подъезжали к домам или клубу, где проходили в это время собрания деревенской молодежи, тем самым демонстрируя всем свое особое положение. На лошадях объезжали и соседние деревни. Во время поездок парни традиционно исполняли рекрутские частушки под гармонный наигрыш. Молодая родственница рекрута (например, родная или двоюродная сестра) могла принимать участие в катании, во время которого причитала по призывнику. Тексты частушек и причитаний отражали тематику воинской службы, прощания с домом, родной стороной, родителями и любимой девушкой. Одним из ключевых являлся образ «широкой дороги» («дороженьки»). Катание рекрутов по окрестностям воспринималось местными жителями как прощание с родимой стороной, что ярко выражено в текстах частушек:


 Лекрутá наши катáлисе на паре вороной,

Оне катáлисе, прошшáлисе с родимой стороной

(Лесютино Нюксенского района).


Причитания по новобранцу звучали весь обрядовый период с момента появления призывника с повесткой в доме. Причитали, как правило, близкие родственницы рекрута – мать, сестра или жена, обращаясь к нему в соответствии со степенью родства: к сыну – мое сердечное дитятко, к брату – мой родúмой ты брáтелко, к мужу – моя милая ладушка.


Типовыми для причетных форм всех обрядов жизненного цикла в традиции средней Сухоны являются обращения орнитоморфного типа – голубóчик ты сúзенькой, соколóчик ты ясненькой или голубóчик ты сизенькой, либедóчик ты бúленькой и т.п. В поэтических текстах рекрутских причитаний присутствуют мотивы «службы царской», «неволи невольной»,а такжеупоминания о«штыках железных», «пулях медных» и др.


Сольные причитания сопровождались особой формой ритуального поведения плакальщицы – хлопаньем (падением на пол), представляющим, возможно, эмоционально усиленную форму земных поклонов.


Запрет на исполнение причитаний по рекруту касался лишь кануна прощального дня, когда в доме новобранца устраивали застолье для родственников и друзей, на котором веселились, пели песни, плясали. Среди исполняемых на вечере лирических песен позднего стилевого слоя исполнителями особо выделяется «Последний нынешной денёчик».


Чрезвычайно насыщен обрядовыми действиями и фольклорными текстами последний день пребывания рекрута в родном доме. В этот день также устраивалось застолье, где обязательно подавали обрядовую выпечку (пироги с рыбой, витушки). Непосредственное прощание родственников с рекрутом сопровождалось его одариванием деньгами «на дорожку», передача которых осуществлялась во время рукопожатия. В брусенской местности Нюксенского района в день отправки мать повязывала рекруту на шею полотенце.


Один из значимых моментов прощального дня – родительское благословение перед отправкой рекрута в дорогу. Его предваряла общая семейная молитва за новобранца перед иконами. Затем родители по очереди (сначала отец, затем мать) благословляли сидящего перед столом рекрута – «давали благословение», перекрещивая иконой склоненную голову сына. При этом произносили приговор, в тексте которого «благословение великое» характеризовалось как «на огне не горящее, в лúсе не заблудящее, на воде не топящее» (Пустыня Нюксенского района). По народным верованиям, родительское благословение призвано было защитить сына от несчастий и обеспечить ему благополучное возвращение домой.


В более позднее время благословлять новобранца стали старшие и знающие в семье женщины. Так, в д. Пустыня Нюксенского района зафиксирован рассказ о благословении рекрута бабушкой: «А это, говорю, штё вот такой приговор был – благословéньё. Я ведь тоже Ванюшке дала благословлéньё. Вот здись мы и прошшáлисё… А я вот и благословила, говорю:


Даю я, Ванюшка, тебе благословлéньё

Велúкоё от бабушки,                              

На огне не горяшчёё,

В лисе не заблудяшчёё,

На воде не топяшчёё.

Дай Бог тибе вернутьце домой,

Придти домой всё хорошо, всё благополучно.

Бабушку ишшо захватить живую.


Вот моё какóё благословлéньё было... По-настоящему-то надо матери благословлéньё-то давать – ведь мать. Да ведь и отцю-ту. Эдак раньше-то и давали».


Пожилые женщины, знающие заговор-благословение, могли заранее обучать ему более молодых: «Благословлéньё, говорю, Люба, я тебе дам. Говорю, Алёшка пойдёт в армию, посади на стуў, говорю, крестик, знаешь это, возьми и, говорю, сделай, говорю, ему благословлéньё:


Даю тебе благословлéньё велúкоё:

На огне не горяшшоё,

На воде не топяшшоё,

В лúсе не заблудяшшоё,

От людей не забывáшшоё.

Спаси и сохрани,

Присвятая Божья Мать Богородиця,

Все святые опостолы.

Быдьте мои слова

Крепки, лепки и пáметны

Во веки веков, аминь!

Спаси, сохрани!

Три [раза нужно повторить]. Это, это благословлéньё, пойдут робята в армию, дак дают благословлéньё» (Сергиевская Тарногского района).


Тот, кто не знал специального приговора, мог просто сказать: «Поди с Богом!»


Охранительную функцию выполнял и родовой хлеб. По сведениям из д. Верхнее Каменное Нюксенского района перед уходом из дома рекрут откусывал приготовленную матерью булочку. Оставшуюся часть булочки родные клали на печь и хранили там до возвращения парня из армии: «А откусит он булочки дома, и эту булку ложúшь на кожýх на печь, и она лежит пока он не вернётся, ждёт ево из арьмии». В дорогу новобранцу давали хлеб, яйца, котомку сухарей.


В востровской местности Нюксенского района при прощании с рекрутом примечали: если руки и губы у парня при прощании теплые – вернется со службы, если холодные – «не видать» больше. О возвращении парня из армии гадали посредством кудели, которую теребили, скатывали, поджигали и наблюдали за тем, как сгорит: если не  до конца (останется «могилкой») – не вернется обратно, а если «исчéзнёт всё – прúдёт домой» (Заболотье Нюксенского района).


Прощальный день завершался общинными проводами рекрута – коллективным шествием родственников, друзей и знакомых с новобранцем по деревне до места сбора призывников. Это был кульминационный момента обряда, который сопровождался одновременным звучанием причитаний близких родственников призывника и рекрутских частушек под гармонь в исполнении молодежи. В текстах частушек доминирует тема расставания, частушки от лица любимой девушки содержали наказы, мотивы сиротства и траура:


Дроля в арьмию поехаў, я закрыла ворота,

Да цёрну юбоцьку одела и сказала: сирота.

(Пожарище Нюксенского района).


Проводы рекрута заканчивались прощанием с призывником в пункте сбора, после чего новобранцы отправлялись в дорогу.

 

Доминирующим жанром рекрутской обрядности в традиции средней Сухоны являются причитания. Напевы рекрутских причитаний зафиксированы в Востровском, Дмитриевском, Городищенском и Космаревском поселениях Нюксенского района Вологодской области.


Звучание сольных причитаний во всех обрядах жизненного цикла среднесухонской традиции местные жители характеризуют как причитание, рёв. В их основе лежит восьми- или девятисложный тонический стих и общая терцовая ладовая форма [3, с. 487]. Однако, по замечаниям жителей окрестных деревень, исполнение рекрутских и свадебных причитаний отличается от похоронно-поминальных, поскольку «об живых дак поют веселяя», «голос-то на жиз[н]ь идёт» (Малая Сельменьга Нюксенского района).


Напев сольных причитаний среднесухонской традиции характеризуется протяженностью динамически окрашенного начального возгласа, малотерцовой ладовой ячейкой с ее возможным расширением до кварты при опевании нижнего опорного тона, нисходящим мелодическим контуром. Плачевая специфика исполнения выражается в нетемперированном интонационном «скольжении» голоса, в незначительных задержках и ускорениях  в процессе эмоционального декламационного высказывания.


Возглас в причитаниях является значимым структурно-семантическим элементом формы. В Нюксенском районе он имеет стабильное начальное местоположение в причетной мелостроке. Следует отметить однотипность возгласов в рекрутских и похоронно-поминальных причитаниях в Востровском и Дмитриевском поселениях, выраженных одним или двумя слогами («ой», «ой да»). В городищенских же деревнях в рекрутских причитаниях используется пятисложный возглас «охти мнéченьки», отличающийся от типового возгласа похоронно-поминальных причитаний «ой, тошнёшенько». Это свидетельствует о закрепленности в данной локальной традиции вербальной формы возгласа за обрядовой ситуацией.


В настоящее время отношение исполнителей к рекрутским причитаниям изменилось: среди деревенских жителей бытует мнение о том, что по живому человеку причитать опасно.


Другой жанровой доминантой рекрутской обрядности в традиции средней Сухоны выступают частушки, которые деревенские жители называют пúсьни или коротенькие пúсьни. Частушки сопровождали гуляния призывников по окрестным деревням, застолья, шествие к пункту сбора в прощальный день. Во время гуляний частушки исполняли рекруты и сопровождавшие их товарищи, а в прощальный день частушки пели и девушки, провожавшие своих парней. 


Поэтические тексты частушек содержат мотивы последнего гуляния, расставания, прощания с родной стороной, любимой девушкой, а также наказы ждать, писать письма и т.п. В текстах частушек новобранцы выступали как рекрутá-рекрýтики / лекрутá-лекрýтики, допризывнички / запризывнички. В девичьих частушках любимого парня называли дроля, ягодиночка.


Как правило, частушки звучали под инструментальный наигрыш, который называют под пúсьни. Этот наигрыш сопровождал не только рекрутские гулянья, но и любые праздничные гуляния-шествия по деревне, посиделки – собрания молодежи в домах, а также звучал во время других обрядов жизненного цикла – свадебного и похоронно-поминального.


Следует указать на включение в рекрутскую обрядность лирических песен позднего стилевого слоя. Широкое распространение имеет песня «Последний нынешний денёчик», которая исполняется во время застолий при проводах в армию и называется рекрутской. Состав исполнителей смешанный – поют и мужчины, и женщины. В исполнении прослеживаются характерные черты мужского исполнительского стиля: активная звуковая подача, насыщенность звукового потока (пение «на голоса»), придыхания и сбросы, упругость звуковедения [5, с. 193]. 

Аудио

01 Рассказ П.К. Тихановского и А.Д. Собаниной из д. Пустыня Нюксенского р-на Вологодской обл. о гулянии рекрутов. Правовая информация

02 Рассказ А.П. Теребовой из д. Пожарище Нюксенского р-на Вологодской обл. о причитаниях по рекруту. Правовая информация

03 Рекрутский причет в исполнении А.П. Теребовой из д. Пожарище Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

04 Рекрутский причет в исполнении А.М. Королёвой из д. Красавино Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

05 Рекрутский причет в исполнении А.М. Королёвой из д. Красавино Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

06 Рекрутский причет в исполнении Л.И. Захаровой из д. Вострое Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

07 Лирическая песня «Последний нонешной денёчик» в исполнении В.А. Селянина из д. Бобровское Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

08 Песня «Вы послушайте, стрелочки, я вам песенку спою» в исполнении В.А. Селянина из д. Бобровское Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

09 Рекрутские частушки (тексты) в исполнении С.В. Уланова, В.А. Колупаева, Н.В. Хомякова, И.В. Колупаева, И.В. Клементьева из д. Кокшенская Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

10 Рекрутские частушки под наигрыш на гармони в исполнении В.В. Епифановского из д. Монастыриха Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

11 Частушки девушек «под язык» в исполнении А.А. Лобазовой, Л.И. Клементьевой, А.А. Бритвиной из д. Пожарище Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

12 Рассказ Т.Ф. Ежовой из д. Сергиевской Тарногского р-на Вологодской обл. о благословении рекрута. Правовая информация

13 Рассказ К.П. Галицкой из д. Пустыня Нюксенского р-на Вологодской обл. о благословении рекрута. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть