Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Рекрутский обряд в традиции Средней Сухоны (Вологодская область)

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Призыв на военную службу, как правило, проходил в весенний и осенний периоды. Все парни по исполнении совершеннолетия в назначенный день собирались на призывном пункте, проходили медицинский осмотр, получали повестку с указанием даты отправки на службу. Возвращались в деревню молодые люди уже в статусе рекрута. В традиции среднего течения реки Сухоны призывников называли нéкрут или лéкрут.

Статус рекрута маркировался изменением прически: рекрутам сбривали волосы. Это отражено в поэтических текстах рекрутских частушек: «во солдатушки забрéли», «брат, забрéли, брат, забрéли наши головы с тобой» и т.п.


Весь период от получения повестки до дня отправки новобранцы некрутúлись (лекрýтничали), то есть проводили время в «гулянии», освобождаясь от всех домашних и общинных работ.


В традиции среднего течения Сухоны выделяются следующие этапы рекрутской обрядности:


срок – период от получения повестки до дня проводов – длился от двух недель до месяца, включал гуляния с катанием на лошадях, шествием рекрутов по деревне с пением частушек под гармонь, пивоварение и пирования (застолья) призывников;


– канун прощального дня с застольем в родном доме;


– прощальный день, включавший застолье, прощание с родственниками, одаривание рекрута, родительское благословение, шествие до места сбора.


Коллективность обрядового действа, связанного с отправкой на службу, выражалась в демонстрационных шествиях призывников с товарищами по деревне с пением частушек под гармонь, групповых катаниях на лошадях, совместных застольях, общинных проводах в прощальный день.


Весь период до отправки в домах новобранцев варили пиво и устраивали для них застолья. Рекруты ходили по очереди друг к другу в гости пировать. Во время подобных застолий могли исполняться рекрутские частушки.


Частушки сопровождали и гуляния рекрутов по деревне и дорогам между поселениями. В этих проходках могли принимать участие и девушки, которые исполняли частушки с тематикой расставания, прощания, сиротства. Любимая девушка могла подарить призывнику платочек на память, что также отражено в текстах частушек:


Сероглазая девчонка лучше матери родной,

Подала платóчик в руки ­– утирáйсе, дорогой

(Кокшенская Нюксенского района).


Особо яркие воспоминания местных жителей связаны с катанием рекрутов на лошадях. Для этого специально готовили пару лошадей и тарантас, начищали медную сбрую, украшали упряжь позвонкáми, боркункáми и колокольцáми. При катании призывники «с шиком» подъезжали к домам или клубу, где проходили в это время собрания деревенской молодежи, тем самым демонстрируя всем свое особое положение. На лошадях объезжали и соседние деревни. Во время поездок парни традиционно исполняли рекрутские частушки под гармонный наигрыш. Молодая родственница рекрута (например, родная или двоюродная сестра) могла принимать участие в катании, во время которого причитала по призывнику. Тексты частушек и причитаний отражали тематику воинской службы, прощания с домом, родной стороной, родителями и любимой девушкой. Одним из ключевых являлся образ «широкой дороги» («дороженьки»). Катание рекрутов по окрестностям воспринималось местными жителями как прощание с родимой стороной, что ярко выражено в текстах частушек:


 Лекрутá наши катáлисе на паре вороной,

Оне катáлисе, прошшáлисе с родимой стороной

(Лесютино Нюксенского района).


Причитания по новобранцу звучали весь обрядовый период с момента появления призывника с повесткой в доме. Причитали, как правило, близкие родственницы рекрута – мать, сестра или жена, обращаясь к нему в соответствии со степенью родства: к сыну – мое сердечное дитятко, к брату – мой родúмой ты брáтелко, к мужу – моя милая ладушка.


Типовыми для причетных форм всех обрядов жизненного цикла в традиции средней Сухоны являются обращения орнитоморфного типа – голубóчик ты сúзенькой, соколóчик ты ясненькой или голубóчик ты сизенькой, либедóчик ты бúленькой и т.п. В поэтических текстах рекрутских причитаний присутствуют мотивы «службы царской», «неволи невольной»,а такжеупоминания о«штыках железных», «пулях медных» и др.


Сольные причитания сопровождались особой формой ритуального поведения плакальщицы – хлопаньем (падением на пол), представляющим, возможно, эмоционально усиленную форму земных поклонов.


Запрет на исполнение причитаний по рекруту касался лишь кануна прощального дня, когда в доме новобранца устраивали застолье для родственников и друзей, на котором веселились, пели песни, плясали. Среди исполняемых на вечере лирических песен позднего стилевого слоя исполнителями особо выделяется «Последний нынешной денёчик».


Чрезвычайно насыщен обрядовыми действиями и фольклорными текстами последний день пребывания рекрута в родном доме. В этот день также устраивалось застолье, где обязательно подавали обрядовую выпечку (пироги с рыбой, витушки). Непосредственное прощание родственников с рекрутом сопровождалось его одариванием деньгами «на дорожку», передача которых осуществлялась во время рукопожатия. В брусенской местности Нюксенского района в день отправки мать повязывала рекруту на шею полотенце.


Один из значимых моментов прощального дня – родительское благословение перед отправкой рекрута в дорогу. Его предваряла общая семейная молитва за новобранца перед иконами. Затем родители по очереди (сначала отец, затем мать) благословляли сидящего перед столом рекрута – «давали благословение», перекрещивая иконой склоненную голову сына. При этом произносили приговор, в тексте которого «благословение великое» характеризовалось как «на огне не горящее, в лúсе не заблудящее, на воде не топящее» (Пустыня Нюксенского района). По народным верованиям, родительское благословение призвано было защитить сына от несчастий и обеспечить ему благополучное возвращение домой.


В более позднее время благословлять новобранца стали старшие и знающие в семье женщины. Так, в д. Пустыня Нюксенского района зафиксирован рассказ о благословении рекрута бабушкой: «А это, говорю, штё вот такой приговор был – благословéньё. Я ведь тоже Ванюшке дала благословлéньё. Вот здись мы и прошшáлисё… А я вот и благословила, говорю:


Даю я, Ванюшка, тебе благословлéньё

Велúкоё от бабушки,                              

На огне не горяшчёё,

В лисе не заблудяшчёё,

На воде не топяшчёё.

Дай Бог тибе вернутьце домой,

Придти домой всё хорошо, всё благополучно.

Бабушку ишшо захватить живую.


Вот моё какóё благословлéньё было... По-настоящему-то надо матери благословлéньё-то давать – ведь мать. Да ведь и отцю-ту. Эдак раньше-то и давали».


Пожилые женщины, знающие заговор-благословение, могли заранее обучать ему более молодых: «Благословлéньё, говорю, Люба, я тебе дам. Говорю, Алёшка пойдёт в армию, посади на стуў, говорю, крестик, знаешь это, возьми и, говорю, сделай, говорю, ему благословлéньё:


Даю тебе благословлéньё велúкоё:

На огне не горяшшоё,

На воде не топяшшоё,

В лúсе не заблудяшшоё,

От людей не забывáшшоё.

Спаси и сохрани,

Присвятая Божья Мать Богородиця,

Все святые опостолы.

Быдьте мои слова

Крепки, лепки и пáметны

Во веки веков, аминь!

Спаси, сохрани!

Три [раза нужно повторить]. Это, это благословлéньё, пойдут робята в армию, дак дают благословлéньё» (Сергиевская Тарногского района).


Тот, кто не знал специального приговора, мог просто сказать: «Поди с Богом!»


Охранительную функцию выполнял и родовой хлеб. По сведениям из д. Верхнее Каменное Нюксенского района перед уходом из дома рекрут откусывал приготовленную матерью булочку. Оставшуюся часть булочки родные клали на печь и хранили там до возвращения парня из армии: «А откусит он булочки дома, и эту булку ложúшь на кожýх на печь, и она лежит пока он не вернётся, ждёт ево из арьмии». В дорогу новобранцу давали хлеб, яйца, котомку сухарей.


В востровской местности Нюксенского района при прощании с рекрутом примечали: если руки и губы у парня при прощании теплые – вернется со службы, если холодные – «не видать» больше. О возвращении парня из армии гадали посредством кудели, которую теребили, скатывали, поджигали и наблюдали за тем, как сгорит: если не  до конца (останется «могилкой») – не вернется обратно, а если «исчéзнёт всё – прúдёт домой» (Заболотье Нюксенского района).


Прощальный день завершался общинными проводами рекрута – коллективным шествием родственников, друзей и знакомых с новобранцем по деревне до места сбора призывников. Это был кульминационный момента обряда, который сопровождался одновременным звучанием причитаний близких родственников призывника и рекрутских частушек под гармонь в исполнении молодежи. В текстах частушек доминирует тема расставания, частушки от лица любимой девушки содержали наказы, мотивы сиротства и траура:


Дроля в арьмию поехаў, я закрыла ворота,

Да цёрну юбоцьку одела и сказала: сирота.

(Пожарище Нюксенского района).


Проводы рекрута заканчивались прощанием с призывником в пункте сбора, после чего новобранцы отправлялись в дорогу.

 

Доминирующим жанром рекрутской обрядности в традиции средней Сухоны являются причитания. Напевы рекрутских причитаний зафиксированы в Востровском, Дмитриевском, Городищенском и Космаревском поселениях Нюксенского района Вологодской области.


Звучание сольных причитаний во всех обрядах жизненного цикла среднесухонской традиции местные жители характеризуют как причитание, рёв. В их основе лежит восьми- или девятисложный тонический стих и общая терцовая ладовая форма [3, с. 487]. Однако, по замечаниям жителей окрестных деревень, исполнение рекрутских и свадебных причитаний отличается от похоронно-поминальных, поскольку «об живых дак поют веселяя», «голос-то на жиз[н]ь идёт» (Малая Сельменьга Нюксенского района).


Напев сольных причитаний среднесухонской традиции характеризуется протяженностью динамически окрашенного начального возгласа, малотерцовой ладовой ячейкой с ее возможным расширением до кварты при опевании нижнего опорного тона, нисходящим мелодическим контуром. Плачевая специфика исполнения выражается в нетемперированном интонационном «скольжении» голоса, в незначительных задержках и ускорениях  в процессе эмоционального декламационного высказывания.


Возглас в причитаниях является значимым структурно-семантическим элементом формы. В Нюксенском районе он имеет стабильное начальное местоположение в причетной мелостроке. Следует отметить однотипность возгласов в рекрутских и похоронно-поминальных причитаниях в Востровском и Дмитриевском поселениях, выраженных одним или двумя слогами («ой», «ой да»). В городищенских же деревнях в рекрутских причитаниях используется пятисложный возглас «охти мнéченьки», отличающийся от типового возгласа похоронно-поминальных причитаний «ой, тошнёшенько». Это свидетельствует о закрепленности в данной локальной традиции вербальной формы возгласа за обрядовой ситуацией.


В настоящее время отношение исполнителей к рекрутским причитаниям изменилось: среди деревенских жителей бытует мнение о том, что по живому человеку причитать опасно.


Другой жанровой доминантой рекрутской обрядности в традиции средней Сухоны выступают частушки, которые деревенские жители называют пúсьни или коротенькие пúсьни. Частушки сопровождали гуляния призывников по окрестным деревням, застолья, шествие к пункту сбора в прощальный день. Во время гуляний частушки исполняли рекруты и сопровождавшие их товарищи, а в прощальный день частушки пели и девушки, провожавшие своих парней. 


Поэтические тексты частушек содержат мотивы последнего гуляния, расставания, прощания с родной стороной, любимой девушкой, а также наказы ждать, писать письма и т.п. В текстах частушек новобранцы выступали как рекрутá-рекрýтики / лекрутá-лекрýтики, допризывнички / запризывнички. В девичьих частушках любимого парня называли дроля, ягодиночка.


Как правило, частушки звучали под инструментальный наигрыш, который называют под пúсьни. Этот наигрыш сопровождал не только рекрутские гулянья, но и любые праздничные гуляния-шествия по деревне, посиделки – собрания молодежи в домах, а также звучал во время других обрядов жизненного цикла – свадебного и похоронно-поминального.


Следует указать на включение в рекрутскую обрядность лирических песен позднего стилевого слоя. Широкое распространение имеет песня «Последний нынешний денёчик», которая исполняется во время застолий при проводах в армию и называется рекрутской. Состав исполнителей смешанный – поют и мужчины, и женщины. В исполнении прослеживаются характерные черты мужского исполнительского стиля: активная звуковая подача, насыщенность звукового потока (пение «на голоса»), придыхания и сбросы, упругость звуковедения [5, с. 193]. 

Аудио

01 Рассказ П.К. Тихановского и А.Д. Собаниной из д. Пустыня Нюксенского р-на Вологодской обл. о гулянии рекрутов. Правовая информация

02 Рассказ А.П. Теребовой из д. Пожарище Нюксенского р-на Вологодской обл. о причитаниях по рекруту. Правовая информация

03 Рекрутский причет в исполнении А.П. Теребовой из д. Пожарище Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

04 Рекрутский причет в исполнении А.М. Королёвой из д. Красавино Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

05 Рекрутский причет в исполнении А.М. Королёвой из д. Красавино Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

06 Рекрутский причет в исполнении Л.И. Захаровой из д. Вострое Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

07 Лирическая песня «Последний нонешной денёчик» в исполнении В.А. Селянина из д. Бобровское Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

08 Песня «Вы послушайте, стрелочки, я вам песенку спою» в исполнении В.А. Селянина из д. Бобровское Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

09 Рекрутские частушки (тексты) в исполнении С.В. Уланова, В.А. Колупаева, Н.В. Хомякова, И.В. Колупаева, И.В. Клементьева из д. Кокшенская Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

10 Рекрутские частушки под наигрыш на гармони в исполнении В.В. Епифановского из д. Монастыриха Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

11 Частушки девушек «под язык» в исполнении А.А. Лобазовой, Л.И. Клементьевой, А.А. Бритвиной из д. Пожарище Нюксенского р-на Вологодской обл. Правовая информация

12 Рассказ Т.Ф. Ежовой из д. Сергиевской Тарногского р-на Вологодской обл. о благословении рекрута. Правовая информация

13 Рассказ К.П. Галицкой из д. Пустыня Нюксенского р-на Вологодской обл. о благословении рекрута. Правовая информация

Прямая трансляция 25 сентября, начало в 19:00

110 лет со дня рождения Д.Д.Шостаковича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть