Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Праздник Казанской иконы Божией Матери в селе Снопот Рогнединского района Брянской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Село Снопот находится в устье реки Снопот, в месте ее впадения в Десну. В селе бытует легенда о том, что когда-то по Десне плыли кем-то выброшенные старые иконы, черные от копоти. Одна из икон пристала к берегу у села Снопот. Ее нашла женщина, которая стирала на Десне белье. Внезапно икона в ее руках обновилась — проявился лик Богоматери и младенца. Женщина принесла икону в село, односельчане восприняли ее явление как Божие благословение и построили церковь — сначала деревянную, потом каменную, — куда и поместили эту икону, которую стали почитать как чудотворную.

С тех пор «Казанская» стала престольным праздником в селе Снопот, отмечаемым 21 июля в день обретения Казанской иконы Божией Матери. Церковь была закрыта в 1937 г., а во время Великой Отечественной войны в 1942 г. взорвана по приказу советского командования, чтобы ее колокольня не служила ориентиром для немецкой артиллерии.  


Тем не менее престольный праздник отмечался в селе в течение всего советского периода. В этот день всегда служили молебен около святого колодца, совершали крестный ход к Десне, где также служили молебен, а потом купались в Десне, затем празднование продолжалось по домам местных жителей.


К празднику готовились заранее. За неделю убирали в домах,  перестирывали половики и занавески, белили печь. Специально на «Казанскую» в семьи приезжали дети и внуки.


В день праздника все поднимаются засветло. Все участвующие в празднике приносят с собой свою домашнюю икону (иногда несколько икон) и пустую посуду для освященной воды. Жители в основном пожилого возраста собираются в память о прибытии иконы по воде около местночтимого колодца около 8 утра. Заранее около него вкапывают небольшой столик для молебна. не всегда приезжает к 8 утра.


Моление начинают еще до приезда  священника из ближайшей церкви в пос. Рогнедино с тропаря Казанской иконе Божией Матери:


Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.


Одна из самых уважаемых в селе женщин, у которой хранились все рукописные записи, относящиеся к празднику, читает акафист Казанской Божьей Матери. Далее пропевается молитва «Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Радуйся Невесто Неневестная», в которой рефрен «Радуйся Невесто Неневестная» поется всеми участниками молебна. Все тропари, кондаки и акафисты во время праздника исполняются на местные напевы.


После водосвятного молебна приехавший батюшка черпает воду из колодца и разливает ее по сосудам всем молящимся. Эта освященная вода почиталась наравне с крещенской и использовалась от недугов и семейных тягот.


Далее совершается крестный ход к Десне с хоругвями и накрытым вышитым полотенцем большим деревенским крестом, которые несут впереди процессии. Ее нарядно одетые участники выстраиваются парами (в 1997 г. в крестном ходе участвовало более 200 человек), держа с двух сторон домашнюю икону. Первыми идут те, у кого домашними являются иконы Божией Матери Казанской. Участники крестного хода проходят под иконами и оказываются в конце процессии, которая постепенно продвигается к реке. Стараются пройти под иконами трижды — «во исцеление души и тела», «на доброе здоровье». На этом этапе к процессии присоединяется все больше и больше участников.


На берегу Десны совершается чин малого освящения воды, после чего все, кто принес иконы, окунают их в реку. В селе Снопот хранится большой деревянный крест. Рассказывают, что его спасли от уничтожения местные жители во время войны, когда немцы начали бомбить село. Крест хранится в доме Зои Васильевны Давыдовой, которая всегда выходит на праздник с этим крестом. После водосвятия крест окунают в реку и окропляют святой водой с него всех участников праздника. Женщины, мужчины, дети целуют крест, с благодарностью принимая благодать.


На праздник приезжает много людей, страдающих различными недугами и немощами. Считается, что если болят ноги, то по течению реки нужно пустить чулки, снятые с ног в праздник, если голова — бросить в реку платок. Вещи выбираются самые лучшие — это дар реке, в благодарность за который она унесет с собой болезнь. Многие умываются или купаются в реке «для очищения и здоровья».


По окончании крестного хода  его участники расходятся по домам, где вместе с родственниками, приехавшими на Казанскую, обедают. Во многих домах поют народные песни.


Празднование Казанской, пользующееся огромной популярностью у местных жителей, было зафиксировано 21 июля 1997 г. экспедицией ИМЛИ РАН. 

ВИДЕО

Фото

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть