Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Богослужебное пение старообрядцев часовенного согласия г. Белово Кемеровской обл.

Этнос: Русские
Конфессия: старообрядцы-беспоповцы часовенного согласия
Язык: церковнославянский
Паспорт объекта
Согласие часовенных окончательно оформилось в 1840 г. в среде беглоповского старообрядчества. Другие названия согласия, принятые в сибирском регионе, – кержаки, стариковцы (стариковщина, стариковина). Происхождение и распространение согласия связано исключительно с урало-сибирским регионом. Основными положениями догматического учения часовенных являются отказ от приёма бегствующего священства и подчинение духовным наставникам – «старикам», «старцам»; проведение богослужений в культовых зданиях без алтарей – часовнях; осуществление обрядов и треб по беспоповскому «чину мирян».


Представители согласия отличаются особой замкнутостью, предпочитают жить обособленно в удаленных, труднодоступных населенных пунктах, хотя часовенные общины (соборы) есть и во многих крупных промышленных центрах региона. В среде часовенных существует большое количество запретов поведенческого и бытового характера, основным из которых является запрет на общение с иноверцами при молении и еде. Согласие не имеет единого руководящего центра, поэтому характеризуется разрозненностью и множеством локальных традиций.

Собор старообрядцев города Белово Кемеровской области является типичным образцом часовенной общины, существующей в условиях крупного промышленного города. Для нее характерны, с одной стороны, небольшое число членов, преимущественно преклонный возраст соборян, нерегулярность богослужений и значительная вариативность состава их участников; с другой – каждодневная домашняя молитва членов, строгость в соблюдении запретов, боязнь «замирщения». Допуск в собор и наблюдение за богослужением посторонним лицам запрещены, именно поэтому данная традиция литургического пения описывается вне обрядового контекста.

Материал получен в результате индивидуальной работы с одной из наиболее авторитетных прихожанок – Ольгой Петровной Овчинниковой. Зафиксированный комплекс вербальных и вокальных форм включает полный репертуар песнопений великой вечерни, утрени и обедницы, некоторые песнопения важнейших служб годового цикла (в частности, Пасхальной) и треб (панихиды) и дает полное представление о локальной традиции.

В беловской общине нет людей, владеющих знаменной нотацией. По сообщению информантки, практики пения по крюкам не было уже при жизни родителей нынешнего поколения прихожан, то есть с момента переселения староверов в Кемеровскую область в 1930-х годах. В результате все формы богослужебного пения перешли из письменной в устную сферу бытования, утратилось их разнообразие. Однако в этой ситуации старообрядцы принципиально сохранили вокальную форму богослужения, не заменив ее на более простую речевую.

В традиции используется четыре способа воспроизведения богослужебных текстов, три из которых собственно вокальные (пение на самогласен, «напевка» и обиходная погласица), четвертый представляет собой тонированную речь – так называемый «читок».

Одна из вокальных форм – пение на самогласен, то есть по мелодическим образцам с особыми правилами чередования мелодических строк. Песнопений-образцов 8 по числу гласов знаменного распева, их чередование определяется богослужебным календарем. Самогласны относятся к образцам силлабического (речитативного) стиля, характеризуются переменным ладом, свободным – речевым – ритмом, исполняются в скором темпе.

Репертуар данной группы:

– стихиры всех разновидностей (на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на хвалитех), их славники и богородичны;

– степенные антифоны утрени;

– ирмосы воскресных и большинства праздничных канонов;

– тропари на блаженнах праздничной обедницы;

– 33-й псалом обедницы (напев 7-го гласа).

Данный репертуар в целом вполне сопоставим с репертуаром пения на самогласен в соборах, где крюковая грамотность сохраняется. Исключение составляют ирмосы воскресных и праздничных канонов, а также степенные антифоны утрени, которые принято петь знаменным распевом или, в крайнем случае, «напевкой». Практика переноса формы исполнения, предназначенной для одного жанра, на другой является отступлением от канонических норм.

«Напевка» – устная версия песнопения, ранее воспроизводимого по книгам знаменной нотации. Стилистика «напевки» неоднородна и включает образцы двух типов:

а) невматические структуры, соответствующие стилистике столпового знаменного распева и допускающие слогораспевы на 2–5 звуках и отдельные мелизматические формулы;

б) мелизматические структуры с протяженными распевами типа юбиляций.

Те и другие образцы отличаются ладовой переменностью, свободной ритмикой, умеренным или медленным темпом исполнения.

Репертуар «напевки»:

– погласица «воззваха»;

– прокимны вечерни, утрени, панихиды и великий прокимен «Всякое дыхание»;

– храмовая стихира Святой Троице;

– степенный антифон 4-го гласа «От юности моея»;
– стихиры по 50-м псалме;

– песнопение «Достойно есть» и задостойники;

– хвалитные стихиры пасхальной утрени;

– кафизма вечерни «Блажен муж», псалмы полиелеоса и праздничные величания;

– припев «Слава Тебе, Господи» перед чтением утреннего и обеденного Евангелия,

– Трисвятое по Великом славословии.

По упрощенному варианту «напевки» исполняются песнопения «Бог Господь» на утрени, ирмосы канонов Пасхе и на панихиде, а также воскресная катавасия – ирмосы канона Богородицы 4-го гласа «Отверзу уста моя». Наконец, по «напевке» поются концы (заключительные строки) тропарей и славников утрени, основной текст которых читается.

«Напевка», принятая в данной локальной традиции, демонстрирует редукцию системы осмогласия. В соборе сохраняется только один вариант напевов «воззвахов», песнопения утрени «Бог Господь», поющихся по его модели концов тропарей (напевы 4-го гласа); один напев прокимнов (по образцу прокимна панихиды 8-го гласа); один напев «Достойно есть» для всех задостойников (предположительно, 6-го гласа).

Обиходная погласица – краткая мелодическая формула речитативного склада и узкообъемной ладовой структуры, подчиненная речевому ритму. Представляет собой переходную форму между вокальным и речевым типом интонирования. На ее основе формируются более продолжительные напевы, предназначенные для исполнения объемных литургических текстов.

Репертуар обиходной погласицы (обиходного напева):

– краткие припевы «Господи, помилуй» и Аллилуии;

– песнь вечернего входа «Свете тихий»;

– тропари «Ангельский собор» по 17-й кафизме (с указанием на 5-й глас);

– песнопения пасхальных часов и воскресная стихира «Воскресение Христово видевши»;

– Великое славословие;

– тропари утрени;

– припев «Честнейшую Херувим» (в том числе и в функции припева на 9-й песни канона);

– песнопение «Единородный Сын» на изобразительных обедницы.

В целом данный репертуар соответствует общестарообрядческой практике.

«Читок», или тонированная речь, – особая речевая форма, используемая только в обрядовой (сакральной) ситуации и характеризующаяся ритмической и звуковысотной определенностью.

Основной репертуар «читка» – псалмы и молитвы всех разделов богослужения. В описываемой традиции он также распространяется на ряд певческих жанров:

– псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»;

– кафизмы вечерни и утрени;

– хвалитные псалмы;

– песнопение «Свят Господь»;

– светильны и их богородичны;

– кондаки и икосы канонов.

Серьезной утратой часовенных города Белово является литургический речитатив вокальной природы, предназначенный для чтения нараспев текстов Священного Писания и уставных чтений.

Переход некоторых текстов из категории поющихся в категорию читаемых является отступлением от уставных норм богослужения и в некоторых случаях обусловливает невозможность совершения богослужений по определенному чину. Так, незнание напева 103-го псалма привело к тому, что в соборе практикуется только раздельное служение вечерни и утрени.

Таким образом, не владеющие нотной грамотой певчие сохраняют в памяти определенный объем обиходных напевов, существовавших на всех этапах своего бытования преимущественно в устной форме (т. е. никогда не фиксировавшихся в певческих нотированных книгах). Гибкое использование имеющегося репертуара напевов в несвойственной им функции, принцип замещения неизвестного напева известным позволяют старообрядцам-беспоповцам сохранять принципиально вокальную форму богослужения.

Описанная практика не распространяется на изолированные, конфессионально однородные поселения часовенных, в которых ситуация с сохранностью богослужебных певческих традиций принципиально иная.

Аудио

01 Стихира за упокой 8-го гласа «Плачуся и рыдаю» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

02 Кафизма 17-я на панихиде с припевами «Блажени непорочнии» (начальный фрагмент) в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

03 Кафизма 17-я на панихиде с припевами «Блажени непорочнии» (заключительный фрагмент) в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

04 Тропари-блаженны на панихиде 6-го гласа «Помяни нас, Господи» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

05 Чтение Апостола, зачало 270, «Братие, не велю вам не разумевати о умерших» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

06 Ирмос первой песни канона Пасхе 1-го гласа «Воскресения день просветимся людие» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

07 Стихира Пасхе 5-го гласа, с запевом «Да воскреснет Бог» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

08 Стихира воскресная 7-го гласа «Воскресение Христово видевши» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

09 Стихира Троице 4-го гласа «Треславная днесь» в исполнении О.П. Овчинниковой из г. Белово Беловского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть