Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Протяжные песни русского села Завгороднее Балаклейского района Харьковской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Протяжные песни – основа песенного репертуара русских сёл, расположенных на Северском Донце в его верхнем течении. Эти сёла возникли на пустующих землях степной окраины Московского государства в первой половине XVIII века, когда создавалась последняя из оборонительных линий –

Украинская, или Изюмская, которая должна была защитить южные границы отечества от набегов крымских и астраханских татар. Украинская линия проходила вдоль Северского Донца; одним из ее укреплений была слобода Петровская, в полутора километрах от которой стоит село Завгороднее (до 1930 года – Верёвкино, переименовано в память о первом председателе колхоза, погибшем во время коллективизации). Село было основано переселенцами из Калужской, Курской и Черниговской губерний в 1732 году.


Здесь сложилась одна из немногих сохранившихся вплоть до конца ХХ века народно-певческих школ, культивировавших традицию виртуозного вокализированного распева. Именно в таких исполнительских школах вызревала культура высокого мелодического мышления, складывались сложные музыкально-ритмические композиции лирических протяжных песен, в которых ритм стиха полностью преобразовывался стихией мелодического начала. Их лучшими исполнителями, как и в некоторых других регионах южной России, считались мужчины. Отсюда и бытующее здесь название протяжных песен – бурлацкие (от  местного слова бурлáка – холостой парень).Протяжные песни всегда воспринимались местными жителями как «высокая» сфера местной музыкально-фольклорной традиции. Имена выдающихся певцов долго хранились в памяти местных жителей и прочно связывались с их любимыми песнями. Во время экспедиционной работы часто приходилось слышать: «Это песня Петра, а та – Кузьмы». Существовал даже обычай во время праздничных застолий поминать умерших певцов исполнением их песен.


Большинство местных протяжных песен исполнялось в любое время года, «абы кали», «всегда», но главным образом по дороге с работы, вечерами на улице, на праздничных застольях, на гуляньях, во время проводов в армию.


Их поэтические тексты, в наибольшей степени сохранившие воспоминания о воинском быте первых поселенцев этих земель, повествуют о гибели воина на чужбине – «Сукрашёно то поле всё цветочками», «Степь Кубанская»; о военных походах – «Дорога торная да была»; о повседневной воинской службе – «Мать да по сыну не тужа, не плача»; о разлуке с родными – «Там у лозе, при-в дорозе».  Отдельную группу составляют рекрутские песни, звучавшие во время проводов в армию. Основные сюжетные мотивы их поэтических текстов: прощание с родным домом, реалии рекрутского набора («На приёме а всё вот меня раздевають, на моё тело белое всё смотрять»).


Многочисленную группу составляют песни лирического, «семейного» содержания, в которых чаще всего поётся о несчастной любви, о разлуке, о браке с немилым: «Шелковая травушка в лог полегла», «Вечор поздно заудалой молодец у девки гостевал», «Шли мы лужком с милым дружком», «Ох да ты Доня, худа твоя доля», «В зеленому саду груша», «Молодка молоденькая», «Сидела Катюшечка поздно с вечера одна», «Женил меня родной батюшка да не угодил», «Всё туманочки», «По зорюшке да всё по утрешней», «На предметному кусточку», «Я не верила девушкам да подружкам» и др.


Лишь небольшая часть местных песен имеет календарную приуроченность, часто определяемую сюжетными мотивами или образами поэтических текстов. Так, о песне со словами «Да купил Ваня себе косу для свайго покосу», как и о песне «Зашумела в лесе дуброва, загорела в поле калина», говорили: «Это летняя, играют в сенокос, когда с работы идут». Песню «Разливалась половодная вода» пели на берегу Северского Донца на Миколу Вёшнего (9/22 мая); «За речкою, за рекою слободка живёт», в которой рассказывается о завивании венков, – на Троицу и т.д. Именно календарно приуроченные песни издавна исполнялись  смешанными или женскими ансамблями.


Местная традиция протяжного пения – ансамблевая. Мастерство распева  вырабатывалось и культивировалось в замкнутых, виртуозных ансамблях, не превышавших четырех-пяти человек. Помимо мужских, существовали и смешанные – как правило, семейные или соседские ансамбли певцов.


В середине ХХ века изменилась половозрастная структура сельского сообщества: мужское население резко сократилось после войны, а позже начался отток молодежи в города.  В те годы многие хозяйственные обязанности и формы мужского труда перешли к женщинам, как и часть мужского песенного репертуара. Начиная с 1970-х гг. мужчин-певцов удавалось записывать довольно редко, но они всегда занимали лидирующие позиции в певческих ансамблях. Один из последних выдающихся народных певцов села Завгороднее Демьян Григорьевич Мачулин (1896–1990) оставил после себя тетрадь с текстами более ста протяжных песен мужского репертуара. Многие из них он спел для московских фольклористов вместе со своим сыном Егором Демьяновичем Мачулиным (1920–1999). Из талантливых певцов-мужчин следует назвать и Петра Алексеевича Чупикова (1915 г.р.).


В 1970–1990-е годы традицию протяжного пения в селе Завгороднее поддерживал женский ансамбль, основу которого составляли три выдающиеся певицы, дружившие в детства: Евдокия Григорьевна Рагулина (1916 г.р.), Федора Андреевна Мачулина (1908 г.р.) и Софья Карповна Белёвцева (1913 г.р.). К ним в зависимости от ситуации присоединялись их родственницы и соседки: Анна Ивановна Мордовцева (1913 г.р.), Елизавета Даниловна Потебенко (1915 г.р.), Евдокия Яковлевна Толмачёва (1912 г.р.), Ульяна Никифоровна Рыжова (1913 г.р.), Ефросинья Родионовна Подчернова (1913 г.р.), Екатерина Трофимовна Сорокина (1912 г.р.), Татьяна Алексеевна Чупикова (1913 г.р.). Все они – выдающиеся, признанные не только в своём селе, но и за его пределами знатоки местной песенной культуры, представители одного поколения мастеров. В их исполнении записана бόльшая часть протяжных песен села Завгороднее.


Искусство протяжного пения сохранилось во многих сёлах Южной России. Чем же на этом фоне выделяется традиция села Завгороднее? Прежде всего слаженностью ансамблевого пения, певческим мастерством исполнительниц, каждая из которых может быть запевалой в ансамбле, а также вести сольный подголосок. В протяжных песнях села Завгороднее воплощаются все наиболее яркие и в то же время типические черты этого жанра. Песни удивительно монолитны в музыкально-стилевом отношении и в то же время поражают многообразием и богатством индивидуальных воплощений.


Эпоха формирования и развития жанра протяжной песни совпадает с тем временем, когда формировались музыкально-фольклорные традиции придонецких сёл. Не случайно протяжные песни образуют один из центральных стилевых «узлов» местной жанровой системы. Как неоднократно отмечалось исследователями, возникновение и развитие лирической протяжной песни было в значительной степени связано с возрастанием личностного начала в русской культуре. Следствием стремления личности певцов к самовыражению явилось разрастание и усложнение мелодических распевов, подчинивших себе поэтическое слово. Напевы местных протяжных песен отличаются масштабностью (одна строфа звучит 1–2 минуты), виртуозностью внутрислоговых распевов и сольных зачинов.


Яркой выразительной чертой местного песенного стиля является многоголосное воплощение протяжных песен в ансамбле. В нём выделяется группа басов, тянущих долгие звуки или многократно повторяющих один и тот же короткий мотив. Басы создают фундамент, на котором расцветает виртуозный сольный подголосок, который обозначается глаголом брать (– Кто у нас брать будет? – Донюшка берёт).  При исполнении протяжной песни выделяются две солистки: запевала и берущая. Иногда и запевает, и берёт одна и та же исполнительница, причём в процессе звучания песни солисты могут сменяться. Уровень мастерства ансамбля определяется количеством исполнителей, которые могут и запевать песню, и вести подголосок. В ансамбль села Завгороднее входило пять таких исполнительниц.


Протяжные песни села Завгороднее можно разделить на две группы. Первую составляют песни в традиционных местных распевах, демонстрирующие локальную стилистику. Вторую – песни, не имеющие местной специфики, в том числе и популярные украинские песни позднего слоя, принесённые чаще всего солдатами или усвоенные через систему клубной самодеятельности. Наибольшую ценность несомненно представляют песни первой группы.


Записи в селе Завгороднее производились многократно с 1979 по 1990 год. За это время было записано 125 протяжных песен традиционного слоя, причем каждая из них – во множестве вариантов, от разных исполнительских составов, в различных бытовых ситуациях.


В настоящее время лучшие исполнители села Завгороднее уже умерли, однако многие песни, пусть и не в таком замечательном исполнении, еще можно услышать и записать. Многие из них вошли в репертуар известных любительских и фольклорных коллективов этнографического направления: «Народный праздник» (Москва), «Ромода» (Москва), «Аринушка» (Литва, Вильнюс), «Музыка з дроги» (Польша, Люблин) и других.


ТЕКСТЫ НЕКОТОРЫХ ПРОТЯЖНЫХ ПЕСЕН СЕЛА ЗАВГОРОДНЕЕ


При проводах рекрута в армию:


Ой да, не развейся, эх да, дуб да зелёный,
Бальшой мороз бýдя.

А-ой, большой, ой да, мороз будя,
Ой да, я ши да мороза я не боюся,
Хочь на [о]дин день разовьюся.

А хочь на [о]дин день разовьюсё,
Ой да, не жанися, сын да (й)удовкин,
Бальшой, ой да, набор бýдя.

Ай, большой набор будя,
Ой да, я ши да набора да я не боюся,
Хочь на [о]дин день я да жанюся.

Хочь на славушку ж да жанюся...
Ой да, написала да мать грамотейку да,
Штоб сына да в службу взяли

Штоб сына в службу взяли...
Ой да, взяли, взяли, эй да, молодога парня
Ой, у службу ж да служити.

У службу ж да служити,
Ой да, он да на коника ж да садился,
Как сокол да узвился.

Как сокол да узвился,
Ой да, скинул, скинул да чёрную шляпу, ох,
Богу по... ох, помолился.

А-ой, Богу, ай да, он помолился,
Ой да, Богу, Богу да он пмолился,
С всеми ж да простился.


В беседах, на застольях:


Ой да вот, во колодезю да,
А всё, ох, вот во грямучема,
О-е-я-а-е-е-я,
Ой да вот, во ручейчику да,
А всё, ох, вот, во тякучема.

А-ой да вот, во ручейчику да,
А всё, ох, вот во тякучема,
О-е-о-ё-я-а,
Ой да вот, холостой парень
А всё да, ох., вот да коня, вот да поя.

Ой да, холостой парень
А всё, ох, вот да коня по... вот да поя,
О-е-о-е-о-а-ах,
Ох, красная девушка да,
А всё, ох, вот да воду бра... вот да брала.

А-ой, красная девка, о,
Ой, всё, ах вот, да воду бра... ой вот, да брала.
О-е-а-о-е-е-о,
Ой да вот, да набравши она да,
Девка, ох вот, на гору по... ах вот, да пошла.

Ой да, да набравши [о]на ведрико,
Ой всё ах, вот на гору, а-ой, по... эх, во да пошла,
А-е-е-я-о,
Ой да вот, на полгоры [о]на да,
Девка, ох вот, становилася.

Ох, да на полгоры, ох вот, становилася, ай,
Ой да вот, с холостым парнем
А всё ох, вот слово мо... ой, молвила.


«Бурлацкая»:


Ой да ты дорога, дорога – ровно триста вёрст,
Ой да, шириною, ох, дорога
Конца-краю, ой да, нема.

Ой да, конца-краю да нема, ох,
Ой да, тольки да есть там, ох да, прослед
На... ох, на Кубанскую степь.

Ой да, на Кубанскую степь, ох,
Ой да, (й)а Кубанская степь
Не... ох, невзродимая.

Ой да, невзродимая, ох,
Ой да, тольки да выросло там
Ку... ох, купарисная, ой да, древа.

Ой да, купарисная ж да древа,
Ой да, как да под тем, ой да, древом
Те... ох, тело белое да лежа[т].

Ой да, тело ж белое да лежит,
Ой да, тело бело да лежит,
Всё ж мо... ох, молодецкое.

Ой да, молодецкое,
Ой да, вот молодецкое,
Всё ж да... да бурлацкое.

Да бурлацкое...
Ой да, всё ж да никто да не признал,
Чиё... ох, чиё тело ж да лежа[т].

Чиё тело ж да лежит,
Ой да, вот да, признало да тела
Да три... да три ла... ой, ластушки.

Да три ластушки,
Ох да, перва да ла... ох, ластушка
Родная ма... ой, матушка.

Одная ма... ох, матушка,
Ой да, друга да ла... ой, ластушка
Родная ся... ой, сястрица.

Родная ся... эх да, сястрица,
Ой да, третья ла... ох, ластушка
Родная жена мо... ох, молода.


«Жизненная эта песня»:


Да всё туманочки, о-вох,
Да за туманам, ай, ясная солнушка,
Солнушка ж да не ви... да не видна.

Солнушка да не видна, о-вох,
Да толькя видна сырога дуба, ой, дуба,
Дуба верьха ви... ой, верьха видна.

Да всё дуба верьха видна, э-ох,
Да пад которам, ой, красная девка да с моло...
С молодцом да стоя... ой, да стояла.

А всё с молодлцом да стояла, э-ох,
Ох да ему же, ой, тайнае речи го...
Речи вот говори... ой, говорила.

А всё речи сговорила, о-вох,
- Да не жанися, ой, раздобрый да молодчик, хоть...
Да хоть один годо... ой, годочек.

А всё хоть годочек, о-вох,
Да подрасту я, ой, красная девка, на...
Да на один вершо... ой, вершочек.

А всё на вершочек, э-ох,
Да не послушал, ой, раздобрый да молодчик, да...
Да взял и жани... ой, жанился.

А взял он, жанился, э-ой,
Да не взял себе, ой, красную девку, вот,
А взял себе вдо... ой, себе вдовку.

А взял сабе вдовку, э-ох,
А вдовушка, ой, постель стеля, ой,
Сама слезно пла... ой, слезно плача.

Сама слезно плача, з-ой,
Про свово она, ой, прежняго мужа, ой,
Она вспомина... ой, вспоминая.


На застольях и на гуляньях:


Ой да, не с кем, не... не... не с кем да Мане вот разгулять, да ой,
Да не с кем, не с кем да Мане, ой, разгуляться, ой,
Да лёли, лёли, да лёлюшки, ой да, моя.

Ой да, не с кем, не... не с кем да скуку ле вот разогнать, да ой,
Да как пойду я да во синее моря, ой,
Да лёли, лёли, да лёлюшки, ой да, моя.

Ой да, сяду я, ся... сяду, ой, на крутом вот беряжочку, ой,
Да сяду, сяду на крутом вот бетяжочку, ой,
Да лёли, лёли, да лёлюшки, ой да, моя.

Ой да, гляну я, гля... ой, гляну да во синее море, да ой,
Да гляну, гляну да на синее море, ой,
Да лёли, лёли, да лёлюшки, ой да, моя.

Ой да, виду я, ви... ой, вижу да свою, ой, белу тень, да ой,
Да вижу, вижу да свою, ой, белу тень, ой,
Да лёли, лёли, да лёлюшки, ой да, моя


«Кали зря»:


Ой да там у лози, ой да тольки вот при-в дорози,
А да е-я, ой да ой, там стояла
Белая ши да берёза, да й берёза.

Ой да стояла белая да берёза...
А да е-я,, ой да вот тонкая,
Ох да вот, високая, да високая.

Ой да только она вор високая...
А да е-я, ой да ой, листом о...
Эх, да [о]на, вох, широкая, широкая.

Ой да листом она й широкая...
А да е-я, ох да вох, как на той
На белой да берё... да й берёзе

Ой да как на той на белой да берёзе,
А да е-я, ох да вот, сидел жа
Сизенький да голу... да й голубчик.

Ой да сидел жа ён да гуркуя,
А да е-я, ох да вот, под другоя
Да всё ох, под белоя, ой да белоя,

Ой да под другою, вот под белою,
А да е-я, ой да вот, сидел жа
Разудалый да моло... да й молодчик.

Ой да сидел жа, ох, раздобрай да молодчик,
А да е-я, ох да вох, сидел жа,
А всё ой, письмо пиша, да письмо пиша.


При проводах рекрута:


Ой да мы сегодня вот пьём да гуляем, да ро...
Ой да, а назавтра, ой, у...
А всё, ой, вот во солдаты, ай, бя...
Ой да хочуть меня, ой вот,
А всё, ой вот, в службу брать.

Ой да хочуть меня в службу брать да ро...
Ой да бяруть меня, ой, во...
А всё, ой, вот во солдаты, ай, вя...
Ой да вядуть меня, ой вот,
А всё, ой вот, во приём.

Ой да вядуть меня во приём, да ро...
Ой да на приёме, ой, ро...
А всё, ох, вот раздевають, ай, на...
Ой да на моё тело, ой, белое,
А всё, ох вот, да смотрять.

Ой да на моё тело да смотрять...
Ой да тело белое, грудь,
А всё, ох, вот да здорова, ой, во...
Ой да и сказали, ой, маольчик,
А всё, ой вот, да годён.

Ой да мне сказали, мальчик-то годён, да ро...
Ой да бяруть ножни, ой, во...
А всё, ох, вот пострягають, ай, по...
Ой да закричали, ой, вот...
А всё, ох, вот да ура.

Ой да закричали все да ура, да ро...
Ой да подождите, ой, во...
А всё, ох, вот не стригите, ай вот,
Ой да, пока мать да отец
А всё, ох вот, да придёт.


«Летом, когда шли с поля, с работы»:


Ой да полынь го... ой, горькия в поле да трава,
Го... горчей тебя, ой, моя, ай да, да полынь, да ох,
Горчее тебя во всём полю нет.

Ой да горчей тебя, э-ах, да о всём полю нет, ой,
Полю...полюбил жа, ой, парень да... да девчонку, ох.,
Всё да... да по совя... да совясти да... да своя.

Ой да всё да по сове... э-ой, да совести да свояй, ох,
Полю... полюбёмши, ой, парень да... да девчонке, ох,
Стал да... да успраша... да успрашивать да... да у ей.

Ой да стал да успра... ой да успрашивать да у ей, ох,
Да ты скажи, скажи, ой, моя свет да... да девчонка, ой,
Чи ты... чи ты любишь да верно, ох, да... да меня?

Ой да чи ты лю... ой, любишь да верно, вот, да меня, ох,
Ой, люблю я, люблю, ой, тебя да... да молодчика, ох,
Вот по... по несчастью да счастью, вот, своему.

Ой да всё да по счастью... ой да, счастью, вот, своему, ох,
То... то-то счастье да моё, ох, вот разбессчастье, ох,
Чу... ох, чужедальняя да дальняя, вот, сторона.

Ой да чужедальняя вот сторона, ох,
Как да... да на тэй жа да дальней, вот, ой вот, да сторонке
Всё зе... зеленея да зелёна, ох, да... да трава.

Ой да зеленей-зеленея, ой, да луга, ох,
Вот да... да по тэй жа да зелёной, эх, вот, да лужочку, ох,
Про... ох, да прорастаоа да шелковая, ой, да... да трава.

 

Фото

Аудио

01 Протяжная песня «Ой да ты дорога, дорога» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

02 Протяжная песня «Ох да не с кем, не с кем Маше разгулять» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

03 Протяжная песня «Ой да мать да по сыну ох да не тужа» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

04 Протяжная песня «Ой да сукрашёно-то полё» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

05 Протяжная песня «В зеленому саду груша» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

06 Протяжная песня «Взлетел ворон на белу берёзу» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

07 Протяжная песня «Вечор поздно заудалой молодец у девки гостевал» в исполнении ансамбля с. Завгороднее Балаклейского р-на Харьковской обл. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

В этом сезоне сочинения Дмитрия Шостаковича войдут в программу многих концертов Московской филармонии.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть