Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиция протяжного пения хоперских казаков станицы Слащевская Кумылженского района Волгоградской области

Этнос: Казаки
Конфессия: Православие
Язык: Русский, южнорусское наречие, группа донских говоров
Паспорт объекта
Станица Слащевская расположена в нижнем течении реки Хопер, недалеко от его впадения в Дон, и относится к Кумылженскому району Волгоградской области. В недалеком прошлом Слащевская принадлежала Верхне-Донскому округу, центром которого была станица Вешенская.

Слащевская привлекает внимание собирателей казачьего фольклора начиная с 1963 года, в августе которого состоялась экспедиция Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (руководители - А.С. Кабанов, Э.Р. Гузикова). Были записаны несколько десятков песен разных жанров, в основном протяжных, от местных жителей. Возраст певцов на момент записи составлял около 60 лет. По выражению самих исполнителей, они в такие годы «самые игруны». Повторная запись коллектива следующего поколения станицы была проведена А. С. Кабановым в 1979 году.


Репертуар, в основе которого лежит протяжная песня, многоголосный склад музыкальной фактуры, линеарное мелодическое варьирование отличают искусство местной традиции. Протяжные песни называют здесь «долгими», «тяглыми», «вилючими». Медленный темп, длительность музыкально-поэтической строфы, широкие скачки в мелодике присутствуют и в исторических, и в воинских, и в лирических песнях.


Протяжные жанры не прикреплены к какому-либо обряду, они играются в любое время на посиделках, семейных праздниках, в трудовых буднях.


Соотношение напева  и текста в песнях донских казаков обладает особой спецификой. Характерные черты протяжности – словообрывы, повторения слов, широкие внутрислоговые и межслоговые  распевы, вставки различных гласных в середину слова, асемантические слоги типа междометий и восклицаний. При этом возникает сильная рассредоточенность смыслонесущего текста.


Частое пение на природе, на улице, в лесу, у реки способствуют формированию характерного естественного тембра, рассчитанного на звучание в открытом пространстве.


Ансамблевая фактура в основе своей трехголосна: «нижний бас», «верхний бас» и солирующий верхний подголосок. Бас – это нижняя голосовая партия многоголосия, ему всегда поручается запев. Эту партию исполняет группа мужских и низких женских голосов. Противопоставленную басам линию дисканта должен вести мужчина-тенор, но в записанных песнях подголосок ведет исключительно женский альт. Отсутствие в ансамблях станицы мужчин-дискантов мы рассматриваем как свидетельство трансформации донского многоголосия на современном этапе бытования фольклорной традиции.


Диапазон звукоряда басов в протяжных песнях составляет как минимум малую септиму. Дискант расширяет звукоряд, надстраивая его на три звука до децимы. Солирующий подголосок может исполняться без слов, вокализируя на одни гласные звуки. Его партия тесситурно, мелодически, ритмически противопоставлена партии басов.


От слащевцев записано несколько вариантов исполнения распространенной у казаков протяжной песни «Поехал казак во чужбину далеко». Ансамблевые образцы демонстрируют типичную многоголосную фактуру с различными по характеру сольными женскими подголосками. Дискант в первой строфе покрывает все голоса хора благодаря постоянно возникающей верхней терции лада. Подголосок во второй строфе играет песню мягче и чуть ниже, лишь изредка «задевая» третью ступень. Эта песня, как и другие примеры, разыгрываясь от строфы к строфе, повышает тесситуру на полтона-тон. Высокие тесситуры вообще характерны для исполнения протяжных песен слащевцев.


От вокального трио в 1963 году были записаны редко исполняемые песни: эпическая «Загоралося чистое поле» и историческая «Что не сокол был крылатый» о войне с Наполеоном.


В песне о соколе обращают на себя внимание широкораспетый виртуозный цепной запев с «доминантовой» субквартой. Ладовое строение протяжного «колена» - близко натуральному минору, однако в напеве возникают и мимолетные, но яркие отклонения в седьмую низкую и третью ступень лада.


В большинстве протяжных песен следует отметить относительно стабильный темп (пульсация, равная секунде) и долгота протяжного колена (30 секунд).


В воиской песне «Разродимая сторонка» у басов возникает чередование скандированных речитативных участков смыслонесущего текста (преимущественно по пять слогов), узкообъемных по высоте, и протяжных слоговых распевов с широкими мелодическими вокализами. В сольном варианте, поющемся «в одно колено», эта особенность проявляется еще выразительнее: узкообъемный участок мелодики и взлет на мелодическую «вершину-источник», подчеркнутый динамическим акцентом.


Поэтический текст эпической песни «Не сокол с орлом солетались» у слащевцев красиво расширяется со стороны зачина «Не былым бело заря занимается».


В воинской протяжной песне «Полно, братцы, нам крушиться» текст (воспоминание о былых сражениях) лег на ритмически и многоголосно распетую строевую песню, с ее типовой четырехстрочной основой с вокализированным припевом в третьей строке. Строевая припевка неузнаваемо преобразилась, приобрела здесь все качества песни протяжной: трехголосие с солирующим дискантом, распев, повторы слов, «вилючий» запев.


Обратим внимание также на диалог двух запевал в воинской песне «За Уралом за рекой казаки гуляют» и вибрирующий «дрожащий» бас запевалы в исторической песне «Соловей кукушку уговаривал». Такое крупное вибрато характерно для певческой манеры участников фольклорного ансамбля станицы Вешенская – центра Верхнедонского округа. 

Фото

Аудио

01 Протяжная воинская лирическая песня «Поехал казак во чужбину далеко» (Вариант I) в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

02 Протяжная воинская лирическая песня «Поехал казак во чужбину далеко» (Вариант II) в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

03 Протяжная воинская песня «Загоралося чистое поле» в исполнении мужского трио из станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

04 Протяжная воинская песня «Разродимая сторонка» в исполнении мужского трио из станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

05 Протяжная воинская песня «Разродимая сторонка» в исполнении М.И. Кочетова из станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

06 Протяжная эпическая песня «Что не сокол был крылатый» в исполнении мужского трио из станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

07 Протяжная эпическая песня «Не белым бело заря занималася» в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

08 Протяжная историческая песня «Полно братцы крушиться» в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

09 Воинская песня «За Уралом за рекой казаки гуляют» (Вариант I) в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

10 Воинская песня «За Уралом за рекой казаки гуляют» (Вариант II) в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

11 Баллада «Соловей кукушечку уговаривал» в исполнении фольклорного ансамбля станицы Слащевская Кумылженского р-на Волгоградской обл. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть