Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Крещение и похороны кукушки в д. Черный Поток Людиновского района Калужской области

Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
В д. Черный Поток Калужской области вплоть до середины 60-х годов XX столетия совершался весенний обряд крещения и похорон кукушки. Он длился четыре дня: с понедельника до Вознесения, которое всегда приходится на четверг.

В понедельник на шестой неделе после Пасхи делали куклу-кукушку, как правило, в послеобеденное время. Традиционно этим занимались девочки-подростки 12–16 лет. Обычно это были близкие подруги или родственницы (например, двоюродные сестры). Таких подростковых групп в одной деревне могло быть до десяти, и у каждой группы была своя кукушка. С начала 1970-х годов в обряде стали принимать участие все жители деревни, как мужчины, так и женщины всех возрастных групп. Так, в 1995 г. во время видеофиксации в обряде похорон кукушки участвовали 35 жителей д. Черный Поток – от детей 3 лет до старух 88 лет.


Для изготовления кукушки девочки собирались во дворе одной из подруг. Она приносила две ольховые палочки с раздвоенным концом длиной от 15 до 25 см. Эти палочки были «основой» туловища будущей куклы, а раздвоенные концы – ее «ногами». Палочки связывали нитками, на середину наматывали льняные очески (в современном исполнении – вату). Голову изготавливали отдельно. Для нее скатывали шарик из тех же льняных оческов, затем его плотно обматывали лоскутком белой ткани, который у основания перевязывали ниткой. Затем «голову» прикрепляли к ольховым палочкам.


После изготовления основы куклы-кукушки, ее начинали «наряжать». Сначала каждую «ножку» кукушки (раздвоенный конец палочки) обматывали полоской ткани красного (реже черного) цвета, на голову кукушке повязывали платок – лоскут красной ткани квадратной формы. Отдельно кукле шили маленькое платьице или кофточку и юбочку из лоскутков, которые должны были быть ярких цветов (алого, голубого), «потому что кукушка – девочка». Когда в 1995 г. одна из исполнительниц нарядила кукушку в одежду темно-синего цвета, другие участницы обряда начали возмущаться: «Бабка бабку и сделала». Для праздника изготовили новую куклу-кукушку и нарядили ее в красную юбочку и голубую кофточку. У традиционной куклы-кукушки «рук» не было, позднее к сарафану стали пришивать маленькие лоскутки – крылышки. Вплоть до конца 1970-х годов кукле никогда не рисовали лица. Позже стали рисовать глазки, ротик и носик. 


Как только кукушка была готова, ее несли к ближайшему колодцу. Поднимали полное ведро воды и три раза брызгали на куклу. Это называлось кстить кукушку. Крещеную кукушку приносили домой и сажали на подоконник лицом на улицу. Она так там и сидела две ночи, до среды.


Во вторник та же группа девочек ходила к мальчику-подростку с просьбой изготовить маленький гробик для куклы. Мальчик делал гробик из досок, с крышкой, на которую прикреплял крест из черной ленты. За гробик некоторые ребята просили 1 рубль или поцелуй от каждой девушки. Под вечер гробик с крышкой приносили в дом, где «жила» кукушка, и оставляли его в сенцах.


В среду кукушка «умирала». Девочка, в чьем доме «жила» кукушка, под вечер укладывала ее в гробик, накрывала «одеялком» и марлей (иногда клала в гробик цветочки) и ставила на лавку под окном: «Ставили как настоящего покойника, чтобы головой в красный угол».


В четверг на Вознесение в дом, где умерла кукушка, еще до рассвета (около 3 часов утра) приходили подружки, которые в понедельник вместе делали куклу. Каждая приносила с собой поминальную еду: яйцо, огурец, лук, по кусочку сала и хлеба, два-три блинчика. Приносили также квас или морс – «как будто самогонка». Входя в дом, подружки вели следующий диалог с девочкой-хозяйкой:


– Здравствуй, Марья (имя хозяйки)!

– Здравствуйте, подруженьки!

– Жива ли наша сестрица?

– Померла ночью!

– Ой, подруженьки, горе-то какое! Надо ж сестрицу похоронить, а потом и помянуть.


Девушки брали гробик, крышку и шли в лес хоронить кукушку. Гробик несли четыре девушки на самодельных носилках. В лесу вырывали ямку глубиной 10–15 см. Место захоронения определяли спонтанно. Гробик с куклой-кукушкой опускали в могилку на «холстах» – маленьких лоскутках ткани. Во время похорон девочки причитали на напев местной похоронной причети:


Кукушечка! Сестриченька!

Померла наша подруженька!


Схоронив куклу, на земле расстилали кусок ткани, на котором раскладывали еду, и садились вокруг поминать кукушку. Домой шли веселые, приплясывали, пели самые разные песни.


Могилка куклы-кукушки была местом тайным. Ее никому не показывали. Иногда мальчики-подростки из той же деревни выслеживали девочек (сидели на деревьях всю ночь), и, когда они уходили после похорон и поминок, отрывали кукушку, а потом дразнили девочек, показывая свой трофей. Считалось очень плохой приметой (один из вариантов – девочки умрут до замужества), если захоронение кукушки обнаруживали и ее отрывали.  Поэтому иногда девочки делали два или даже три захоронения, только одно из которых было настоящим.


Местные жители считают, что на Вознесение кукушку хоронят для того, чтобы пошел дождь и был хороший урожай.


В д. Черный Поток с этим праздником связаны и другие мифологические представления. На Вознесение здесь для каждого из членов семьи пекут специальное обрядовое печенье –  лесенку. Местные жители считают, что по ней душа пойдет на небо. Причем, длина лесенки и число перекладин зависит от количества грехов: чем больше у человека грехов, тем длиннее должна быть лесенка. У нашей исполнительницы Полины Ивановны Андроновой на лесенке было всего три ступеньки.


Обряд был зафиксирован на Вознесение в 1995 г. С начала 1970-х годов он стал превращаться в праздник для всех жителей д. Черный Поток, при этом произошли следующие изменения:


– вместо 4 дней обряд длится 2 дня: в среду куклу-кукушку изготавливают, в четверг хоронят;

– в обряде могут принимать участие жители любого возраста и пола;

– куклу-кукушку хоронят не в лесу, а на краю поля рядом с лесом; в 1995 г. кукушку хоронили у большого камня-валуна;

– место захоронения кукушки перестало быть тайной, но отрывать кукушку по-прежнему нельзя, это считается плохой приметой; на месте захоронения стали ставить деревянный крестик, а могилку обтыкать веточками, на которые вешают небольшие лоскутики-рушнички, «как на настоящем кладбище»;

– полностью утрачена мотивация обрядового действия, в прошлом направленного на вызывание дождя и получение хорошего урожая; сейчас говорит: «Это просто наш праздник, чтобы выпить и песни попеть».

Фото

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть