Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Крещение и похороны кукушки в д. Черный Поток Людиновского района Калужской области

Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
В д. Черный Поток Калужской области вплоть до середины 60-х годов XX столетия совершался весенний обряд крещения и похорон кукушки. Он длился четыре дня: с понедельника до Вознесения, которое всегда приходится на четверг.

В понедельник на шестой неделе после Пасхи делали куклу-кукушку, как правило, в послеобеденное время. Традиционно этим занимались девочки-подростки 12–16 лет. Обычно это были близкие подруги или родственницы (например, двоюродные сестры). Таких подростковых групп в одной деревне могло быть до десяти, и у каждой группы была своя кукушка. С начала 1970-х годов в обряде стали принимать участие все жители деревни, как мужчины, так и женщины всех возрастных групп. Так, в 1995 г. во время видеофиксации в обряде похорон кукушки участвовали 35 жителей д. Черный Поток – от детей 3 лет до старух 88 лет.


Для изготовления кукушки девочки собирались во дворе одной из подруг. Она приносила две ольховые палочки с раздвоенным концом длиной от 15 до 25 см. Эти палочки были «основой» туловища будущей куклы, а раздвоенные концы – ее «ногами». Палочки связывали нитками, на середину наматывали льняные очески (в современном исполнении – вату). Голову изготавливали отдельно. Для нее скатывали шарик из тех же льняных оческов, затем его плотно обматывали лоскутком белой ткани, который у основания перевязывали ниткой. Затем «голову» прикрепляли к ольховым палочкам.


После изготовления основы куклы-кукушки, ее начинали «наряжать». Сначала каждую «ножку» кукушки (раздвоенный конец палочки) обматывали полоской ткани красного (реже черного) цвета, на голову кукушке повязывали платок – лоскут красной ткани квадратной формы. Отдельно кукле шили маленькое платьице или кофточку и юбочку из лоскутков, которые должны были быть ярких цветов (алого, голубого), «потому что кукушка – девочка». Когда в 1995 г. одна из исполнительниц нарядила кукушку в одежду темно-синего цвета, другие участницы обряда начали возмущаться: «Бабка бабку и сделала». Для праздника изготовили новую куклу-кукушку и нарядили ее в красную юбочку и голубую кофточку. У традиционной куклы-кукушки «рук» не было, позднее к сарафану стали пришивать маленькие лоскутки – крылышки. Вплоть до конца 1970-х годов кукле никогда не рисовали лица. Позже стали рисовать глазки, ротик и носик. 


Как только кукушка была готова, ее несли к ближайшему колодцу. Поднимали полное ведро воды и три раза брызгали на куклу. Это называлось кстить кукушку. Крещеную кукушку приносили домой и сажали на подоконник лицом на улицу. Она так там и сидела две ночи, до среды.


Во вторник та же группа девочек ходила к мальчику-подростку с просьбой изготовить маленький гробик для куклы. Мальчик делал гробик из досок, с крышкой, на которую прикреплял крест из черной ленты. За гробик некоторые ребята просили 1 рубль или поцелуй от каждой девушки. Под вечер гробик с крышкой приносили в дом, где «жила» кукушка, и оставляли его в сенцах.


В среду кукушка «умирала». Девочка, в чьем доме «жила» кукушка, под вечер укладывала ее в гробик, накрывала «одеялком» и марлей (иногда клала в гробик цветочки) и ставила на лавку под окном: «Ставили как настоящего покойника, чтобы головой в красный угол».


В четверг на Вознесение в дом, где умерла кукушка, еще до рассвета (около 3 часов утра) приходили подружки, которые в понедельник вместе делали куклу. Каждая приносила с собой поминальную еду: яйцо, огурец, лук, по кусочку сала и хлеба, два-три блинчика. Приносили также квас или морс – «как будто самогонка». Входя в дом, подружки вели следующий диалог с девочкой-хозяйкой:


– Здравствуй, Марья (имя хозяйки)!

– Здравствуйте, подруженьки!

– Жива ли наша сестрица?

– Померла ночью!

– Ой, подруженьки, горе-то какое! Надо ж сестрицу похоронить, а потом и помянуть.


Девушки брали гробик, крышку и шли в лес хоронить кукушку. Гробик несли четыре девушки на самодельных носилках. В лесу вырывали ямку глубиной 10–15 см. Место захоронения определяли спонтанно. Гробик с куклой-кукушкой опускали в могилку на «холстах» – маленьких лоскутках ткани. Во время похорон девочки причитали на напев местной похоронной причети:


Кукушечка! Сестриченька!

Померла наша подруженька!


Схоронив куклу, на земле расстилали кусок ткани, на котором раскладывали еду, и садились вокруг поминать кукушку. Домой шли веселые, приплясывали, пели самые разные песни.


Могилка куклы-кукушки была местом тайным. Ее никому не показывали. Иногда мальчики-подростки из той же деревни выслеживали девочек (сидели на деревьях всю ночь), и, когда они уходили после похорон и поминок, отрывали кукушку, а потом дразнили девочек, показывая свой трофей. Считалось очень плохой приметой (один из вариантов – девочки умрут до замужества), если захоронение кукушки обнаруживали и ее отрывали.  Поэтому иногда девочки делали два или даже три захоронения, только одно из которых было настоящим.


Местные жители считают, что на Вознесение кукушку хоронят для того, чтобы пошел дождь и был хороший урожай.


В д. Черный Поток с этим праздником связаны и другие мифологические представления. На Вознесение здесь для каждого из членов семьи пекут специальное обрядовое печенье –  лесенку. Местные жители считают, что по ней душа пойдет на небо. Причем, длина лесенки и число перекладин зависит от количества грехов: чем больше у человека грехов, тем длиннее должна быть лесенка. У нашей исполнительницы Полины Ивановны Андроновой на лесенке было всего три ступеньки.


Обряд был зафиксирован на Вознесение в 1995 г. С начала 1970-х годов он стал превращаться в праздник для всех жителей д. Черный Поток, при этом произошли следующие изменения:


– вместо 4 дней обряд длится 2 дня: в среду куклу-кукушку изготавливают, в четверг хоронят;

– в обряде могут принимать участие жители любого возраста и пола;

– куклу-кукушку хоронят не в лесу, а на краю поля рядом с лесом; в 1995 г. кукушку хоронили у большого камня-валуна;

– место захоронения кукушки перестало быть тайной, но отрывать кукушку по-прежнему нельзя, это считается плохой приметой; на месте захоронения стали ставить деревянный крестик, а могилку обтыкать веточками, на которые вешают небольшие лоскутики-рушнички, «как на настоящем кладбище»;

– полностью утрачена мотивация обрядового действия, в прошлом направленного на вызывание дождя и получение хорошего урожая; сейчас говорит: «Это просто наш праздник, чтобы выпить и песни попеть».

Фото

Прямая трансляция 26 сентября, начало в 19:00

VIII Большой фестиваль Российского национального оркестра: П.И. Чайковский, опера «Иоланта» в концертном исполнении

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть