Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Хороводная традиция деревни Лутна Клетнянского района Брянской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Деревня Лутна находится в Клетнянском районе, на севере Брянской области (в XIX веке – Брянский уезд Орловской губернии), у границы со Смоленщиной. Клетнянская традиционная культура сформировалась на перекрестье двух традиций – смоленской поднепровской и брянской подесенской. Хороводы здесь водят на святки, что характерно для смоленских территорий, и на Троицу, как повсеместно на Брянщине.


Зимой в Коляды – святочный период от Рождества до Крещения – молодежь в Лутне собиралась на вечерины либо в домах, где было много девушек, либо у одиноких женщин или вдов. Если хату снимали, то расплачивались за нее работой, продуктами, дровами и т. п.: «Раньше ж не было клубов, собирались у кого девок поболе, туды йдём уси. У нас были хаты такие, что, пожалуйста, приходите. Где-нибудь у вдовы у какой. Где семья большая, туды не пойдём жа. Чим-то платили, чтоб только пустила. Хто керосин, бывало, украдеть у матки с батькой и принесеть. Хто что». На вечеринах играли в различные игры, плясали и танцевали, водили карагоды: «Пойдемте карагоды водить. И мы водили две недели. Играли, плясали, гармонист устанет – карагоды водили. До двенадцати карагоды водили».


Все хороводы святочного периода водили крýгом – или медленно, взявшись за руки («вот, бывало, возьмуца за руки человек 10–20 и пошли в круг»), или быстро, с припляской. При этом ходили, меняя направление движения – по солнцу и против солнца.


В некоторых хороводах в центре круга разыгрывали сюжет песни: «И вот пели «Ермака». Содим мужчину посярёд, сами у карагод и тада:

Что на горке мак, на долине так.

Мои, мои маковочки, золотые верховочки,

Стойтя вы так, как зялёный мак.

Ермак-Ермак, ти поспел мак?

Щё тока спашуть – ён отвечаеть. А тады скародють, а тады сеють, а тады всходить, зацветёт. А кады поспел, вот тада начинають етого Ермака драть. И тада скажуть – сгнил!»


Еще один игровой хоровод – «Что на горке липенка». В нем по ходу разыгрывания сюжета меняется хореография: медленный шаг по кругу под основный текст песни сменяется быстрым движением с приплясыванием под слова припева: «Сорок девок, один я, куда девки – туда я».


Колядные круговые хороводы без разыгрывания – «По загуменью хмели, по загуменью ярый. / Ой, ляли ляй ля, оли-ляй, ляй ляй ля» и «Народила мяне мати а всё недоноском, / ой люли, с-по люли, а всё недоноском».


Весенние хороводы водили только на троицкой неделе, когда ходили завивать и развивать венки. Завивать венки здесь ходили девушки и женщины на Троицу, по местной традиции отмечаемой в понедельник. Направлялись в лес и выбирали большую поляну на опушке у поля или луга: «В луг ходили, а тама бярёзки, там жа лес большой». Там девушки плели венки из березовых веток или полевых цветов.


Женщины делали большой венок, который здесь называют прóйба, – срубали или сламывали две тонкие высокие березки и связывали (скручивали) их макушки: «Девки, бабы вянки завивали на Троицу в понедельник. В лес ходили, завьём вянки с бярёзы, пройбу сделаем»; «Выбирают место и там завивают венки. Одевают на головы и делают, как там называется, пройбу с двух кустов, связывают берёзки две и идут к реке с гармошкой песни петь». Получались воротца, через которые должны были пройти все участницы обряда завивания венков: «Пройба наряженная высокая, дуга эта – бярёзки сломають и закручивають. Как вороты вот большие бярёзки завьють и сюда и туда макушки».


На поляне устраивали трапезу, для которой собирали продукты вскладчину: «Собирали кто луку, кто хлеб, кто яичек, кто сала, и пошли». Затем возвращались в деревню, неся впереди пройбу, и оставляли ее и свои маленькие веночки на неделю в каком-либо хозяйственном помещении дома.


По дороге из леса после завивания венков водили хороводы: «Делали пройбу. Две берёзы зламывають такие тонкия, идуть танцують и песни поють». Шли обычно толпой, кто-то – парами, взявшись за руки: «И толпой идуть и можно рядом становиться. Идуть-идуть все кучей попарно и поють песни». Самый зрелищный и интересный весенний карагод – хоровод-шествие под песню «Мартын» с разыгрыванием ее сюжета. Впереди толпы шли две женщины, одна из которых была переодета в старика Мартына: «Это пели тут Мартын. Мартыном притворялись. В старика надевалася бабка». Эта песня, по словам исполнителей, срамная, с эротическим сюжетом:


«Кричит: – Мартын!

Мартын к хате подходил.

Я молчу-молчу, помалкиваю,

На уме себе подерживаю,

Я Мартына разманеживаю.

– Мартын! – Опять кричит.


А тады еще порядком: к хате подходил, потом к клети подходил, потом двери открывал, к кровати подходил, 'дияло открывал, рядом ложилсь, юбку подымал, груз свой навалил... И яны ж начнуть свадьбу гулять, как положут их спать, начинають Мартына женить».


По дороге останавливались и водили круговые хороводы – как медленные, так и быстрые, с припляской. Медленно ходили под песни «Вы следы мои, следы, до чего ж вы довели. / Калина моя сманула меня», «Сама я у кузню ходила, / лёли-лёли, ходила», «Как была молода у свёкра за мужем, / ой, да люли-люли, у свёкра за мужем». Под песню «Пошёл козёл в огород» приплясывали, а в кругу три персонажа – козёл, дед и внучка Марьюшка – разыгрывали сюжет.


Через неделю, на петровское заговенье, женщины и девушки ходили развивать венки – забрав их из дома, где они хранились в течение недели, шли к речке, бросали в воду венки и пройбу, гадали о своей судьбе: «На следущее воскресенье идуть развивать, и к речки, и бросають в речку. И вот чей потонеть , тыя и умреть»; «К речке подходют и ету кидают пройбу и венки свои». На берегу реки и по дороге в деревню опять могли водить карагоды и играть «Мартына».


Хороводные песни в лутнянской традиции делятся на зимние и весенние. Зимние, исполняемые в Коляды, называют здесь колядскими, а весенние, приуроченные к троицкой неделе, – духовскими.


Однако в организации их напевов и поэтических текстов обнаруживается много общего. Поэтические тексты большинства колядских и духовских песен включают асемантические или смыслонесущие рефрены: «ой, ляли ляй ля, оли-ляй, ляй ляй ля», «ой люли, с-по люли», «ой, да люли-люли», «лёли-лёли», «калина моя сманула меня», «сорок девок, один я, куда девки – туда я». В некоторых песнях с разыгрыванием сюжета песенные строфы перемежаются словесными репликами: возгласом «Мартын!» в песне «Мартын к хате подходил», вопросом «Ермак-Ермак, ти поспел мак?» и ответом на него «Еще только пашут (скородят, сеют, всходит, цветет)» в песне «Что на горке мак, на долине так».


Напевы большинства хороводных песен строятся из одинаковых ритмических построений, для некоторых образцов характерна смена темпа и ритмической пульсации.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Колядная хороводная песня «По загуменью хмеля» в исполнении жительниц д. Лутна Клетнянского р-на Брянской обл. Правовая информация

02 Троицкая хороводная песня «Мартын» в исполнении жительниц д. Лутна Клетнянского р-на Брянской обл. Правовая информация

03 Троицкая хороводная песня «Из-за лесику, лесу тёмного» в исполнении жителей д. Лутна Клетнянского р-на Брянской обл. Правовая информация

04 Троицкая хороводная песня «Как была я молода» в исполнении жительниц д. Лутна Клетнянского р-на Брянской обл. Правовая информация

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

24 сентября на площади перед Театром Российской армии пройдет театральный фестиваль.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть